Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 08:55, курсовая работа
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
Введение 3
1. Технологии и концепции развития орфографической зоркости
младшего школьника 5
1.1. Методы и приёмы развития орфографической зоркости 5
1.2. Факторы орфографической зоркости, как шаг к грамотному
письму 11
2. Экспериментальная часть 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Результаты исследования 19
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 26
Следует помнить, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются: 1) четкое планирование всей работы;
2) тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия; ,3) систематический и разносторонний характер работы по орфографии со слабоуспевающими учениками; 4) постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.
После проведенной работы в течение года мы подвели итоги.
Был проведен срезовая контрольная работа по русскому языку в двух классах:
4а- экспериментальный класс, где в течение года проводилась работа, описанная выше по формированию орфографической зоркости;
4б - контрольный класс, где работа по орфографии проводилась традиционно. Данные проверки в процентном соотношении даны в таб.№5
Таблица№5
Классы |
Оценки |
Развернутый ответ на вопрос |
Тестирование |
Контрольный диктант |
Контрольный класс |
«5» «4» «3» «2» |
- 8 15 1 |
- 12 12 - |
2 6 13 3 |
Качество знаний в % |
34,6 |
46,2 |
27 | |
Экспериментальный класс |
«5» «4» «3» «2» |
11 6 - |
8 1 - |
8 5 - |
Качество знаний в % |
77 |
96 |
79,2 |
Можно сделать вывод о том, что учащиеся 4а-го класса уже обладают неплохой (79%) зоркостью, так как их учат этому (в другом классе получено 45% высокий уровень орфографической зоркости у учащихся объясняется тем, что учительница особенно много и настойчиво работает над комментированием учебных действий, называя это «управлением» учебной работой со стороны самих учащихся.
Следует заметить также, что индивидуальные различия орфографической зоркости у учащихся очень, велики и составляют в начальных классах до 100%.
Вывод по 3 главе
Орфографическая зоркость учащихся легко поддается учету, в отличие от фонематического слуха, критерии измерения которого пока не разработаны.
Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.
При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы.
Заключение
Итак, проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их питомцев остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников, абитуриентов, студентов. В чем искать выход из такого положения? Конечно же, не в том, чтобы работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход, как мы полагаем, следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.
Анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме формирования орфографической зоркости позволил сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых к развитию орфографической зоркости на уроках русского языка и об отсутствии должного к ней внимания в школьной практике.
В традиционных учебниках "Русский язык" недостаточно представлены упражнения, направленные на обнаружение орфограмм.
Методика обучения орфографии в начальной школе не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Результатом этого, как показали обследования, за время обучения в начальных классах орфографическая зоркость формируется слабо: процент видения орфограмм у учащихся, пришедших в среднее звено основной школы, колеблется от 15% до 45%-50%.
Причины такого положения заключаются в плохом знании значительной частью учащихся опознавательных признаков орфограмм и способов их обнаружения.
Поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.
В ходе исследований выявлено, что на формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма.Система работы по формированию умения ставить орфографические задачи включает в себя, прежде всего, развитие фонематического слуха и выработку умения проводить слого-звуковой анализ слов, готовящих первоклассников к усвоению понятий "ударные и безударные гласные".
Основной прием усвоения безударности - одного из опознавательных признаков орфограмм данного типа - постановка ударения. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, постоянно проводятся разнообразные упражнения на нахождение ударных и безударных гласных.
По мере выработки умения находить безударные гласные становится возможным ознакомление первоклассников с наличием опасности на месте безударного звука и формирование первых представлений об орфограмме как написании, которое не устанавливается на слух.
При переходе во 2 классе (система 1-4) к изучению правил правописания безударных гласных на морфологическом уровне становится возможным вооружение учащихся знанием других опознавательных признаков - места в слове (морфемы) и принадлежности к определенной части речи. Для формирования соответствующих умений и доведения их до автоматизма используется система упражнений учебника, дополненная упражнениями развивающего характера.
Специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости, требует использования специальных приемов и видов работы, таких, как: письмо с пропусками орфограмм, специально организованное списывание и работа над ошибками, графическое и цифровое обозначение орфограмм; а также применения дидактических средств: таблицы орфограмм, опор-карточек орфограмм, тренажера, различного рода алгоритмов, памяток и др.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:
- учащиеся усвоили основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;
- достигнут довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;
- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
Библиография
1. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С.Арямов // Начальная школа. -1999 №4-С.17
2. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка./А.Р.Арутюнов -М.: Русский язык, 1987-361с.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Ю.К.Бабанский. -М.: Педагогика, 1989
4. Бакурина Т.Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне/Т.Н.Бакурина// Начальная школа. -2002- №2-С.56
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. / Д.Н. Богоявленский - М., 1966
6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4-С.39
7. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. -1996.- №9-С.78
8. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности/С.М.Бондаренко. --М.: Изд.»Знание», 1977
9. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2002- №1-С.90
10. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию/Т.В.Буркова// Начальная школа.-1998.- №11-С.82
11. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В.Гамезо -М.: Просвещение, 1991-271с.
12. Волина В.В. Занимательное азбуковедение./В.В.Волина -М.: Просвещение, 1991- 276с.
13. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников// Вопросы психологии,- 1983 -№5-С.64
14. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка/Е.С.Грабчикова// Начальная школа. -1999. №3
15. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов/Л.В.Двухжилова//Начальная школа. - 1998. №2
16. ЕраткинаВ.В.Работа над непроверяемыми написаниями /В.В.Ераткина// Начальная школа. -1999. №6
17. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. -М.: Просвещение. 1992-306с.
18. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию/П.С.Жедек, М.И.Тимченко// Начальная школа. -1999. №8
19. Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение
темы. Правописание безударных гласных
в корне слов во 2 классе./Ш.В.Журжина,В.П.
20. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми
написаниями/И.В.Захарова//
21. Иванова В.Ф. Современная русская орфография./В.Ф.Иванова -М.:Просвещение, 1991-47с.
22. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии/В.Ф.Иванова. -М.:Просвещение, 1982 -146с.
23. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. -1988. №11
24. Кузьменко А.С. С чего начинать орфографическую
работу в 1 классе?./А.С.Кузьменко//
25. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка/В.Д.Курпов///Начальная школа. -1990.- №3-С.37
26. Кустарева В.А., Рождественский Н.С.
Методика русского языка./В.А.Кустарев,Н.С.
27. Кустарева В.А. Активизация учебной
деятельности школьников и их речевая
культура/В.А.Кустарева//
28. Лаптева Л.С. Как легче запомнить слова
с непроверяемым написанием/Л.С.Лаптева//
29. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка./А.Н.Леонтьев -М.:Просвещение, 1974.-290с.
30. Львов М.Р. и др.. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов , Т.Г. Рамзаева ,. Светловская -М.: Просвещение, 1987- 267с.
31. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/М.Р.Львов//Начальная школа. -1984. №12-С.67
32. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990-361с.
33. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным
ответом при повторении орфографии/Т.И.Мишина//
34. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография./А.И.Моисеев -М.: Просвещение. 1980.-326с.
35. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова/Л.А.Никитина//Начальная школа. -1997. -№5.-С.71
36. Одегова В.Д. Развитие орфографической
зоркости/В.Д.Одегова//
37. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. -1997. -№1-С.29
38. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе./Л.И.Разумовская -М.:Просвещение, 1974.-301с.
40. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя./Л.И.Разумовская -М.: Просвещение, 1996.- 251с.
41. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе./Н.С.Рождественский -М.:Просвещение, 1960.-328с.
42. Розенталь Д.Э.и др.Современный русский язык. / Д.Э., Розенталь., И.Б Голуб, М.А. Теленкова- М.: Высш.шк. 1991.-572с.
43. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии./С.А.Рубинштейн -М.:Просвещение, 1978.-496с.
44. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та/Под ред. Л.Ю.Максимова. -М.: Просвещение, 1989.-374с.
45. Савинова З.А. Виды работ по формированию
орфографической зоркости/З.А.Савинова//
46. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической
зоркости/М.С.Селезнева//
47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./М.С.Соловейчик -М.:Просвещение, 1993.-482с.
48. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова/Л.Е.Тарасова//Начальная школа. -1998.- №2-С.90
49. Трубицына Г.Д. Орфографическая пропедевтика
на уроках обучения грамоте/Г.Д.Трубицина//
50. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. -_Майкоп, 1996.-271с.
51. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. -Екатеринбург, 1997.
52. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми
написаниями/Т.И.Уткина//
53. Ушакова В.С. Школьные психологи советуют/В.С.Ушакова//
55. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей/Л.А.Фролова//Начальная школа. -1999. №7-С.38
Информация о работе Развитие орфиграфической зоркости младших школьников на уроках русского языка