ПОДПИСКА
- Цветной журнал с электронными приложениями
- Бумажные и электронные версии
- Скидки для постоянных подписчиков
Оформить подписку
№14 – в подарок! Пожалуйста, ознакомьтесь с одним номером.
Вы можете скачать его бесплатно.
Развитие
орфографической зоркости и оперативной
памяти на уроках русского языка
“Перед
человеком три пути:
Путь размышления – это самый благородный;
Путь подражания – это самый легкий;
Путь личного опыта – это самый тяжелый
путь”.
Конфуций.
Сформировать орфографическую
зоркость – значит научить детей
видеть орфограммы. Умение замечать при
письме орфограммы является изначальным
умением, мотивирующим надобность в
правилах и развивающим способность
выделять при письме те случаи, когда пишущего
подстерегает опасность допустить ошибку.
Орфографическая грамотность
должна закладываться в младших
классах. Лингвисты, психологи, методисты
подчеркивают зависимость результатов
обучения орфографии от его первоначального
этапа, от того, на сколько развита у учащихся
способность обнаруживать в словах места,
которые нужно писать по правилам. Значит,
задача учителя – формировать орфографическую
зоркость учащихся. Исследования показывают,
что у детей, пришедших в 5 класс, процент
видения орфограмм колеблется от 30 до
50%.
Изучение работ психологов
(А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и
др.) позволило выделить в структуре орфографической
зоркости следующие компоненты:
Мотивационный компонент связан
с коммуникативной направленностью письменной
речи и предполагает осознание учащимися
необходимости грамотного письма и постановки
орфографической задачи.
Операционный компонент связан
с опознаванием орфограммы на основе знания
ее признаков и их определением в речевой
ситуации.
Операционный компонент
на первоначальном этапе формирования
орфографической зоркости предполагает
активное участие фонематического
слуха, звукового анализа в процессе
проговаривания, а на последующих
этапах – целенаправленное зрительное
восприятие.
Контролирующий компонент складывается
на основе самопроверки написанного в
результате сличения воспринимаемых зрительных
образов с их следом в памяти.
Таким образом, мы
видим, что на формирование орфографической
зоркости оказывают большое влияние
следующие психические процессы:
а) активное зрительное
и слуховое восприятие, включающие в себя
целенаправленный анализ;
б) логические операции
сравнения, конкретизации, систематизации,
классификации;
в) зрительная память,
включающая в себя запоминание и воспроизведение
зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное
и произвольное внимание, обеспечивающее
действие самоконтроля и самопроверки.
Орфографическая зоркость
развивается постепенно, в процессе
выполнения разнообразных упражнений,
обеспечивающих зрительное, слуховое,
артикуляционное, моторное восприятие
и запоминание орфографического материала.
В своей paботе я
наметила основные цели:
1) научить детей
слуховой зоркости – слуховому
восприятию;
2) научить зрительной
зоркости – зрительному вниманию;
3) научить мыслить,
рассуждать, доказывать, видеть общие
и частные признаки, говорить, вести диалог
на уроке и т.д.
С чего следует
начать?
1. Прежде всего необходимо
научить слышать звуки, определять их
количество в слогах, а затем в словах,
различать гласные и согласные, ударные
и безударные. Эту работу помогут осуществить
различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать
этой работой, так как впоследствии учащиеся
будут писать без пропусков букв.
2. Второй этап в этой
работе – это выработка орфографической
зоркости. Я учу ученика видеть и узнавать
орфограммы. А этот навык формируется
в деятельности и является результатом
многократных действий.
3. И третье, что необходимо
для достижения грамотного письма, – это
научить детей самоконтролю, т.е. ученик
должен уметь сам контролировать себя
во время проверки своей работы.
Еще в период обучения
грамоте, когда мы говорим о звуках,
учим детей распознавать их, обозначать
определенной буквой, появляются первые
орфограммы, а значит и необходимость
формировать орфографическую зоркость
и самоконтроль. Для этого я использую
схемы В.В. Смирновой и в дальнейшей работе
мы с ребятами используем их на уроках
русского языка (Приложение № 1, 2).
Справедливо замечено
педагогом-психологом Н.Ф. Талызиной, что
осмысление материала вызывается его
100–200 кратным повторением. Например, чтобы
ребенок научился писать букву а, он должен написать ее 100–200 раз
на протяжении какого-то периода времени.
Если он сразу напишет эту букву 100 или
200 раз, то это не даст желаемого результата.
Надо этот период растянуть на довольно
длительное время, в процессе которого
и формируется навык.
В своей работе
я использую mci одически с приемы,
которые позволяют выработать навык звукобуквенного
анализа, предупредить ошибки, развивают
орфографическую зоркость, самоконтроль,
такие как:
1. Проверка орфограмм,
списывание упражнения с орфограммами;
2. Сверка слов, написанных
на доске, со словами в тетради;
3. Подчеркивание
орфограмм;
4. Дано несколько слов
с разными орфограммами. Выписать определенные;
5. Написание слов
по памяти и подчеркивание
орфограмм;
6. Игра “Огоньки”:
дети прикрепляют красные кружки под орфограммами
и записывают слова с орфограммами в тетрадь;
7. Письмо с проговариванием;
8. Письмо с комментированием;
9. Словарная, творческая
работа;
10. Устное объяснение
орфограмм;
11. Диктант “Проверяю
себя”;
12. Диктант с
обоснованием;
13. Диктант с постукиванием
перед словом с орфограммой;
14. Диктант “Найди
слова”.
При формировании
правописных умений и навыков
у учащихся необходимо помнить, что
немаловажное значение имеет уровень
развития оперативной памяти (кратковременной
памяти). Поэтому я стремлюсь развивать
у детей этот вид памяти.
Работа ведётся
по алгоритму:
1. Прочитай предложение,
записанное на доске вслух, пойми смысл.
2. Отчетливо и
ясно проговаривай каждое слово
по слогам.
3. Читай предложение
по слогам про себя.
4. Просматривай как
пишутся слова, особенно трудные. Объясняй
все орфограммы.
5. Закрывай глаза и
мысленно “пиши” каждое слово. При этом
проговаривай трудные слова по слогам.
(“Если не уверен в написании какого-то
слова, открой глаза, рассмотри его еще
раз и снова сделай с ним эту же работу”.)
6. Запиши предложения
в тетрадь. (Доска с записанным предложением
закрывается.) (Проговори слово, запиши
и проверь.)
7. Предложение открывается.
Проверь от последнего слова к первому.
На уроках русского
языка я использую игры, развивающие
оперативную память и внимание (Приложение
№ 3).
В тетрадях стало
меньше исправлений, увеличилась скорость
письма, дети стали более внимательны.
Вся эта работа
помогает умственному развитию детей,
развивает память, наблюдательность,
зоркость, учит детей анализировать
и синтезировать. Русский язык для
большинства становится любимым
предметом.
Проведя анкетирование
детей о выборе любимого предмета,
61,5% детей выбрали русский язык.
Содержание и
требования усовершенствованных программ
в 1–4 классах определяют ряд существенных
задач, направленных на формирование у
учащихся практических умений и навыков,
которые необходимо решать не только
на уроке, но и в часы самоподготовки.
Организация обучения
грамотному письму без предварительной
подготовки отрицательно сказывается
на формировании у учащихся прочных умений
и навыков. Поэтому для обеспечения орфографической
грамотности на уроках большое значение
имеет работа по предупреждению ошибок.
На уроках русского
языка использую следующие приемы,
такие как:
1. Проговаривание трудных
по написанию слов (хоровое, индивидуальное).
2. Звуковой анализ
слов.
3. Проведение выборочного
комментирования.
4. “Словарь для справок”,
“Орфографический словарик”.
5. Использую на уроках
таблицы; сигнальные карточки при проведении
предупредительного и выборочного диктантов;
карточки, содержащие трудные по написанию
слова.
Анализируя ошибки,
надо знать причины их возникновения,
чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать
их. К примеру, ученик может допускать
ошибки в таких случаях: не знает правило
или, наоборот, правило знает, но применить
его на письме не может; смешивает правила
или не понимает смысла того, о чем пишет.
В целях обеспечения орфографической
грамотности учитель не может не учитывать
всего этого. И в связи с этим необходим
систематический анализ ошибок в знаниях
учащихся. Опыт работы показывает, что
такой анализ ведется в разных формах,
но наиболее эффективным, на мой взгляд,
является тот, где учитель фиксирует не
только типичные ошибки учащихся класса,
но и типичные индивидуальные ошибки учащихся,
у которых ослаблена орфографическая
зоркость.
Дата
проведения работы и вид работы |
Типичные
ошибки учащихся |
Типичные
индивидуальные ошибки слабоуспевающих
учащихся |
4
мая 2006 г. Диктант |
Правописание
безударных гласных в корне слова. |
1. Кирилл
К. (правописание безударных
гласных непроверяемых ударением,
правописание имён собственных.)
2. Даша П. (жи-ши,
парные согласные в корне слова, правописание
предлогов, ча-ща). |
Подобная форма
анализа ошибок дает учителю возможность
не только вовремя ликвидировать
типичные ошибки, допущенные большинством
учащихся класса, но и своевременно
прийти на помощь ученикам, методически
правильно спланировать индивидуальную
работу с ними.
Своевременная и
сознательная работа учащихся по исправлению
своих ошибок – важнейшее условие
обеспечения их орфографической
грамотности в дальнейшем. Её можно
разделить на два вида:
а) работа над типичными
ошибками учащихся класса;
б) работа над индивидуальными
ошибками, выполняемая как в классе, так
и дома.
Предупреждение
ошибок я осуществляю на каждом уроке,
давая детям очень короткие по
времени упражнения, так называемые
упражнения-пятиминутки, на которых использую
стихотворные упражнения по орфографии
(Приложение № 4). Эти упражнения помогают
мне добиться прочной грамотности учащихся.
Они могут быть разнообразными по форме
и по содержанию.
Цель устных упражнений
– тренировать учащихся в правильном,
литературном произношении слов; письменных
– вырабатывать умения правильно писать
слова на те орфографические правила,
которые дети еще не изучали, но на которые
очень часто встречаются слова как в детской
речи, так и в грамматических и орфографических
письменных упражнениях.
Например:
1. Я читаю загадки,
а учащиеся записывают слова-отгадки,
а затем составляют
предложение со словами-отгадками.
Пример: Стоит Антошка на тонкой
ножке.
(Гриб.)
Орфографические сказки
используются с учетом психологических
особенностей детей.
Они помогают учить
детей не только видеть орфограммы,
определять их тип, но и выполнять
орфографические действия, т.е. подбирать
проверочные слова.
А вот средством
оценки (контроля) качества орфографической
подготовки является диктант, хотя в школьной
практике используют также списывание.
Прием списывания
одно из лучших средств развития орфографической
зоркости.
Он соединяет
в себе и письмо по памяти, и орфографическое
чтение, и комментированное письмо.
Орфографическое прочтение просто необходимо.
Каждый урок я
начинаю с орфографической зарядки.
Формы могут быть любые: по памятке,
в парах, по упражнению. Особенно интересна
орфографическая зарядка с использованием
столбиков слов:
карандаш
|
радостный
|
сказка
|
земляника
|
опасный
|
березка
|
Москва
|
солнце
|
легкий
|
сапоги
|
сердце
|
сладкий
|
хорошо
|
известный
|
гладкий
|
Задание получает
каждый ряд по одному столбику слов
на 1–2 минуты, по истечении которых
читаются слова так, как написаны, указываются
орфограммы и делается вывод, что все слова
в первом столбике на непроверяемую гласную,
во втором столбике – на непроизносимую
согласную и как её проверить, в третьем
столбике – на парную согласную и как
её проверить.
При подборе языкового
материала для списывания важно
не только учитывать нарастающую
сложность, но и оценивать его
привлекательность с точки зрения
содержания, выразительности. В то же
время важно выстраивать эту
работу так, чтобы каждое записываемое
предложение представляло собой новую
ступеньку сложности, используя алгоритм
для списывания:
· Прочитай предложение
так, как оно слышится.
· Прочитай предложение,
как оно пишется.
· Повтори по памяти.
· Подчеркни орфограммы
и “опасные места”.
· Еще раз прочитай
предложение так, как оно пишется.
· Пиши и подчеркивай
орфограммы, не смотря в книгу.
· Проверь по книге.
Чтобы выяснить уровень
орфографической зоркости у учащихся
нашей школы, я провела в семи
классах списывание с заданием: подчеркнуть
все изученные орфограммы.
Тяжелые капли забарабанили
по голове и плечам капитана королевской
стражи. Он хотел что-то крикнуть. Струи
дождя заткнули ему рот, залили глаза.
Капитан втянул голову в плечи, согнулся,
закрывая лицо руками.
(По С. Прокофьевой)
В тексте встречаются
орфограммы: безударные гласные в
корне проверяемые ударением, непроверяемые
безударные гласные в корне слова,
парные согласные, жи-ши, ча-ща, ь – показатель
мягкости согласного.
Таким образом, во
всех тестируемых классах школьники
не смогли выделить все орфограммы на
“Правописание безударных гласных проверяемых
ударением” – это показывает, что она
является одной из наиболее сложных орфограмм
в начальном обучении. Поэтому необходимо
целенаправленно планировать работу по
умению видеть данную орфограмму. Результаты,
полученные в ходе анализа списывания
отображены на диаграммах (Приложение
№ 6).
С целью выявления
уровня грамматико-орфографических
умений групп учащихся проводилось
два экспериментальных среза
с использованием разнообразных
заданий, включающих в себя грамматические
и орфографические упражнения.
Первый срез (констатирующий)
проводился в 3 классе в середине ноября
с целью выявления уровня орфографических
умений и включал в себя следующие
задания:
Безошибочно списать
текст с карточки;
В 4 предложении
подчеркнуть все изученные орфограммы.
Зима настала
Подули студеные ветры. Ударил мороз.
Он сковал пруд крепким льдом. Зябко
молодым осинкам. Мерзнут березки.
Ждут они зимней одежды.
Вот и выпал cнег. Шапками oн лег
на ветки деревьев. Укрыты снежком озимые
хлеба. Не страшны им холод и вьюга. Стоят
они под пушистой перинкой.
Результаты работы
оценивались по следующим критериям:
1. Время, затраченное
на выполнение всей работы;
2. Количество допущенных
ошибок.
Фамилии учащихся |
Время, затраченное на работу |
Количество ошибок при списывании
текста |
Количество выделенных орфограмм, % |
Уровень |
Сергей К. |
24 |
6 |
33,3 |
Н |
Дима Щ. |
17 |
3 |
66,6 |
С |
Алена Л. |
20 |
2 |
83,3 |
С |
Наташа П. |
14 |
0 |
100 |
В |
Ульяна С. |
17 |
2 |
83,3 |
С |
Анжела С. |
15 |
0 |
100 |
В |
Анализ результатов
позволил разделить детей на три
группы:
В – высокий уровень (время выполнения
12–14 мин); допущено не более 1 ошибки.
С – средний уровень (время выполнения
14–20 мин); допущено не более 3 ошибок.
Н – низкий уровень (время выполнения
20–30 мин); допущено более 5 ошибок.
Итак, анализ результатов
первого среза показал, что слабым
“местом” у детей оказались слова
с глухими и звонкими согласными
и безударной гласной в корне. Это связано,
на мой взгляд, с невнимательностью и высокой
отвлекаемостью детей данного возраста,
а также с низким уровнем грамматико-орфографических
знаний, умений и навыков.
Затем проводилось
целенаправленное обучение с использованием
большого количества занимательности
при изучении тем “Парные звонкие и глухие
согласные в корне слова”, “Безударные
гласные в корне слова”.
По итогам экспериментального
обучения в конце декабря четвертого
класса в этой же группе ребят был
проведен второй срез (контрольный).
Были предложены
задания, аналогичные первому срезу,
но на новом языковом материале:
1. Безошибочно списать
текст.
2. Во втором предложении
подчеркнуть все изученные орфограммы.
Снежинки
Жили-были снежинки. Родились они в
снежном облаке. С каждым часом снежинки
делались прекраснее и наряднее. Одна
снежинка была, как звездочка, с шестью
лучами. Другая снежинка напоминала цветок
с шестью лепестками. Третья снежинка
сверкала, как дорогой камень. Выросли
снежинки и полетели к земле белой стаей.
Критерии оценивания
работы те же, что и в первом срезе.
Фамилии учащихся |
Время, затраченное на работу |
Количество ошибок при списывании
текста |
Количество выделенных орфограмм, %
|
Уровень |
Сергей К. |
18 |
2 |
83,3 |
С |
Дима Щ. |
14 |
1 |
100 |
В |
Алена Л. |
16 |
0 |
83,3 |
С |
Наташа П. |
12 |
0 |
100 |
В |
Ульяна С. |
14 |
0 |
100 |
В |
Анжела С. |
14 |
0 |
100 |
В |
Итак, результаты контрольного
списывания показали, что в группе
учащихся 67% соответствует высокому уровню,
33% – среднему уровню сформированности
знаний, умений и навыков.
Если сопоставить
результаты первого и второго
срезов, то можно увидеть, что учащиеся
повысили свой грамматико-орфографический
уровень. Они поднялись на ступень
выше. Три человека перешли со среднего
уровня на высокий, один с низкого на средний
уровень. Два человека остались на прежнем
уровне. Если посмотреть на таблицу, то
у этих детей сократилось число допущенных
ошибок и им немного не хватило перейти
на следующий уровень.
Работая по данной
теме я пришла к выводу:
· Работу по развитию
навыков грамотного письма нужно начинать
уже в букварный период на основе разъяснения
несоответствия произношения и написания.
· Ввести понятие “опасное
место”, чтобы насторожить детей на появление
возможной ошибки.
· Орфографические
правила вводить с выполнением нужных
упражнений, а также с поэтапным использованием
памятки для работы над ошибками.
· Развивать фонематический
слух.
· Обучать правильному
списыванию текста.
· Прививать интерес
к чтению.
· Интегрировать уроки
русского языка и чтения.
· Развивать словарный
запас детей.
Всё это позволяет
повысить уровень грамматико-орфографических
умений, орфографическую зоркость и
оперативную память младших школьников.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3-5
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Поделиться |