Развитие памяти на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:27, реферат

Описание работы

Современные задачи эстетического воспитания настоятельно требуют поднять уровень обучения школьников изобразительному искусству на качественно высокую ступень. Многие вопросы использования психологии изобразительной деятельности в методике преподавания ИЗО школьникам остались нерешенными. Например, требует разработки проблема развития у школьников зрительной памяти и представлений.

Файлы: 1 файл

формирование памяти.docx

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Развитие памяти на уроках изобразительного искусства 

Современные задачи эстетического  воспитания настоятельно требуют поднять  уровень обучения школьников изобразительному искусству на качественно высокую  ступень. Многие вопросы использования  психологии изобразительной деятельности в методике преподавания ИЗО школьникам остались нерешенными. Например, требует разработки проблема развития у школьников зрительной памяти и представлений.             

Рисование на темы – это  своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует  не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов  быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур  человека, но и фантазии, хорошей  зрительной памяти. Все указанные  качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования.

На уроках ИЗО прививается умение заранее зримо представлять результат, всемерно развивать представление. Рисование на темы в начальных классах ведется по памяти на основе предварительных наблюдений и по представлению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Большое место в начальных классах по данному разделу учебной работы занимает иллюстрирование литературных произведений, т.е. рисование по воображению.             

Следует иметь также  в виду и то, что рисование не темы является одним из главных видов  учебно-творческой работы школьников по изобразительному искусству, начиная  с 1-го класса. Поэтому обучение детей  основам ИЗО, объяснение им закономерностей, выразительных средств композиции требуют развития у детей зрительной памяти.             

Следует отметить, что зрительная память, а также определяющие ее развитие эстетические суждения учащихся 1-2 классов, формирующиеся в процессе обучения изобразительному искусству, характеризуются краткостью, перечислением  деталей (часто механически), описательным уровнем, изолированностью одного суждения от другого, отсутствием сравнений, обобщений, переноса на другие предметы и явления действительности. Как  правило, в суждениях школьников младших классов отсутствует  самостоятельность, оригинальность, аргументированность.              

Данная характеристика развития зрительной памяти учащихся 1-2 классов определяется возрастными  особенностями развития восприятия, мышления, памяти, внимания у детей  указанных классов, сравнительно небольшим  их жизненным опытом, отсутствием  умения развернуто и логически обосновывать свои выводы, суждения, слабым знанием произведений изобразительного искусства и изобразительно-выразительных средств художников.             

Качественный сдвиг в  формировании идейно-эстетических суждений, являющихся одной из предпосылок  развития зрительной памяти у учащихся, проявляется только в 3-4 классах, после  первого этапа формирования в 1-2 классах. В сущности, в 3-4 классах  происходит своеобразный перелом количества в качество. Суждения учащихся 3-4 классов  все больше начинают характеризоваться  осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной.              

Индивидуальные особенности  развития зрительной памяти у учащихся 1-4 классов проявляются в самостоятельности, оригинальности, обоснованности суждений, активности привлечения имеющихся  знания, старого опыта и зависят  от конкретной установки в восприятии, от интересов, эстетического вкуса  учащегося.             

Работа по памяти должна вестись систематически, постоянно  и в любых условиях.             В этой работе желательна последовательность от простого к сложному. Каждый рисунок по памяти имеет смысл делать под влиянием определенной художественной задачи: необычная точка зрения, интересный силуэт, свет, ритм, композиционная неожиданность и так далее.

Список используемой литературы:

1.                          Алавидзе О.Г. Обучение изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Тбилиси: Ганатлеба, 1988.

2.                          Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству: Учебно-методическое пособие для студентов/2000 М: Прометей.

3.                          Сазонова Е.И. Педагогическое руководство развития зрительной памяти у учащихся 1-4 классов в процессе обучения изобразительному искусству. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н., М. 1996.    

 

 

   

Формирование образного мышления школьников на уроках изобразительного искусства         

Формирование образного  мышления школьников на уроках ИЗО  предполагает развитие способности  оперирования представлениями памяти и воображения, развития способности  одномоментного "схватывания" всех возможных связей между предметами и явлениями, и далее бесчисленных граней образа; развитие способности  передавать чувственный мир языком изобразительного искусства; воспитание культуры мышления, т.е. его продуктивности и направленности на создание красоты, на всеобщее благо.         

Методическая система  построена на определенных принципах, включающих в себя: развитие мышления от одностороннего (логико-знакового) к повышению потенциала образного  мышления в процессе обучения и всей жизнедеятельности; от преобладания в  преподавании искусства методов, базирующихся на рациональном мышлении, логике - к  методам, позволяющим делать собственные  открытия; от разрозненных и отрывочных сведений, касающихся области искусства - к стройной системе знаний, образных представлений о взаимоотношениях человека с людьми, природой, божеством; от понимания искусства как изобразительной деятельности и процесса восприятия произведений - к пониманию искусства как синтеза познаваемого, способа познания и процесса самопознания; от уроков, базирующихся на поверхностной занимательности, - к урокам, служащим обогащению мировосприятия, расширению сознания; к обучению в единстве с развитием и воспитанием.         

Система формирования образного  мышления школьников, складывается из нескольких частей - методик обучения, разработанных в соответствии с  задачами обучения и видами занятий  изобразительным искусством: методики проведения уроков-бесед о художниках и их картинах; методики проведения уроков композиции; методики проведения уроков, направленных на иллюстрирование  прочитанных произведений устного  народного творчества и литературно-поэтического творчества народов мира; методики проведения уроков-исследований, направленных на толкование картины.         

В каждой составляющей методики обучения представлены: формы организации  художественно-изобразительной и  познавательной деятельности; приемы и методы обучения; этапы в последовательности отработки тех ли иных мыслительных операций и типы заданий на совершенствование  тех или других способностей; специфика  педагогической деятельности в разные возрастные моменты обучения детей; произведения изобразительного искусства  для восприятия и толкования; словарь  терминов, овладение которым рекомендуется  на каждом этапе обучения.         

В основу методической системы  положены исследования, связанные с  различными аспектами теории и практики обучения, воспитания и умственного  развития школьников, идеи, посвященные  возрождению духовной культуры общества.          

Содержательная часть  обучения включает: осмысление сущности искусства, его назначения, традиций, новаторства, стилей посредством бесед  о художниках и их картинах; обращение  в тематическом рисовании к современной  жизни в поисках неиссякаемой духовной и физической красоты, самостоятельный  поиск тем для воплощения языком изобразительного искусства; самостоятельная  изобразительная деятельность, выражающаяся в иллюстрировании произведений поэтического, литературного жанра, народного словесного творчества - кладези мудрости и знания; теоретическая и практическая работа, направленная на выполнение тренировочных упражнений, на совершенствование способности в оперировании представлениями памяти и воображения, способности к организации многозначного контекста, заданий, на освоение приемов схематизации, переориентировки, т.е. освоение языка изобразительного искусства; освоение приемов символизации как воплощения мечты о прекрасном, позитивного отображения суровых моментов жизни, возвеличивания образа женщины, высвечивания идей добра, красоты; самонаблюдение, выражающееся в осмыслении и понимании цвета, ритма, симметрии как факторов, воздействующих на зрителя, пробуждающих те или иные ощущения и чувства, в поисках гармонии между общим и частным, природой и человеком, содержанием и формой. Система построена по принципу цикличности занятий, объединенных единым материалом, касающимся сферы художественной культуры определенного времени и пространства, что дает возможность ученику исподволь осмысливать художественный процесс как в согласии с данными категориями, так и в соответствии с отношениями между человеком и божеством, человеком и природой, человеком и обществом. Программный материал позволяет ребенку постепенно осознать, что на смену одному направлению в искусстве приходит другой, неся с собой новую художественную реальность, проявляющуюся в структуре художественного произведения. Именно это дает возможность учащимся   осмысленно подходить к восприятию произведений живописи конкретного периода, толковать их на основе знаний соответствующей типологической модели построения произведения с ее устойчивой концепцией мира, делать верные выводы философского, исторического, духовного содержания произведения.         

В 1-м классе ставится задача научить детей передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую  связь между предметами, некоторые  пространственные свойства и отношения  предметов (основания близких предметов  на бумаге изображаются ниже, дальних  предметов – выше, передние предметы изображаются крупнее равных по объему, но удаленных предметов),  их пропорций, цвета. Во 2-м классе учащиеся должны научиться согласовывать в сюжетном рисунке форму, пространственное положение, цвет. В 3-м классе на основе изучения на уроках рисования с натуры законов конструктивного строения предметов, закономерностей перспективы, светотени и цветовидения школьники должны довольно свободно пользоваться в рисунках на тему и эскизах иллюстраций линией горизонта, точками схода, конструктивным строением, цветом различных изображаемых предметов.         

Следует заметить, как необходимо хорошо развитое образное мышление для  умелой работы органов действия. Оно  обеспечивает ловкость рук, необходимую  любому мастеру, специалистам любого профиля, влияет на утонченность впечатлений, особенно когда согласованно работает с логическим мышлением, чувственный ум порождает  творческую фантазию, которая позволяет  создавать образы совершенной формы  и красоты.         

Список используемой литературы:

1.       Пеленков А.И. Обучение младших школьников изобразительному искусству: Учебно-методическое пособие для студентов/2000, М: Прометей.

2.       Сатарова Л.А. Изобразительное искусство как средство формирования образного мышления школьников: монография. Астрахань, 2004.

3.       Устенко Л.Н. Сборник программ курсов повышения квалификации учителей школ, руководителей студий, кружков ИЗО. Ханты-Мансийск: Институт развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, 2008. 

 

Работа ребенка с рисунком

В этой работе желательна последовательность от простого к сложному. Каждый рисунок по памяти имеет смысл делать под влиянием определенной художественной задачи: необычная точка зрения, интересный силуэт, свет, ритм, композиционая неожиданность и так далее.                

Рисование на темы в начальных классах  ведется по памяти на основе предварительных  наблюдений и по представлению и  сопровождается выполнением набросков  и зарисовок с натуры. Большое место в начальных классах по данному разделу учебной работы занимает иллюстрирование литературных произведений (сказок, басен, стихотворений, рассказов), т.е. рисование по воображению (на сюжеты сказок, басен, стихотворений, рассказов).                

Рисование на темы - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной  деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия  определенных умений и навыков в  рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур человека, но и фантазии. хорошей зрительной памяти. Все указанные качества развиваются и в процессе самого композиционного рисования.                 

Как правило, в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учаегося, уровень развития его художественных способностей. запас наблюдений, и впечатлений от красоты окружающей действительности.                 

Следует иметь также в виду и  то, что рисование не темы является одним из главных видов учебно-творческой работыы школьников по изобраительному  искусству, начиная с 1-го класса. Поэтому  обучение детей основам ИЗО, объяснение им закономерностей, выразительных средств композиции требуют развития у детей зрительной памяти.                

Замечательный художник К.Ф.Юон предлагает систему для развития зрительной памяти и композиционного мышления, которую с определенной коррекцией можно использовать и в общеобразовательной  школе. Он включает в нее: схематичные наброски лиц, фигур людей, животных, рисование по памяти и по воображению фигур в движении, воспитание привычки альбомного рисования как в студиях, так еще больше в процессе наблюдения живой жизни, коллекционирование альбомных зарисовок фигур,  сценок, уголков жилищ, типажей, костюмой. видов природы, процессов труда, сцен общественной жизни и т.п.; упражнения в композиционных импровизациях на любые темы. иллюстрации к рассказам и стихотворениям и т.п.                

Следует отметить, что зрительная память, а также определяющие ее развитие эстетические суждения учащихся 1-2 классов, формирующиеся в процессе обучения изобразительному искусству, характеризуются краткостью. перечислением деталей (часто механически), описательным уровнем, изолированностью одного суждения от другого. отсутствием сравнений, обощений, переноса на другие предметы и явления действительности. Как правило, в суждениях школьников младших классов тсутствует самостоятельность. оригинальность, аргументированность.                 

Данная характеристика развития зрительной памяти учащихся 1-2 классов определяется возрастными особенностями развития восприятия, мышления, памяти, внимания у детей указанных классов, сравнительно небольшим их жизненным опытом, отсутствием  умения развернуто и логически обосновывать свои выводы, суждения, слабым знанием произведений изобразительного искусства и изобразительно-выразительных средств художников.                

Информация о работе Развитие памяти на уроках изобразительного искусства