Развитие педагогических традиций. Основные деятели педагогики Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточнославянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие в 988 г. христианства. В общем, этот большой временной отрезок можно разделить на два этапа: дохристианский и христианский, внутри последнего достаточно четко выделяются киевский (X—XIII вв.) и московский (XIV—XVII вв.) периоды, разделенные нашествием монгольского хана Батыя в 1237—1243 гг.

Содержание работы

Введение
Зарождение и развитие педагогических традиций в Древней Руси
Влияние Христианской веры на развитее педагогических традиций
Развитие педагогических традиций. Основные деятели педагогики Древней Руси
Вывод

Файлы: 1 файл

Контрольная педантропология.docx

— 46.53 Кб (Скачать файл)

Последняя мера, разумеется, не могла осуществляться за недостатком  грамотных писцов и справщиков; но делу помогло учреждение (в 1553 г.) первого  печатного двора, т. е. типографии в  Москве, благодаря энергичному ходатайству  перед царем митрополита Макария. В XVI в., в период правления Ивана Грозного, террор, крестьянские и городские волнения, разруха фактически приостановили экономическое и культурно-образовательное развитие страны.

Московское государство, возрождаясь после потрясений Смутного времени, постепенно стало менять свою политику. Начавшиеся позитивные социально-экономические  процессы стимулировали развитие просвещения. Нужда государства в большем  количестве людей, обладающих широким  кругозором, различными специальными знаниями, могла быть удовлетворена  только через овладение западной культурой и наукой. Понятно, что  в связи с этим должно было измениться и отношение к получению повышенного образования.

В целом в XVII в. в начальном  обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно  осуществлялось в семье, у домашнего  учителя, в училище или индивидуально  у «мастера грамоты», при монастырях и церквях.

Однако у высших сословий со второй половины XVII в. наметилось стремление давать своим детям повышенное образование, прежде всего обучать иностранным языкам. Государь и его Дума начали устанавливать дипломатические отношения с европейскими странами, принимали иностранные посольства. В боярских семьях появились учителя — иностранцы, помогавшие в овладении западной образованностью. Эта тенденция поддерживалась и царской семьей.

Еще недавно царевич Алексей, будучи наследником престола, получил  воспитание и обучение в духе сложившихся  традиций: прошел полный курс положенного  церковно-бого-служебного образования. На 6-м году жизни его посадили за букварь с подстрочными душеспасительными изречениями, через год он перешел к чтению Часослова, еще через год — к Псалтыри, затем начал учиться писать. На 9-м году стал разучивать церковное пение и в 10 лет окончил положенный общераспространенный курс, изучив и накрепко усвоив порядок церковного богослужения. В результате царя Алексея Михайловича можно было назвать типичным русским образованным человеком, за начитанность его даже прозвали «философом».

В конце XVII — начале XVIII веков  петровские реформы свернули русскую  школу с самобытного пути развития. Попытка реформировать государственное устройство, придав ему вид хорошо отлаженного «механизма», определяющего все стороны жизни человека, в том числе и духовно-нравственную (церковь

Петр I также попытался  превратить в один из государственных  аппаратов), объяснялась, прежде всего, стремлением «догнать» Западные страны.

Экономические достижения, развитие наук и искусств, а также  сильная армия и государство  — все это являлось притягательным примером для подражания.

Реформы, затронув все стороны  жизни государства и общества, не могли не коснуться и системы  образования. Петру I требовались профессионально  подготовленные специалисты для  различных областей государственной, военной и промышленно-торговой деятельности. Созданные по его инициативе многообразные учебные заведения  отличались друг от друга прежде всего по содержанию образования. Сами названия школ указывают на это различие: архиерейские, адмиралтейские, артиллерийские, гарнизонные, горнозаводские, медицинские, переводческие, типографские, цифирные и т.п.

Необходимо отметить, что  само слово «школа» становится широко употребляемым именно в это время, потеснив слово «училище», которым  назывались учебные заведения на Руси до эпохи петровских преобразований. Петру I не удалось создать сколько-нибудь стройную систему светского образования. Отдельные академии, школы, училища  зачастую создавались под конкретную личность того или иного деятеля  образования. Соответственно, взгляды  на цели, содержание и организационные  формы образования были далеко не одинаковы. Проекты организации  образования в России И.Т. Посошкова, Ф. Салтыкова, Ф.

Прокоповича отличались друг от друга так же, как и учебные  заведения, созданные Л.Ф. Магницким, В.Н. Татищевым, пастором Э. Глюком.

Идеи западного Просвещения  не были востребованы Петром I в полном объеме и глубине. Общегуманистический идеал человека, «общечеловеческая» культура, привносимая иностранным влиянием, сталкивались в России, с одной стороны, с потребностью в «новых людишках государевых», имеющих светское образование, и с другой — с абсолютной императорской властью. Поэтому не удивительно, что Петр I «просвещенных» людей готовил «железную рукою». Он издает целый ряд высочайших указов, по которым за нарушение школьного режима предусматривались суровые наказания, как для «недорослей» - учеников, так и для их батюшек. Ученику за побег из школы грозила смертная казнь, а родителям за ходатайство об отсрочке обучения своего любимого чада.

 

Вывод

По результатам выполненной  работы можно сделать вывод, что  путь развития педагогики в Древней  Руси очень сложен и долог. Так  же можно выделить ряд факторов наиболее повлиявших на прогресс и развитие педагогики в Древней Руси.

Одними из первых значимых факторов стало создание первого  славянского алфавита. Так же в последствии огромное значение на развитие педагогии оказало принятие православия. Очень большую роль в развитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактически представляли собой бой крупнейшие центры образования того времени. Так же в разной степени оказывали влияния различные деятели того времени. Следует отметить тот фактор, что нашествие монгольского ига надолго затормозило и приостановило развитие педагогики.

Органическое единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими  добродетелями, мудростью христианского  смирения и любви к Богу. Одновременное  сосуществование православной педагогики, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры и народной педагогики, помогающей процессу социализации в  быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль и было призвано способствовать изучению религиозных текстов. Внешкольная система обучения. Начиная с XVII века - проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.

В ХХ веке в русле методологии  историзма просвещение в Древней  Руси получает достаточно высокую оценку. Признание его непреходящего  значения для отечественной культуры базируется на идее типа культурного  развития России, формирующегося под  влиянием Православной Церкви. Осознание  характера книжной культуры, учености и организации школьного дела в контексте исторической жизни  России имеет непреходящее значение. Оценка достоинств и недостатков  отечественных школьных традиций имеет  не только теоретический, но также практический смысл, если мы способны выделить в  них различные компоненты, и, прослеживая  их генезис, различить относительную  ценность, обусловленную историческими  обстоятельствами, и ценность непреходящую, укорененную в самом существе культурного бытия России, связанного с православной Церковью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985.
  2. Очерки истории школы и педагогическая мысль народов СССР с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1989.
  3. История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном об-ществе до середины XVII вв. /Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1997. - Ч. 1.

 

 

 

 


Информация о работе Развитие педагогических традиций. Основные деятели педагогики Древней Руси