Развитие педагогики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 18:36, контрольная работа

Описание работы

XIX век оставил богатое наследие русской педагогической мысли. I половина XIX века в нашей стране стала периодом реформирования различных сторон государственного устройства, поисков новых идеалов духовности, попыток либерализации общественно-политической жизни и создания национальной государственной системы среднего и высшего образования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
§1. Создание в России государственной системы образования ………………4
§2. Развитие школы в первой четверти XIX века ………………………………6
§3. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу России ………..8
§4. Политика царского правительства в области народного образования…..11
§5. Православие, самодержавие и народность как идеологическая основа политики в области просвещения ……………………………………………...13
§6. Развитие школы во второй четверти XIX века ……………………………16
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы ……………………………………………………………...21

Файлы: 1 файл

педагогика2.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Плата за учение повышалась, освобождать же от нее малосостоятельных учащихся недворянского происхождения запрещалось.

Царское правительство последовательно приспосабливало школу к интересам дворянства и монархии[3].

Возрастала роль частных учебных заведений. Они находились под контролем Министерства просвещения. Согласно правилам 1834 г. и решению 1845 г., преподаватели частных учебных заведений получили права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии, одинаковые с преподавателями государственных школ.

Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. В некоторых университетах появились кафедры педагогики. Например, в 1851 г. такая кафедра была открыта в Московском университете. В отличие от предшественников, Уваров избегал явных репрессий против профессуры естественнонаучных кафедр. При нем, например, оказались возможными ректорство и научная деятельность в Казанском университете выдающегося математика Н.И. Лобачевского (1792-1856).

Развитие университетов зависело от обеспеченности кадрами преподавателей. В первые десятилетия XIX в. большинство преподавательского корпуса составляли иностранцы. Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы. Тогда в Московский, Казанский и Харьковский университеты отобрали по 7 студентов, которых отправили за границу, дав гарантии предоставить им в случае успешной учебы кафедры. В первой группе посланных были, в частности, Т.Н. Грановский и М.П. Погодин - в дальнейшем заметные фигуры в Московском университете[2].

 

§6. Развитие школы во второй четверти XIX века

 

Антинародная политика царизма, направленная на укрепление сословной школы, все же должна была приспосабливаться к требованиям развивающегося капиталистического уклада. Кровавая диктатура Николая I не могла подавить нарастающего недовольства самодержавно-крепостническим строем. Если в период с 1826 по 1834 год имело место 145 крестьянских волнений, до 16 за год, то с 1845 по 1854 год их было 348, в среднем 35 волнений в год. Самодержавию не удалось убить в народе тягу к просвещению.

Несмотря на все стеснения, которые монархия чинила развитию в стране школьного дела, в России растет, хотя и медленно, сеть начальных училищ. Если к концу первой четверти XIX века было 349 приходских училищ, то к 1841 году их стало 1021, но они в основном находились в городах.

Крепостные крестьяне, находившиеся во владениях помещиков, учились у дьячков и домашних учителей, которые применяли буквослагательный метод обучения грамоте, чтение часослова. В селениях крепостных крестьян школы должны были открываться помещиками, но вплоть до 50-х годов XIX века в крепостных селениях школ почти не было. Министерство народного просвещения не проявляло никакой заботы о создании школ для крестьян.

В городских, приходских и уездных училищах, особенно в центральных губерниях России, употреблялись новые методы и учебные пособия, как например аналитический звуковой метод обучения грамоте, наглядные пособия при обучении чтению (разрезная азбука, азбучное лото, буквы с картинками и т. д.) [6].

С начала 30-х годов в селениях, где жили государственные и удельные крестьяне, ведомством государственных имуществ и удельным ведомством стали создаваться школы. Их задачей являлось обучение грамоте крестьянских детей и подготовка писарей и счетных работников для учреждений, которые управляли крестьянами. В этих школах обращалось большое внимание на выработку у учащихся хорошего почерка и овладение ими устным счетом. Большое распространение получили русские счеты как наглядное пособие на уроках арифметики. Школы эти содержались за счет общественных сборов с крестьян. Так, в период с 1842 по 1858 год было создано в селениях государственных крестьян 2975 школ, которые в 40-х годах XIX века были самыми многочисленными сельскими народными школами.

Школами для государственных крестьян (к началу 40-х годов XIX века государственных крестьян в России было более 20 миллионов) занимался Ученый комитет министерства государственных имуществ, в котором около четверти века (1838—1862) работал в должности старшего члена Комитета по народному образованию видный общественный деятель, писатель и музыковед, выдающийся педагог-просветитель Владимир Федорович Одоевский (1804—1869). Он осуществлял педагогическое руководство учебной деятельностью сельских училищ государственных крестьян.

В сельских приходских училищах министерства государственных имуществ, а также в школах некоторых учебных округов (Петербургского, Казанского) применялись учебные руководства, учебные и народные книги для чтения, созданные В. Ф. Одоевским. Эти руководства, по которым дети обучались грамоте, знакомили их с начальными сведениями из естествознания, географии, истории, с окружающей деятельностью, способствовали развитию их умственных способностей, расширяли объем общеобразовательных знаний. В обучении грамоте Одоевским был введен вместо буквослагательного звуковой метод («Таблицы складов», 1839 г.).

В области обучения арифметике также применялись новые дидактические идеи. Так, Ф. И. Буссе, профессор математики Главного педагогического института в Петербурге, открытого в 1828 году, рекомендовал начинать обучение арифметике с приучения детей к вычислениям в уме, овладения ими свойствами чисел и уяснения понятий об отношениях величин. В учебниках Буссе учащиеся подводились к выводам и правилам, основное внимание уделялось пониманию ими математических явлений[4].

В отдельных гимназиях проводились конкурсные письменные работы по русскому языку и словесности, истории, литературные беседы, во время которых заслушивались и обсуждались лучшие работы учащихся. Однако новые дидактические идеи не получали поддержки правительственных органов, лучший педагогический опыт не обобщался и не распространялся по школам. Политическим задачам самодержавия больше отвечала школа «муштры и зубрежки», которую оно и старалось насаждать в интересах подготовки верноподданных, покорных слуг престола.

Рост производительных сил страны, промышленности и сельского хозяйства вызвал некоторые сдвиги в развитии профессионального образования. Открываются высшие технические учебные заведения (в 1828 году в Петербурге открывается Технологический институт, в 1832 году — Институт гражданских инженеров, преобразованы ранее существовавшие Горный и Лесной институты). В губерниях организуются государственные средние и низшие сельскохозяйственные (в Западной Европе они были главным образом частные), технические и коммерческие учебные заведения (с 1839 года при некоторых гимназиях и уездных училищах открываются реальные классы, в которых изучаются технические и коммерческие науки).

Царское правительство считало, что юношеству недворянского происхождения следует давать больше практических и ремесленных умений и навыков и меньше всего общеобразовательных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, I половина XIX века знаменует собой существенные изменения в системе управления, организации и развитии учреждений образования, которые затронули переосмысление целей учебных заведений, содержания образования, формы и методы воспитания.

При этом важно подчеркнуть, что первоначально была сделана попытка обеспечить преемственность и иерархичность в построении целостной системы образования. Достигалось это в значительной мере путем централизации структуры управления, осуществления функции государственного инспектирования за деятельностью образовательных учреждений различных типов.

Россия вступила в XIX век с такой организацией власти, которая уже не отвечала требованиям времени. В структуре государственных органов царили смешение и неопределенность. Первое десятилетие XIX века характеризуется попытками изменить существовавшую организацию государственной власти.

В 1801г. на престол вступает либерально настроенный Александр I. Однако неопытность молодых советников Александра, отсутствие четкого плана преобразований, желание найти компромиссные пути, поспешность в проведении реформ предопределили неудачу.

14 декабря 1825г. на  престол вступает преемник Александра I -Николай I. Его царствование началось  с подавления восстания декабристов 14 декабря 1825г., которое произвело сильное впечатление на Николая. Он рассматривал его как следствие влияния революций в Западной Европе и "разрушительных" идей и в то же время не мог не задумываться и над внутренними причинами революционных выступлений.

Реакционная политика Николая I больше всего проявилась в области просвещения и печати, ибо здесь, как он полагал, таилась главная опасность "вольнодумства". Вместе с тем, нельзя не отметить, что просвещение и печать использовались как важнейшие средства идеологического воздействия.

1848-1855гг. ознаменованы  резким усилением политической  реакции в России. Тем не менее, следует сказать, что Россия в I половине XIX веке сделала поистине  гигантский скачок в своем  культурном развитии. Начинается процесс демократизации культуры, который проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становились не только представители дворянства, но и выходцы их непривилегированных сословий, преимущественно из разночинцев.

Таким образом, I половина XIX века в истории России - время коренных преобразований в сфере государственного устройства, в общественно-политической и культурной жизни страны. Инициатором реформирования на данном этапе выступает правительство. Но, как показывает историческая практика, для успешной реализации реформ необходима поддержка общества.

I половина XIX века - время активного формирования  национальных ценностей образования  в различных сферах общественной  жизни России. По мнению практически  всех представителей общественно-философской и политической мысли, в основе национальной системы просвещения России должны лежать демократические и гуманистические принципы. Вместе с тем, приоритеты, на которых должна прежде всего строиться отечественная система воспитания и образования, у них различны, и соответственно, различны идеалы воспитания.

В процессе развития системы образования в России на протяжении I половины XIX века можно выделить несколько этапов: 1 этап - время прогрессивных изменений в сфере просвещения; 2 этап - период ужесточения государственной образовательной политики; 3 этап -это эпоха жестокой реакции в области школьного дела. I половина XIX века знаменует собой существенные изменения в системе управления, организации и развития учреждений образования, которые затронули переосмысление целей учебных заведений, содержания образования, форм и методов воспитания.

Таким образом, I половина XIX века - время создания и достаточно интенсивного развития отечественной системы образования, хотя состояние российской школы этого времени скорее изменилась качественно, чем количественно. Вместе с тем, необходимо отметить, что на протяжении этого и последующих периодов не раз менялась государственная политика в области просвещения, многократно изменялись цели учебных заведений, реорганизовывалась сама система образования, ее ступени, изменялись содержание обучения, сроки. Но именно с этого момента государство берет на себя заботы об устройстве системы образования в России и, следовательно, заботы о просвещении народа.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в./ сост. П.А.Лебедев. - М., 1987.
  2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М., 2000.
  3. История педагогики / Под ред. Н.Д. Никандрова. – М., 2007.
  4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М, 2001.
  5. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник / Д.И.Латышина. – М., 2007.
  6. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/ Н.А. Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 1982.
  7. "Сборник материалов для истории просвещения в России, извлеченных из архива Министерства Народного Просвещения", т. I . - СПб., 1893.

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие педагогики в России