Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: содействие развитию словаря детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты организации развития словаря детей.
2. Изучить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3.Составить серию занятий в процессе апробации, которых выявить
их эффективность.

Файлы: 1 файл

развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

       Актуальность проблемы. Развития словаря у старших дошкольников актуальна тем, что сформированность этого компонента является необходимой при поступлении в первый класс массовой школы. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

С каждым годом растет объем информации, который нужно передавать подрастающему поколению. Речь помогает передать накопление предыдущими поколениями знания, которые составляют основу интеллектуального развития.

       Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей,  его самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом

     Свободная  устная речь опирается, прежде  всего на владение достаточным  словарным запасом.      

     Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

       Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт.   

     Все это  имеет особое значение в дошкольном  возрасте, поскольку именно здесь  закладываются основы развития  мышления и речи, происходит становление  социальных контактов.

 Роль слова как  важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

    Развитие словаря  способствует успешному обучению  русскому языку в начальной  школе. Чем богаче словарный запас ребенка тем легче ему овладеть умениями и навыками, которые подводят к усвоению грамоты в школе.

    В отечественной  методике развития речи задачи  словарной работы в детском  саду были определены в трудах  Е.И. Тихеевой, О.И Соловьевой, М.М.Кониной, В.И. Яшина,  Н.П. Иванова и др., и  уточнены в последующие годы.

     Также в  словарной работе с дошкольниками  существует два аспекта.

 Первый аспект связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. Этот аспект представлен,  прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной.

  Второй аспект: здесь  особое значение  приобретают ознакомление детей с многозначными словами, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов. Это направление представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е. М Струниной и других).

     Оба эти  аспекта взаимосвязаны между  собой, и, безусловно, работа над  смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

     Таким образом, мы видим,  что в настоящее  время имеется достаточно много  практических разработок применения  к дошкольникам. Однако особенности  знаний детей, условия воспитания различны и требуют изучения педагогических условий успешного развития словаря.

 

             Объект исследования: процесс развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования:  содержание и методы развития словаря        детей 5 –го года жизни.

 

Цель исследования: содействие развитию словаря детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

    1. Изучить теоретические аспекты организации развития словаря детей.
    2. Изучить особенности развития словаря детей  старшего  дошкольного  возраста.

              3.Составить серию занятий в процессе апробации, которых выявить

их эффективность.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.

2. Беседы с детьми с целью выявления уровня развития словаря.

3.Опытно- практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  организации развития словаря детей старшего  дошкольного  возраста

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста описано в работах многих авторов, таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконина, М. М. Кольцовой, В. В. Гербовой, В. Б. Запорожец, Н. Х. Швачкина. По мнению данных авторов развитие словаря детей дошкольного возраста осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. В развитии словаря детей старшего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Старший дошкольный возраст является периодом быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому количество слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.

В возрасте 5-6 лет особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%, названия объектов живой природы - 16, 5%; названия средств передвижения - 15, 9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

 Однако важно не само по  себе количественное накопление  словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова[ ]. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней: первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета; вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов; третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение; четвертая степень обобщения - слово достигает стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения. Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни. Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием ребенком предмета или действия, которое оно обозначает. Для развития более высоких степеней обобщения требуется во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более общим по значению словом. В возрасте 4 - 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значения слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 5-6 лет зависит не, только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются.

     В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов (лейка - «поливалка», автомобиль - «чтобы ездить»). И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения.

 Наименее усвоенными оказываются  слова, обозначающие более отдаленные  от детей явления. Н. Х. Швачкин  обратил внимание на следующие  особенности понимания значения  слов дошкольниками:

1.Прежде всего в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово.

2. Ребенок ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, «бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность сочетания звуков в слове.

3.В значение слова ребенок вкладывает живой, осязательный образ.

4.Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей. Значения детских слов динамичны. Л. С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира значит для ребенка разного рода и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка в 3-5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной относительностью слов и их конкретными значениями,  а  в  5 – 6 лет – системой  так  называемых   житейских  понятий, но  в  которых  по-прежнему   доминируют  эмоционально – образные, наглядные   связи.

В своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и явления предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

    К старшему дошкольному возрасту дети, овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными». Уточнение смыслового содержания слов к 6 - 7 годам еще только набирает силу. Это связано с условием новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор.

Таким образом, словарь дошкольников активно развивается за счет слов, «придуманных» ими. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

  Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности развития  словаря детей дошкольного возраста

Пятый год жизни ребенка — период, когда его речь развивается семимильными шагами. Именно в этом возрасте, происходит интенсивное умственное развитие. Ребенок уже может самостоятельно охарактеризовать знакомые предметы, подобрать подходящие по смыслу прилагательные и наречия. В этом возрасте большинство детей начинают точно выражать свою мысль, иногда даже приводя взрослых в изумление и замешательство образностью выражений. Кроме того, ребенок начинает внимательнее относиться к словам взрослых. Задав вопрос, он уже не отвлекается через минуту, а внимательно выслушивает ответ взрослого, стараясь понять его и запомнить. Ребенок уже способен произнести небольшой монолог, уверенно оперируя однородными обстоятельствами. Правда, не все еще умеют самостоятельно, без посторонней помощи, связно и последовательно пересказать сказку: некоторым это не удается. К 5-6 годам - словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит «намакаронился» (съел макароны, «не отсонился» (не выспался) и. т. д.) . Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно. На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. В этом возрасте они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст, прочитанной сказки, рассказа. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие. Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности