Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 12:24, дипломная работа
Цель исследования: содействие развитию словаря детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты организации развития словаря детей.
2. Изучить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
3.Составить серию занятий в процессе апробации, которых выявить
их эффективность.
Развитие понятий идет параллельно с развитием процессов мышления и речи и стимулируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом. Для того чтобы лучше понять динамику развития понятий, наряду со знанием развития мышления необходимо иметь представление о соответствующей линии самостоятельного речевого развития. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более связной, и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной речи, понимание которой, слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника 5-6 лет по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи - развернутое монологическое высказывание. В старшем дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи. Особый интерес для понимания того, как идет процесс развития внутренней речи - именно она является «носителем» понятий, - представляет анализ появления, динамики преобразования и исчезновения так называемой эгоцентрической речи. Поначалу эта речь, обслуживающая автономную деятельность ребенка по решению практических задач в наглядно-действенном или наглядно-образном плане, органически вплетена в процесс деятельности на всем его протяжении. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных ее моментах и служит средством управления кратковременной и оперативной памятью. Затем постепенно эгоцентрические речевые высказывания ребенка переносятся на начало деятельности и приобретают функцию планирования. Когда же этап планирования становится внутренним (это обычно происходит к концу дошкольного детства), эгоцентрическая речь постепенно исчезает и замещается внутренней речью. В то время, когда появляется эгоцентрическая речь, ребенок по уровню своего интеллектуального развития еще не способен к усвоению правил речевого поведения в диалоге, доступных любому взрослому. Ребенок 5-6-летнего возраста не имеет еще навыков пользования прагматикой, им усвоены лишь верхние пласты социализированной речи - грамматика и лексика. «Ребенок как носитель «врожденной грамматики» не умеет общаться в реальных ситуациях, несмотря на все свои знания синтаксиса, морфологии, лексики и поражающую воображение психолингвистов скорость их приобретения». Ребенок не умеет психологически воздействовать с помощью речи на собеседника, и взрослому кажется, что он и не пытается это делать. Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое время не осознает слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов. Например, многие младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на просьбу назвать и пересчитать, сколько слов в предложении, называют только существительные, как бы не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи. С понятием «слово» они нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них - целая мысль. Если иметь в виду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста. К 5-6 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. Речь ребенка 5-6 лет уже включает сложные предложения. Появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Между тремя и пятью годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Слова «этот», «тот», «там» дети начинают употреблять еще на втором году жизни. Однако полное понимание этих слов приходит к ним лишь через несколько лет. Дети дошкольники 5-6 лет с трудом понимают разницу между словами «этот» и «тот», если отсутствует постоянная точка отсчета.
В возрасте 5-6 лет язык становится для самого ребенка предметом анализа, он пытается понять его, говорить о нем. Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что у слова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках, основанных на игре слов. Следует заметить, что описанные процессы и результаты развития речи у детей дошкольного возраста не есть нечто неизменное. Они существенно меняются в зависимости от социокультурного уровня населения страны, от географической местности, от исторической эпохи, от многих других условий. Так, например, в современном обществе дети одного и того же возраста по сравнению с их сверстниками в прошлом представляются более развитыми в речевом и интеллектуальном отношении.
В качестве общих закономерностей развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие: появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции; отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция) ; возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию .
На 5-6 году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений. Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.
Заключение
Итак, в данной работе поставленные задачи достигнуты. К - 5 годам ребенок овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему? » Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих, сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Речь дошкольника 5 лет становится заметно более чистой и отчетливой, младенческое косноязычие пропадает. Ребенку уже доступно произношение небольших монологов, хотя и не вполне совершенных в структурном отношении. Ребенок буквально с каждым днем совершенствует свой словарный запас, учится более точным выражениям, развернутым предложениям. Обладая прекрасной памятью и смекалкой, ребенок прилагает все усилия для того, чтобы высказаться как можно понятнее, стремится быть понятым взрослыми. Кроме описательных моментов, присутствует эмоциональная окраска речи: ребенок, рассказывая о каком-либо событии, старается передать свое личное отношение к произошедшему.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М. М Алексеева, В. И.Яшина - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 224с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада. А. Г. Арушанова — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей [Текст]/Сост. А. М Бородич. - М. : 2001. 89с.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь [Текст] Л. С. Выготский /. М.: Академия пед. наук, 1999. – 303с.
5. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А Васильева под ред., В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – 151с.
6. Глинка Г. А. Развиваю мышление и речь [Текст]/Сост Г. А. Глинка –С-Пб. : Питер, 2008. 141с.
7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. [Текст]/Сост. В. В Гербова - М.: 2003. - 174 с.
8. Репит М. Г., Н. А Герман. Обучение дошкольников правильной речи. [Текст] / М. Г. Репит под ред. Н. А. Герман Чебоксары, 2000. 70с.
9. Швайко С. П. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]: учебное пособие/ С. П. Швайко. М.: 2008. 109с.
10. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / Ф. А. Сохин — М.:, 2003. — 223 с.
11. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / О. И. Соловьева - М.: 2006. - 248 с.
Информация о работе Развитие речи детей 4-5 лет в игровой деятельности