Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 13:24, контрольная работа
Описание работы
В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения.
Содержание работы
Введение. Задачи и содержание обучения связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по игрушкам в старшей группе. Конспект обучения рассказыванию по игрушкам в старшей группе. Заключение. Список литературы.
Бюджетное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
«Нижневартовский
социально-гуманитарный колледж»
Контрольная работа
Развитие речи.
студента 311 /ЗДО
Коломиец Оксана Сергеевна
Содержание:
Введение.
Задачи и содержание
обучения связной речи дошкольников.
Обучение рассказыванию
по игрушкам в старшей группе.
Конспект обучения
рассказыванию по игрушкам в старшей группе.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Развитие связной речи происходит
постепенно вместе с развитием мышления
и связано с усложнением детской деятельности
и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде
развития речи, на первом году жизни, в
процессе непосредственно-эмоционального
общения со взрослым закладываются основы
будущей связной речи.
В эмоциональном общении взрослый
и ребенок выражают разнообразные чувства
(удовольствие или неудовольствие), а не
мысли. Постепенно отношения взрослого
и ребенка обогащаются, расширяется круг
предметов, с которыми он сталкивается,
а слова, которые раньше выражали только
эмоции, начинают становиться для малыша
обозначениями предметов и действий. Ребенок
овладевает своим голосовым аппаратом,
приобретает умение понимать речь окружающих.
Понимание речи имеет огромное значение
во всем последующем развитии ребенка,
является начальным этапом в развитии
функции общения. Складывается особый
тип общения, при котором взрослый говорит,
а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.
На основе понимания, сначала
очень примитивного, начинает развиваться
активная речь детей. Ребенок подражает
звукам и звукосочетаниям, которые произносит
взрослый, сам привлекает внимание взрослого
к себе, к какому-нибудь предмету. Все это
имеет исключительное значение для развития
речевого общения детей: зарождается намеренность
голосовой реакции, ее направленность
на другого человека, формируются речевой
слух, произвольность произнесения (С.Л.
Рубинштейн, Ф.А. Сохин).
К концу первого – началу второго
года жизни появляются первые осмысленные
слова, но они преимущественно выражают
желания и потребности ребенка. Только
во второй половине второго года жизни
слова начинают служить для малыша обозначениями
предметов. С этого момента ребенок начинает
использовать слова для обращения к взрослому
и приобретает возможность посредством
речи вступать в сознательное общение
со взрослым. Слово для него имеет смысл
целого предложения. Постепенно появляются
первые предложения, сначала из двух, а
к двум годам из трех и четырех слов. К
концу второго года жизни ребенка слова
начинают грамматически оформляться.
Дети выражают свои мысли и желания более
точно и ясно. Речь в этот период выступает
в двух основных функциях; как средство
установления контакта и как средство
познания мира. Несмотря на несовершенство
звукопроизношения, ограниченность словаря,
грамматические ошибки, она является средством
общения и обобщения.
На третьем году жизни быстрыми
темпами развиваются как понимание речи,
так и активная речь, резко возрастает
словарный запас, усложняется структура
предложений. Дети пользуются самой простой,
естественной и первоначальной формой
речи – диалогической, которая сначала
тесно связана с практической деятельностью
ребенка и используется для налаживания
сотрудничества внутри совместной предметной
деятельности. Она состоит в прямом обращении
к собеседнику, содержит выражение просьбы
и помощи, ответы на вопросы взрослого.
Такая грамматически малооформленная
речь маленького ребенка ситуативна. Ее
смысловое содержание понятно лишь в связи
с ситуацией. Ситуативная речь больше
выражает, чем высказывает. Контекст заменяют
жесты, мимика, интонация. Но уже в этом
возрасте дети учитывают в диалоге при
построении своих высказываний то, как
их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность
в построении высказываний, остановки
в начатом предложении.
В дошкольном возрасте происходит
отделение речи от непосредственного
практического опыта. Главной особенностью
этого возраста является возникновение
планирующей функции речи. В ролевой игре,
ведущей деятельности дошкольников, возникают
и новые виды речи: речь, инструктирующая
участников игры, речь-сообщение, повествующая
взрослому о впечатлениях, полученных
вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает
форму монологической, контекстной.
Как было показано в исследовании
А.М. Леушиной, основная линия развития
связной речи состоит в том, что от исключительного
господства ситуативной речи ребенок
переходит к речи контекстной. Появление
контекстной речи определяется задачами
и характером его общения с окружающими.
Изменение образа жизни ребенка, усложнение
познавательной деятельности, новые отношения
со взрослыми, появление новых видов деятельности
требуют более развернутой речи, а прежние
средства ситуативной речи не обеспечивают
полноты и ясности высказывания. Возникает
речь контекстная.
Переход от ситуативной речи
к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина,
происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем элементы
связной монологической речи появляются
уже в 2 – 3 года. Переход к контекстной
речи тесно связан с освоением словарного
состава и грамматического строя родного
языка, с развитием умения произвольно
использовать средства языка. С усложнением
грамматической структуры речи высказывания
становятся все более развернутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте
речь связана с непосредственным опытом
детей, что отражается на формах речи.
Для нее характерны неполные, неопределенно-личные
предложения, состоящие часто из одного
сказуемого; названия предметов заменяются
местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются
факты из материала на заданную тему с
всплывающими на поверхность фактами
из личного опыта.
Задачи и содержание обучения
связной речи дошкольников
Программа детского сада предусматривает
обучение диалогической и монологической
речи. Работа по развитию диалогической
речи направлена на формирование умений,
необходимых для общения.
Умение общаться для планирования
совместных действий, достижения результатов
и их обсуждения, участвовать в обсуждении
определенной темы.
Неречевые (невербальные) умения
– уместное использование мимики, жестов.
Рассмотрим содержание требований
к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста
ставится задача развития понимания речи
окружающих и использования активной
речи детей как средства общения. Детей
учат выражать просьбы и желания словом,
отвечать на некоторые вопросы взрослых
(Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают
инициативную речь ребенка, побуждают
его обращаться к взрослому и детям по
различным поводам, формируют умение задавать
вопросы.
В младшем дошкольном возрасте
воспитатель должен добиваться, чтобы
каждый малыш легко и свободно вступал
в общение со взрослыми и детьми, учить
детей выражать свои просьбы словами,
понятно отвечать на вопросы взрослых,
подсказывать ребенку поводы для разговоров
с другими детьми. Следует воспитывать
потребность делиться своими впечатлениями,
рассказывать о том, что сделал, как играл,
привычку пользоваться простыми формулами
речевого этикета (здороваться, прощаться
в детском саду и семье), поощрять попытки
детей задавать вопросы по поводу ближайшего
окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте
детей приучают охотно вступать в общение
со взрослыми и сверстниками, отвечать
на вопросы и задавать их по поводу предметов,
их качеств, действий с ними, взаимоотношений
с окружающими, поддерживают стремление
рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания
уделяет качеству ответов детей: учит
отвечать как в краткой, так и в распространенной
форме, не отклоняясь от содержания вопроса.
Постепенно он приобщает детей к участию
в коллективных беседах, где требуется
отвечать только тогда, когда спрашивает
воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры
общения: формирование умений приветствовать
родных, знакомых, товарищей по группе,
с использованием синонимических формул
этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать
по телефону, не вмешиваться в разговор
взрослых, вступать в разговор с незнакомыми
людьми, встречать гостя, общаться с ним.
В старших группах следует учить
более точно отвечать на вопросы, объединять
в распространенном ответе реплики товарищей,
отвечать на один и тот же вопрос по-разному,
кратко и распространенно. Закреплять
умение участвовать в общей беседе, внимательно
слушать собеседника, не перебивать его,
не отвлекаться. Особое внимание необходимо
уделять умениям формулировать и задавать
вопросы, в соответствии с услышанным
строить ответ, дополнять, исправлять
собеседника, сопоставлять свою точку
зрения с точкой зрения других людей.
Следует поощрять разговоры
по поводу вещей, не находящихся в поле
зрения ребенка, содержательное речевое
общение детей по поводу игр, прочитанных
книг, просмотренных кинофильмов.
Дети старшего дошкольного
возраста должны владеть разнообразными
формулами речевого этикета (Сережа, могу
я тебя попросить принести одежду из сушилки?;
Алеша, помоги, мне, пожалуйста; Лена, будь
добра, помоги Саше застегнуть куртку;
Благодарю вас; Спасибо за все; Спасибо.
Было очень интересно и т. п.), употреблять
их без напоминания.
Большое место во всех возрастных
группах занимает формирование культуры
общения. Детей учат называть взрослых
по имени и отчеству, на «вы», называть
друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша)
во время разговора не опускать голову,
смотреть в лицо собеседнику; разговаривать
без крика, но достаточно громко, чтобы
собеседнику было слышно; не вмешиваться
в разговор взрослых; быть общительными
и приветливыми без навязчивости.
Задачи и содержание обучения
монологической речи определяются особенностями
развития связной речи детей и особенностями
монологического высказывания.
Всякое связное монологическое
высказывание характеризуется рядом признаков.
Выделяются такие основные признаки: целостность
(единство темы, соответствие всех микротем
главной мысли); структурное оформление
(начало, середина, конец); связность (логические
связи между предложениями и частями монолога);
объем высказывания; плавность (отсутствие
длительных пауз в процессе рассказывания).
Для достижения связности речи
необходим ряд умений, а именно: умений
понимать и осмысливать тему, определять
ее границы; отбирать необходимый материал;
располагать материал в нужной последовательности;
пользоваться средствами языка в соответствии
с литературными нормами и задачами высказывания;
строить речь преднамеренно и произвольно.
В современной методике программа
развития связной монологической речи
значительно уточнена и дополнена. В ней
предусматривается формирование таких
умений, как умения отбирать содержание
для своих рассказов, располагать его
в определенной последовательности. Кроме
того, важно сообщать детям элементарные
знания о построении текста и способах
связи предложений.
Обучение
рассказыванию по игрушкам в старшей группе
Виды занятий по игрушкам.
1. Описание игрушки – связное
последовательное описание внешнего вида
игрушки, иногда с добавлением личного
отношения ребенка к ней, или описание
действий и образа жизни изображенного
в игрушке живого существа.
Описание игрушек может проводиться
в виде дидактической игры («Магазин игрушек»
(посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто
это?», «Почтальон принес посылку» и др.).
Для описания следует подбирать игрушки,
которые бы привлекали внимание детей,
были яркими, выразительными, выделялись
своим внешним видом, чтобы о них можно
было высказать свое мнение, сравнить
(две куклы в разных костюмах; два зайца,
разные по цвету и размеру). Дидактические
игры на описание, как правило, проводят
после нескольких занятий, на которых
дети приобрели некоторые умения описывать
игрушку, приобрели определенный словарный
запас и соответствующие представления.
Одним из условий эффективности игры являются
ее живость, определенный ритм, эмоциональность,
активное участие каждого ребенка. Если
дети не умеют описывать игрушки, нуждаются
в постоянной помощи и подсказке взрослого,
игровая ситуация нарушается, игра превращается
в вялотекущее упражнение.
Одним из видов описания игрушки
является отгадывание и составление загадок
детьми. Вначале дети учатся отгадывать
загадки, а затем составлять загадки-описания.
Например, вниманию детей предлагается
5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего
вида и определения качеств – цвета, формы,
размера, материала. Появление игрушек
может быть обыграно – почтальон принес
посылку. Затем об одной из игрушек дается
загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой,
меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый,
идет бородатый, рожищами помахивает,
бородищей потряхивает, копытами постукивает»
(баран).
Отгадывание загадок можно
связать с рассматриванием игрушек перед
их описанием или рассказыванием по ним.
Постепенно дети подводятся к самостоятельному
составлению загадок.