Развитие самоуправления учащихся в условиях гимназии малого города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным, активным членом общества. Но как же научиться представлять, отстаивать свое мнение, мнение молодого гражданина? И не только отстаивать, что, в общем-то, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше дает возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, формирования гражданской позиции.

Файлы: 1 файл

Курсовая Цумаревой В..doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Тема курсовой «Развитие самоуправления учащихся в условиях гимназии малого города»

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным, активным членом общества. Но как же научиться представлять, отстаивать свое мнение, мнение молодого гражданина? И не только отстаивать, что, в общем-то, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше дает возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, формирования гражданской позиции.

  Педагогический коллектив ГУО “Крупская районная гимназия” уделяет особое внимание развитию ученического самоуправления в школьном коллективе. И это не случайно: стратегические устремления гимназии, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у учащихся таких качеств, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за себя и других.

 Один из важных принципов школьного управления — принцип демократизации — невозможно реализовать работу учреждения образования без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправление. Управление школой — целеустремленная деятельность субъектов управления, направленная на обеспечение оптимального функционирования школы и ее развития. Соуправление - участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей); школьное самоуправление — передача ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об ученическом (школьном, классном) самоуправлении.

Система работы органов ученического самоуправления, сложившаяся в  условиях нашей гимназии, обеспечивает возможность каждому ученику принимать участие в организаторской деятельности и развивать свои организаторские способности: умения планировать предстоящую работу, распределять обязанности и поручения, налаживать контроль и учёт, организовывать общественные и трудовые коллективные творческие дела. Участвуя в работе органов самоуправления, ребята становятся хозяевами своей организации, своей гимназии, своего района, утверждаются в активной жизненной позиции, проникаются ответственностью за состояние дел в гимназии, за свой личный вклад в общее дело, за свою собственную судьбу. Ведь хорошо организованная работа ученического самоуправления помогает педагогическому коллективу подготовить будущих граждан страны, способных управлять коллективной деятельностью и самим принимать в ней активное участие.

Цель работы: на основе социологического анализа изучить эффективность деятельности работы самоуправления  гимназии.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Изучить структуру самоуправления в гимназии.

2. Рассмотреть учащихся гимназии как субъект самоуправления.

3. Выявить основные направления в работе самоуправления на основании социологических исследований.

Объект исследования – организация самоуправления в гимназии.

 Предмет исследования  – процесс самоуправления в условиях гимназии малого города.

 Гипотеза –  самоуправление  будет успешно осуществляться  только при желании и стремлении  самих учащихся; также для успешного самоуправления необходима хорошая организация и опора на документацию.

 

 

Структура школьного самоуправления

 ГУО «Крупская районная  гимназия»

 (приложение 1)

Основные функции органов ученического самоуправления:

1. Высший орган ученического  самоуправления гимназии - Ученический совет. Совет заслушивает и утверждает план работы на год,  решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении гимназии (Совете гимназии), вырабатывает и формирует предложение ребят по совершенствованию работы.

2.     Главным координирующим  органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников (приложение 2), который собираются 1 раз в месяц. Совет старшеклассников выполняет организационные, представительские, информационно-пропагандистские, методические функции. В пределах этих функций он уполномочен:

· представлять коллектив учащихся в общественных организациях, на педагогических советах, на заседаниях Совета гимназии;

· координировать деятельность классных коллективов;

· разрабатывать программу деятельности классных  коллективов и коллектива учащихся всей гимназии, организовывать её реализацию;

· принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся гимназии, сроков и порядка проведения собраний, отчётов, выборов и других мероприятий;

· организовывать учёбу актива учащихся.

3. Совет формируются из представителей классов, из их числа выбирается председатель.

     4. Совет старшеклассников  состоит из следующих секторов: познавательный сектор «Знание», спортивный сектор «Олимпиец», сектор «Шефство», сектор самообслуживания «Порядок», информационный сектор «Гимназист», сектор культурно-массовой работы «Искусство».

 Познавательный сектор «Знание»:

· следит за успеваемостью, организует взаимопомощь учащихся в случае необходимости, принимает меры к созданию твёрдого общественного мнения в среде учащихся к нерадивым ученикам;

· помогает в организации тематических предметных вечеров и недель;

· проводит специальные мероприятия по борьбе за успеваемость учащихся (смотр тетрадей, рейды, выпуск бюллетеней и т.п.);

· ежегодно участвует в организации внутригимназических олимпиад по предметам, проведении научно-исследовательских конференций.

 Сектор самообслуживания «Порядок»:

· следит за санитарным состоянием помещений, проверяет состояние внешнего вида учащихся, чистоты и порядка их одежды;

· следит за качеством уборки и производит приёмку убранных помещений;

· организует учащихся для помощи гимназии в разных хозяйственных работах: по переноске мебели, для проведения работ по расчистке двора, озеленению и т.д.;

· вовлекает классные коллективы в шефство над учебными кабинетами гимназии, организует помощь учащихся в ремонте и починке учебных пособий, приборов;

· организует дежурство учащихся по гимназии, выпускает «Экран санитарного состояния классов».

Сектор культурно-массовой работы «Искусство»:

· руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: организацией общешкольных вечеров, праздников, вечеров отдыха, распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;

· организует оформление гимназии к вечерам и праздникам, несёт ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;

· выявляет пожелания учащихся о культпоходах и экскурсиях;

· имеет в каждом классе уполномоченных по культработе, через которых организует культмассовую работу и привлекает учащихся к общешкольным мероприятиям.

 Спортивный сектор «Олимпиец»:

· вовлекает учащихся в работу спортивных секций в гимназии;

· вывешивает извещения об итогах внутришкольных и районных соревнований, о командных и личных достижениях учащихся гимназии;

· организует разные виды спортивных соревнований;

· объединяет и направляет работу физоргов классов, проводя с их помощью все спортивные мероприятия.

 Сектор «Шефство»:

· организует помощь ветеранам войны и престарелым, назначая ответственных по уходу за ними из разных классов;

· организует работу по уходу за могилой и памятниками Героем Советского Союза Е.Ф.Колесовой и Д.Я.Беляева;

· организует и проводит поздравления ветеранов войны и педагогического труда с праздниками, следит за изготовлением и вручением им памятных сувениров;

· организует шефскую работу с младшими классами, оказывает им необходимую помощь.

 Информационный сектор «Гимназист»:

· организует выпуск газеты «Гимназист»;

· организует размещение статей учащихся в газете;

· организует проведение смотров-конкурсов плакатов, рисунков, стенгазет и подводит их итоги;

· привлекает учащихся разных классов к оформлению проводимых мероприятий;

· участвует в проведении общешкольных часов информирования.

Можно выделить наиболее основные формы и методы работы органов самоуправления:

- КТД, традиционные гимназические дела и праздники (выставка ландшафтных композиций «Все цветы тебе, Лёля!», «Осенний бал», «Ярмарка профессий», «Вечер школьных друзей», новогодний           бал-маскарад, Вахта Памяти, праздники, посвященные Дню матери,        8 Марта, выпускной бал и т.д.);

- выпуск газеты «Гимназист»;

- проектная деятельность («От сердца к сердцу», «Моя семья – моя гордость» и др.); (приложение 3)

- акции («Я гражданин Республики Беларусь», «Память», «Обелиск», «Сохраним зеленого друга», «Помни о тех, кто рядом», «Пернатый друг» и др.);

- проведение спортивных мероприятий с учащимися и родителями (спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе весело»,  праздники здоровья «Здоров будешь – все добудешь», «Дюймовочки и Великаны» и др.);

- конкурсы плакатов, рисунков, стенгазет, сочинений («Следы на асфальте», «Эхо войны в моей семье», «Скажем СПИДу «нет»!» и др.)

- рейды (рейд «Дневник», рейд «Чистый город» и др.);

- походы и экскурсии.

Ежегодно при проведении мониторинга уровня воспитанности учащихся в гимназии изучается и уровень развития самоуправления в ученическом коллективе. Данные исследований говорят о том, что уровень самоуправления в гимназии, по оценке учащихся (а в исследовании принимают участие все учащиеся 5-11 классов), составляет 0,79 балла (средний) и повышается на протяжении последних 4 лет (2010 г. – 0,61, 2011 - 0,67, 2012 - 0,72). Увеличивается количество учащихся, принимающих активное участие в деятельности гимназического самоуправления.

2.1 . Предпочтения учащихся в работе самоуправления

  1. Как ты понимаешь, что такое самоуправление?
  1. Я не знаю точно, что это такое – 25%
  1. Это возможность учащихся отстоять свою точку зрения – 70%
  2. Это формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации – 5%

 

  1. Какие вопросы должны решать органы ученического самоуправления?
  1. Организация досуга учащихся – 47%
  1. Качество обучения в гимназии – 15%
  2. Организация и расширение возможностей общения с друзьями и сверстниками – 10%
  3. Установление контактов с другими детскими, подростковыми и молодёжными организациями – 28%

 

  1. Отношение к ученическому самоуправлению в гимназии
  1. Мне интересно быть участником творческого союза ученического самоуправления – 53%
  1. Я рад(а), что кто – то из моих друзей участвует в этой работе – 40%
  2. Мне всё равно, есть в гимназии самоуправление или нет – 7%

 

  1. Какое направление работы самоуправления важней всего развивать в гимназии?
  1. Учебное? – 30%
  1. Гражданско – патриотическое? – 23%
  2. Спортивное? – 34%
  3. Художественно – эстетическое? – 13%

 

  1. Нужно ли гимназии самоуправление?
  1. Самоуправление помогает гармонично развиваться – 20%
  1. Самоуправление помогает развивать лидерские качества – 33%
  2. Самоуправление разнообразит деятельность учащихся – 25%
  3. Через самоуправление осуществляется общение с учителями и родителями – 12%

 

Данные опроса свидетельствует о том, что большинство наших учеников имеют потребность в реализации своей социальной активности через участие в органах самоуправления. И пусть не всегда все получается, от чего-то приходится отказываться, что-то изменять, но главное – у ребят формируется активная жизненная позиция, воспитывается ответственность, патриотизм, развиваются творческие способности, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.  Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к учреждению, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.

Информация о работе Развитие самоуправления учащихся в условиях гимназии малого города