Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 22:12, контрольная работа
Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным, активным членом общества. Но как же научиться представлять, отстаивать свое мнение, мнение молодого гражданина? И не только отстаивать, что, в общем-то, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше дает возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, формирования гражданской позиции.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным, активным членом общества. Но как же научиться представлять, отстаивать свое мнение, мнение молодого гражданина? И не только отстаивать, что, в общем-то, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше дает возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, формирования гражданской позиции.
Педагогический коллектив ГУО “Крупская районная гимназия” уделяет особое внимание развитию ученического самоуправления в школьном коллективе. И это не случайно: стратегические устремления гимназии, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у учащихся таких качеств, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за себя и других.
Один из важных принципов школьного управления — принцип демократизации — невозможно реализовать работу учреждения образования без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправление. Управление школой — целеустремленная деятельность субъектов управления, направленная на обеспечение оптимального функционирования школы и ее развития. Соуправление - участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей); школьное самоуправление — передача ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об ученическом (школьном, классном) самоуправлении.
Система работы органов ученического самоуправления, сложившаяся в условиях нашей гимназии, обеспечивает возможность каждому ученику принимать участие в организаторской деятельности и развивать свои организаторские способности: умения планировать предстоящую работу, распределять обязанности и поручения, налаживать контроль и учёт, организовывать общественные и трудовые коллективные творческие дела. Участвуя в работе органов самоуправления, ребята становятся хозяевами своей организации, своей гимназии, своего района, утверждаются в активной жизненной позиции, проникаются ответственностью за состояние дел в гимназии, за свой личный вклад в общее дело, за свою собственную судьбу. Ведь хорошо организованная работа ученического самоуправления помогает педагогическому коллективу подготовить будущих граждан страны, способных управлять коллективной деятельностью и самим принимать в ней активное участие.
Цель работы: на основе социологического анализа изучить эффективность деятельности работы самоуправления гимназии.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить структуру самоуправлен
2. Рассмотреть учащихся гимназии как субъект самоуправления.
3. Выявить основные направления в работе самоуправления на основании социологических исследований.
Объект исследования – организация самоуправления в гимназии.
Предмет исследования – процесс самоуправления в условиях гимназии малого города.
Гипотеза – самоуправление
будет успешно осуществляться
только при желании и
Структура школьного самоуправления
ГУО «Крупская районная гимназия»
(приложение 1)
Основные функции органов ученического самоуправления:
1. Высший орган ученического самоуправления гимназии - Ученический совет. Совет заслушивает и утверждает план работы на год, решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении гимназии (Совете гимназии), вырабатывает и формирует предложение ребят по совершенствованию работы.
2. Главным координирующим
органом ученического самоуправления
является Совет старшеклассников (приложение
2), который собираются 1 раз в месяц. Совет
старшеклассников выполняет организационные,
представительские, информационно-
· представлять коллектив учащихся в общественных организациях, на педагогических советах, на заседаниях Совета гимназии;
· координировать деятельность классных коллективов;
· разрабатывать программу деятельности классных коллективов и коллектива учащихся всей гимназии, организовывать её реализацию;
· принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся гимназии, сроков и порядка проведения собраний, отчётов, выборов и других мероприятий;
· организовывать учёбу актива учащихся.
3. Совет формируются из представителей классов, из их числа выбирается председатель.
4. Совет старшеклассников состоит из следующих секторов: познавательный сектор «Знание», спортивный сектор «Олимпиец», сектор «Шефство», сектор самообслуживания «Порядок», информационный сектор «Гимназист», сектор культурно-массовой работы «Искусство».
Познавательный сектор «Знание»:
· следит за успеваемостью, организует взаимопомощь учащихся в случае необходимости, принимает меры к созданию твёрдого общественного мнения в среде учащихся к нерадивым ученикам;
· помогает в организации тематических предметных вечеров и недель;
· проводит специальные мероприятия по борьбе за успеваемость учащихся (смотр тетрадей, рейды, выпуск бюллетеней и т.п.);
· ежегодно участвует в организации внутригимназических олимпиад по предметам, проведении научно-исследовательских конференций.
Сектор самообслуживания «Порядок»:
· следит за санитарным состоянием помещений, проверяет состояние внешнего вида учащихся, чистоты и порядка их одежды;
· следит за качеством уборки и производит приёмку убранных помещений;
· организует учащихся для помощи гимназии в разных хозяйственных работах: по переноске мебели, для проведения работ по расчистке двора, озеленению и т.д.;
· вовлекает классные коллективы в шефство над учебными кабинетами гимназии, организует помощь учащихся в ремонте и починке учебных пособий, приборов;
· организует дежурство учащихся по гимназии, выпускает «Экран санитарного состояния классов».
Сектор культурно-массовой работы «Искусство»:
· руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: организацией общешкольных вечеров, праздников, вечеров отдыха, распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;
· организует оформление гимназии к вечерам и праздникам, несёт ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;
· выявляет пожелания учащихся о культпоходах и экскурсиях;
· имеет в каждом классе уполномоченных по культработе, через которых организует культмассовую работу и привлекает учащихся к общешкольным мероприятиям.
Спортивный сектор «Олимпиец»:
· вовлекает учащихся в работу спортивных секций в гимназии;
· вывешивает извещения об итогах внутришкольных и районных соревнований, о командных и личных достижениях учащихся гимназии;
· организует разные виды спортивных соревнований;
· объединяет и направляет работу физоргов классов, проводя с их помощью все спортивные мероприятия.
Сектор «Шефство»:
· организует помощь ветеранам войны и престарелым, назначая ответственных по уходу за ними из разных классов;
· организует работу по уходу за могилой и памятниками Героем Советского Союза Е.Ф.Колесовой и Д.Я.Беляева;
· организует и проводит поздравления ветеранов войны и педагогического труда с праздниками, следит за изготовлением и вручением им памятных сувениров;
· организует шефскую работу с младшими классами, оказывает им необходимую помощь.
Информационный сектор «Гимназист»:
· организует выпуск газеты «Гимназист»;
· организует размещение статей учащихся в газете;
· организует проведение смотров-конкурсов плакатов, рисунков, стенгазет и подводит их итоги;
· привлекает учащихся разных классов к оформлению проводимых мероприятий;
· участвует в проведении общешкольных часов информирования.
Можно выделить наиболее основные формы и методы работы органов самоуправления:
- КТД, традиционные гимназические дела и праздники (выставка ландшафтных композиций «Все цветы тебе, Лёля!», «Осенний бал», «Ярмарка профессий», «Вечер школьных друзей», новогодний бал-маскарад, Вахта Памяти, праздники, посвященные Дню матери, 8 Марта, выпускной бал и т.д.);
- выпуск газеты «Гимназист»;
- проектная деятельность («От сердца к сердцу», «Моя семья – моя гордость» и др.); (приложение 3)
- акции («Я гражданин Республики Беларусь», «Память», «Обелиск», «Сохраним зеленого друга», «Помни о тех, кто рядом», «Пернатый друг» и др.);
- проведение спортивных мероприятий с учащимися и родителями (спортландии «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе весело», праздники здоровья «Здоров будешь – все добудешь», «Дюймовочки и Великаны» и др.);
- конкурсы плакатов, рисунков, стенгазет, сочинений («Следы на асфальте», «Эхо войны в моей семье», «Скажем СПИДу «нет»!» и др.)
- рейды (рейд «Дневник», рейд «Чистый город» и др.);
- походы и экскурсии.
Ежегодно при проведении мониторинга уровня воспитанности учащихся в гимназии изучается и уровень развития самоуправления в ученическом коллективе. Данные исследований говорят о том, что уровень самоуправления в гимназии, по оценке учащихся (а в исследовании принимают участие все учащиеся 5-11 классов), составляет 0,79 балла (средний) и повышается на протяжении последних 4 лет (2010 г. – 0,61, 2011 - 0,67, 2012 - 0,72). Увеличивается количество учащихся, принимающих активное участие в деятельности гимназического самоуправления.
2.1 . Предпочтения учащихся в работе самоуправления
Данные опроса свидетельствует о том, что большинство наших учеников имеют потребность в реализации своей социальной активности через участие в органах самоуправления. И пусть не всегда все получается, от чего-то приходится отказываться, что-то изменять, но главное – у ребят формируется активная жизненная позиция, воспитывается ответственность, патриотизм, развиваются творческие способности, умение отстаивать свои взгляды и убеждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к учреждению, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.
Информация о работе Развитие самоуправления учащихся в условиях гимназии малого города