Развитие социально – психологической службы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 03:56, контрольная работа

Описание работы

В федеральном законодательстве закреплено следующее определения понятия «социальная служба для детей»:
социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей [11].

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Развитие социально-педагогических служб для детей в современных условиях.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Введение

В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической, социальной жизни. Сегодня можно  предвидеть, что эти изменения  приведут к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь  скажутся на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи. В связи с этим возникла острая потребность в развитии социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождение социальной педагогики как науки и области педагогической практики.

В педагогической сфере еще в 60-70-е годы были предприняты попытки ввести специалистов, непосредственно сориентированных на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, клубов, комнат школьника и др.). Уровень развития социальной педагогики на этом этапе может быть обозначен как организационно-эмпирический.

На рубеже 70-80-х годов общественная потребность, достижения и опыт практической работы в социуме вывели проблему на новый уровень ее решения. В практике социально-экономических и молодежных жилых комплексов, разновозрастных объединений по месту жительства, клубов по интересам формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивались тенденции интеграции, межведомственного подхода. Изменился характер взаимодействия школы с другими институтами (от организующего – к педагогическому центру микрорайона).

Однако развитие продолжало сдерживаться отсутствием профессионально подготовленных кадров, специально сориентированных на социально-педагогическую работу с детьми как самостоятельную профессию. Функции данной работы растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, к тому же функционально крайне слабо связанными между собой.

Нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно  новому уровню развития социально-педагогической работы: от отдельных очагов передового опыта – к выходу на государственный уровень решения проблемы, к созданию системы социально-педагогических служб помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированная Россией 13 июля 1990 года, подтверждает три основных права ребенка: право на выживание, право на развитие и право на защиту. Однако реальная жизнь , анализ статистических данных, демографических прогнозов позволяет констатировать нарастающее неблагополучие в сфере детства: неблагоприятные тенденции в демографических процессах, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детский алкоголизм и наркомания, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Все эти проблемы можно сгруппировать по двум основным направлениям:

·  правовой вакуум, юридическая  неразрешенность многих важных вопросов детства в современных условиях;

·  организационный хаос на всех этажах социального управления в  вопросах социально-педагогической работы с детьми.

Социально-педагогическая работа с  детьми выходит за рамки традиционных педагогических сфер, что обусловлено  «вневедомственностью» детства. Вместе с тем объективность такова, что каждый ребенок, за исключением специальных случаев, до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом.

В федеральном законодательстве закреплено следующее определения понятия  «социальная служба для детей»:

социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей [11].

 

 

  1. Развитие социально – психологической службы в школе 

Социально-психологическая служба способна стать центром, объединяющим усилия педагогов школы, специалистов государственных учреждений и активистов общественных организаций по созданию благоприятных условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребёнка и адаптацию его к быстро изменяющимся социальным условиям общества. Развитие социально-психологической службы приведёт к демократизации и гуманизации школьной жизни, повышению воспитательного потенциала социума. Социальный педагог и психолог могут успешно действовать при условии, если они включены в целостную воспитательно-образовательную систему учебного заведения, идущего по пути оптимизации школьного образования. Деятельность социально-психологической службы строится на следующих принципах:

- гуманно-личностный подход к  ребёнку, установление партнёрских  отношений с родителями;

- педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и среды, создание единой системы воспитания ребёнка в школе, семье и социуме;

- защита прав и интересов  детей, социальное равенство в  получении образования;

- создание гуманной и психологически  комфортной воспитывающей среды, уважение индивидуальных качеств личности, содействие в разрешении проблем учащихся и педагогического коллектива;

- оптимистическая гипотеза, которая  основывается на вере в собственные  силы и способности личности  при помощи специалистов разрешать сложные жизненные проблемы [5].

Целью социально-психологической службы является обеспечение благоприятного социально-психологического климата как основного условия развития и самосовершенствования личности, а также её успешной социализации в современных условиях.

Задачи социально-психологической службы:

 · обеспечение социально-психологических  условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного  развития личности, её социализации  и профессионального становления,  разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;

 · содействие укреплению  взаимопонимания и взаимодействия  между учащимися, педагогами и  родителями, активизация воспитательной  деятельности родителей, привлечение  их к учебно-воспитательному процессу в школе;

 · мониторинг социального  заказа со стороны детей и  родителей на содержание образования,  социально-психологическое сопровождение  учебно-воспитательного процесса, оказание  помощи детям и родителям в  адаптации к условиям школьной  жизни;

 · выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;

 · социально-педагогическая  защита детства, осуществление  социальной опеки и защиты  прав учащихся, находящихся в  трудных жизненных ситуациях;

 · проведение консультативно-просветительной  работы среди учащихся, педагогов,  родителей;

 · осуществление психокоррекционной  и реабилитационной работы с  детьми с особенностями психофизического  развития;

 · социально-педагогическая  поддержка и психологическое сопровождение одарённых детей;

 · реабилитация несовершеннолетних  подростков, входящих в группу  “риска” и оказавшихся в сложных  жизненных ситуациях;

 · обеспечение связи школы  с социальными институтами, с  заинтересованными общественными  организациями [5].

2. Примерная структура и формы взаимодействия социально-психологической службы

1. ПЕДАГОГИ

* педагогические советы;

* инструктивно-методические совещания;

* психолого-педагогические консилиумы;

* тренинги общения;

* психолого-педагогические семинары;

* встречи за “круглым столом”;

* организационно-деятельностные  игры;

* консультации.

 

2. СЕМЬЯ

* заседания родительского комитета;

* занятия родительского университета;

* работа родительского патруля;

* семейный клуб, клуб выходного  дня;

* совет профилактики;

* сотрудничество с комиссией  содействия семье и школе (по  месту работы родителей);

* проведение совместных праздников  и вечеров отдыха;

* тренинги;

* консультации;

* информационный стенд для родителей.

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Как система семья тысячами нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей направлен на изменение отношений между семьей и ее окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни [9].

В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот  вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Большинство людей имеет две семьи – семью "здесь и теперь", членом которой они являются, и семью, из которой они произошли [9].

 

3. УЧАЩИЕСЯ

* индивидуально-групповые консультации;

* коррекционно-развивающие занятия;

* тренинги;

* педагогические клубы;

* профориентационная работа;

* разновозрастные отряды по  месту жительства “Милосердие”;

* ученические производственные  бригады, летний труд и отдых  детей.

 

4. ВНЕШКОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ  И УЧРЕЖДЕНИЯ

* кружки, секции, клубы (совместные  мероприятия, выставки);

* благотворительные акции;

* консультирование специалистов;

* праздники в микрорайоне;

* трудовой десант;

* совместные рейды в микрорайоне.

 

Развитие социально-психологической службы (СПС) зависит от ряда внешних и внутренних условий, связанных как с профессиональным уровнем психолога и социального педагога, так и с особенностями функционирования школы. Направления развития СПС определяют следующие факторы:

  • профессиональная компетентность и направленность личности участников службы;
  • управленческая позиция администрации школы, определяющая стратегическую линию развития школы;
  • потребности учащихся и их родителей в получении социально-педагогической помощи, дополнительных образовательных услуг;
  • наличие педагогического коллектива, активно участвующего в социально-педагогической деятельности [5].
  1.  Работа социального педагога в современных условиях

Школьный социальный педагог –  действует в общеобразовательной  или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений; способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность; изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению; поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности. [6; 240 – 151]

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. [3; 14]

В современных  условиях в работе различных структур в области социальной защиты определилось направление работы, которой занимается социальный педагог. Это способствование  в получении материальной помощи нуждающимся (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

Процесс влияния  на человека – это процесс педагогического  и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Работа  социального педагога, отличается от работы педагога школы, педагога –  предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы – интерната или группы продлённого дня.

Учителю чаще всего приходится работать с классом  или группой, и, в основном, его  методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности. Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как  первостепенное, воспитание ребёнка, формирование личности, изменяет своё содержание и  методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, – это школа, и его работа в школе – особый вопрос. В различных странах существуют два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным работником.

Информация о работе Развитие социально – психологической службы в школе