Развитие социально – психологической службы в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 03:56, контрольная работа

Описание работы

В федеральном законодательстве закреплено следующее определения понятия «социальная служба для детей»:
социальные службы для детей - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей [11].

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Развитие социально-педагогических служб для детей в современных условиях.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Сотрудничая со школой, прикреплённый  социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью  микрорайона, что также немаловажно  сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе, помогает сделать профессиональный выбор.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.

Он наблюдает за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется. Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом:

- Помогает семье в правильности  выстраивания взаимоотношений как  внутри семьи, так и во взаимодействии её с социумом;

- Помогает в достижении социализации  личности;

- Помогает в улучшении психологической обстановки и педагогизации культурной среды в которой живёт ребёнок;

Защищает интересы ребенка, прописанные в Женевской декларации прав ребёнка Генеральной ассамблеи, ООН в 1959 году, а также федеральный закон от 24 июля 1988г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Р.Ф.» Налаживает контакты ребёнка с социумом.

Работа с семьёй также должна строиться у школьного социального  педагога, так как многое ребёнок  выносит именно оттуда. [3; 373-375]

Для решения всех вышеописанных  задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога.

Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять  решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.

Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые  способны помочь ребенку. Для этого  необходимо, чтобы он был профессионально  подготовлен, достаточно образован  для ведения воспитательной и учебной работы.

Актуальным является наличие у  социального педагога организаторских  способностей, умения быстро принять  решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное – быть добрым. Итак, завершая тему о «нужности» деятельности социального педагога в современный период, можно перечислить следующие организации и учреждения, где актуально присутствие социального педагога:

- в школе, в классе, для работы  с детьми из неблагополучных  семей;

- в школах-интернатах, детских домах,  приютах;

- в лесных школах, детских санаториях;

- в социально-образовательных центрах;

- в реабилитационных и коррекционных  центрах;

- в культурных центрах, центрах  досуга, молодежных клубах;

- в летних лагерях труда и  отдыха. [3; 74]

Также нужно упомянуть некоторые статистические данные по социальным проблемам и неблагополучным ситуациям, касающимся детей России в современных условиях. Например, увеличение смертности детей, сокращение рождаемости, рост числа детей-инвалидов – все это результаты современного экономического и политического кризиса в стране.

Снижение жизненного уровня населения  сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения  страны.

Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.

Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Сегодня проблема детского сиротства  остается одной из острейших в  России. После Великой Отечественной войны было 678 тысяч детей-сирот. Но современные показатели более драматичны: если в 2000 году детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось 662 тысячи, то на конец 2004 года – 800 тысяч детей. За 10 лет число детей-сирот возросло более чем на 50 % 245 тысяч, из них воспитываются в интернатах, в том числе около 20 тысяч – в домах ребенка. Две трети из них устроены в семьи – опекунские, приемные, переданы на усыновление.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних органами внутренних дел в 2004 году осуществлялась профилактическая работа в отношении более 655,5 тысячи подростков-правонарушителей, в первой половине 2005 года – в отношении 510,7 тысячи. Из числа состоящих на учете в органах внутренних дел несовершеннолетних около 150 тысяч воспитываются в неполных семьях, свыше 18 тысяч не имеют родителей, почти 10 тысяч проживают в детских домах и интернатах. Из 1 миллиона 115 тысяч несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел в 2004 году за различные правонарушения, более 413,1 тысячи воспитывались в неполных семьях, 52,5 тысячи не имеют родителей.

Из 1 миллиона 115 тысяч несовершеннолетних, доставленных в органы Внутренних дел  в 2004 году за различные правонарушения, более 413,1 тысячи воспитывались в неполных семьях, 52,5 тысячи не имеют родителей. Схожая ситуация наблюдалась и в первой половине 2005 года: из 590 тысяч доставленных несовершеннолетних проживали в неполных семьях – 233,3 тысячи, не имеют родителей – 26,8 тысячи.

В прошедшем году 498 тысяч (в 2002 году – 440,9 тысячи) родителей или лиц, их заменяющих, подвергнуты мерам административного воздействия. В том числе 5,1 тысячи – за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, 392 тысячи – за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, 85,9 тысячи – за появление несовершеннолетних в состоянии опьянения, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. В суды направлено 48 тысяч (в 2002 году – 40,7 тысячи) материалов для решения вопроса о лишении родительских прав. Что касается детей-беглецов то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше – из сельских. Из детей, убегающих из семьи, 56,7% – девочки, 43,3% – мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% – учились, 1% – окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь. За шесть месяцев 2005 года отмечено некоторое увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (на 1,4 %). Несовершеннолетними совершено 78,6 тысячи преступлений, их удельный вес в общей структуре преступности составил 9,0 %. Рост подростковой преступности в первом полугодии 2005 года зарегистрирован в 46 субъектах Российской Федерации. Структура преступности несовершеннолетних достаточно стабильна. В основном подростки совершают преступления против собственности (более70 %), против жизни и здоровья (8-10 %), а также связанные с незаконным оборотом наркотических средств (менее 4 %). Особенностью совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет насильственных преступлений нередко является бессмысленная жестокость. Среди совершаемых появляются виды преступлений, ранее подросткам несвойственные, возрастает дерзость содеянного. В 2004 году за участие в преступлениях задержано 151,9 тысячи несовершеннолетних что составляет 12,4 % от общего числа выявленных лиц, совершивших преступления. Вызывает, обеспокоенность состояние групповой преступности несовершеннолетних. Рост числа несовершеннолетних, совершивших преступление в группе по предварительному сговору, отмечен в 2004 году в 65 субъектах Российской Федерации, причем его значения колеблются от 0,4 % до 192,3 %. На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни. Согласно данным Департамента медико-социальных проблем семья Министерства здравоохранения и социального развитая Российской Федерации в стране на начало 2006 года 60 тысяч детей официально признаны алкоголиками. Однако точных данных о числе несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, нет. Только за пять, лет уровень потребления алкоголя среди подростков увеличился на 65 %. Почти 40 % школьников пьют спиртные напитки регулярно. За последние 10 лет показатель распространенности наркомании среди подростков возрос в 15 раз. Из общего числа несовершеннолетних, состоящих на учете, в 2004 году медицинский диагноз «наркомания» установлен в отношении 2,4 тысячи подростков. С начала 2005 года в России зарегистрировано около 150 тысяч детей и подростков, употребляющих наркотики, однако это только те дети, которые состоят на учете, а реальное их число больше раз в пять. Ускоренными темпами происходит «омоложение» потребителей психоактивных веществ. По данным социологических опросов, около 40 % школьников знают, где и как достать наркотические вещества. Значительная часть детей школьного возраста не осуждает экспериментирование с наркотиками, считая их потребление признаком «стильной» молодежной жизни. При этом возраст первой пробы снизился с 17 до 12,5 лет. Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% – родные родители. Из них 60% – женщины, 39,2% – мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%). [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит  от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во внеурочное время – неперспективна. Учитель, социальный педагог, педагог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями.

Особая  роль в данной работе по праву отводится  социальному педагогу. Было бы ошибочно сводить функции социального  педагога к деятельности лишь в рамках образовательного учреждения. Главной  сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в реальных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система// Воспитание школьника. – 1994. – №2.
  2. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. – М., 1994.
  3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ «Полиграф.ресурсы». – М., 1998, – стр.14.
  4. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы// Педагогика. – 1993. – №3.
  5. Зязюлькин П. В. Профессиональная деятельность социального педагога: Методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПКиПРРиСО», 2003.- 55с.
  6. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с., – с.151.
  7. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, – 2001, стр.33-36.
  8. О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад 1998-2007.
  9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога (стр.345-364)
  10. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. С.10-12.
  11. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012)

Информация о работе Развитие социально – психологической службы в школе