Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования – обоснование условий развития технологических компетенций студентов педагогического образования профиля «Технология».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основы технологических компетенций 6
1.1 Сущность понятия технологические компетенции 6
1.2 Цель, задачи, функции элективных курсов 11
2. Элективные курсы в профильном обучении 21
2.1 Определение критериев оценки элективных курсов 21
2.2. Проведение оценки элективных курсов по программе «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Технология» по А.Н. Лейбовичу 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основы технологических компетенций 6
1.1 Сущность понятия технологические компетенции 6
2. Элективные курсы в профильном обучении 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Концепция модернизации российского образования на период до 2012 г. предусматривает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработка гибкой системы профилей. Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации начался с 2006/07 учебного года, а с 2005/06 учебного года – введение предпрофильной подготовки в 9-х классах.
Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить себе изучение технологии «вообще», вне конкретной области продуктивной деятельности человека. В то же время нельзя всерьез считать выпускника общеобразовательной школы подготовленным к современной жизни без знакомства с основами и конкретными примерами современных технологических процессов, которые пронизывают инфраструктуру общества, без привития основ технологической культуры, которой так не хватает трудовым ресурсам в России.
Поэтому, как нам представляется, абсолютное большинство учителей технологии заинтересованы в ведении элективных курсов. В научной и методической литературе есть отдельные работы, касающиеся профильного обучения и элективных курсов, в частности элективных курсов по технологии, которые носят рекомендательный характер. Однако, согласно «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», профильное обучение должно быть подкреплено обоснованными научно-методическими разработками. Такое противоречие и обуславливает актуальность темы исследования.
Актуальность выбора темы определяется значимостью курсов А.Н. Лейбович, которые полностью соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся среднего звена. Серьезный научный и методический подход к разработке и созданию курсов нашел отражение и в том, что ни один учитель-эксперт не обнаружил в процессе работы с курсами и в период расширенной экспертизы фактических ошибок и неточностей.
При конструировании элективного курса по технологии необходимо педагоги учитывают также предыдущий опыт постановки факультативных курсов в средней школе. Проблеме постановки и развития факультативных курсов по технологии посвящено много работ, авторами которых являются А.Н.Лейбович.
В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько, А.А. Вербицкий, Л.А. Ядвиршис, Е.И. Никифорова говорят о технологических компетенций каждого учителя, а диссертационное исследование Д. В. Саникова посвящено именно учителю технологии.
Цель работы обоснование условий развития технологических компетенций студентов педагогического профиля «Технология» в процессе изучения элективных курсов.
Объект исследования – элективные курсы педагогического профиля «Технология» А.Н.Лейбовича
Предмет – особенности элективных курсов А.Н.Лейбовича
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования выдвигаются следующие задачи курсовой работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Цель исследования – обоснование условий развития технологических компетенций студентов педагогического образования профиля «Технология».
1. Теоретико-методологические основы технологических компетенций
1.1 Сущность понятие технологические компетенции
В понятие технологической компетентности, в частности учителя технологии, вкладывается двоякий смысл. Одни понимают ее как владение педагогическим инструментарием, другие "как профессиональную компетентность учителя технологии. Рассмотрим некоторые трактовки понятия «технологическая компетентность».
В.Э. Штейнберг определяет проектно-технологическую компетентность как умение учителя осуществлять творческую деятельность по освоению дидактических инструментов и эффективному применению их в учебном процессе [16, с. 45].
Н.Н. Манько трактует технологическую компетентность как функциональную систему креативно-технологических знаний, способностей и стереотипов инструментализовзнной деятельности по преобразованию педагогической действительности [11, с. 33-41].
А.А. Вербицкий под предметно-технологической компетентностью понимает степень владения содержанием обучения и воспитания, эффективными педагогическими технологиями, способностями к педагогической инноватике, включая способность к проведению исследований в области эффективных педагогических технологий и реализации их результатов на практике [2, с.38].
Л.А. Ядвиршис описывает технологическую компетентность как сочетание личностных особенностей и качеств, позволяющих умело выполнять определенные профессиональные действия, а также как способность к высокопроизводительному труду, доскональное знание своего дела и др. Кроме того, автор отмечает, что обладать технологической компетентностью - значит вычленять основную задачу (проблему) и находить способы ее оптимального решения в реальной профессиональной деятельности [17, с.14].
Е.И. Никифорова формулирует технологическую компетентность как совокупность знаний, умений и опыта учителя (компетенции, подготовки, готовности), потенциальных и реализованных способностей проектирования учебного процесса и осуществления проекта на практике эффективными способами и с продуктивными результатами [13, с. 256].
Д.В. Санников определяет
конструкторско-
В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько, А.А. Вербицкий, Л.А. Ядвиршис, Е.И. Никифорова говорят о технологических компетенций каждого учителя, а диссертационное исследование Д. В. Саникова посвящено именно учителю технологии.
Попытаемся снять этот двоякий смысл понятия «технологические компетенции» и будем рассматривать его как интегративное понятие. Технологические компетенции будет включать в себя и педагогическую и технико-технологическую составляющие.
Таким образом, под технологическими компетенциями учителя технологии мы понимаем интегративную характеристику результатов обучения, связанную с приобретением будущим учителем необходимых личностных качеств. Они выражаются в овладении:
- знаниями, умениями и навыками в образовательной области «Технология»;
- простейшими алгоритмами технологической деятельности.
А также в умении:
- осознанно применять полученные знания, умения и навыки на практике в зависимости от определенной ситуации и переносить их из одной сферы деятельности в другую;
- решать технологические задачи;
- присваивать, разрабатывать и применять на практике алгоритмы технологической деятельности;
- организовывать технологическую, познавательную и исследовательскую деятельность и анализировать ее процесс и результаты.
- организовывать и проектировать занятия по технологии;
- организовывать технологическую деятельность учащихся, воспитывать у них трудолюбие и формировать необходимые качества личности, нужные для социума;
- разрабатывать педагогический инструментарий и использовать его для повышения эффективности учебного процесса и мониторинга его результатов.
Структура технологических компетенций.
Технологические компетенции является составляющей педагогических компетенций. Структура технологических компетенций представлена на рис. 1.
Технологические компетенции будущего учителя технологии, бакалавра технологического образования, выпускника педагогического вуза имеет три стороны:
- объектная сторона направлена на объект исследования - процесс обучения технологии,
- предметная сторона направлена на предмет исследования - процесс формирования технологической компетентности. Предметная сторона в этом исследовании - образовательная область «Технология» (профильный компонент),
- субъектная сторона направлена на обучающегося - будущего учителя технологии, бакалавра технологического образования, выпускника педагогического вуза.
Технологические компетенции состоят из компонентов, которые объединяются в четыре группы.
Ядро технологических компетенций - методическая компетентность.
Технологическая группа компонентов направлена на формирование качеств личности, необходимых для решения различных технологических задач и успешного выполнения технологической деятельности.
Аналитико-прогностическая группа компонентов направлена на формирование качеств личности, связанных с умением прогнозировать и анализировать свою деятельность.
Психолого-педагогическая группа компонентов направлена на формирование психолого-педагогических качеств личности, необходимых для реализации педагогической деятельности учителя технологии.
Особенностью этой схемы является то, что между группами компонентов нет четких границ, один компонент может входить в две группы сразу.
Компоненты технологических компетенций.
Технологические компетенции представляет собой единое целое -гештальт, который состоит из следующих компонентов (компоненты расположены по значимости):
1) профессиональный (профильный) - это знания, умения и навыки (компетенции) в образовательной области «Технология», а также способность учителя решать различные технологические задачи. Это фундамент формирования технологических компетенций - без него технологические компетенции не могут быть сформированы,
2) когнитивно-творческий - способность учителя заниматься самообразованием в рамках образовательной области «Технология», осуществлять творческую конструкторскую деятельность и руководить ею при обучении школьников. Это продолжение формирования технологических компетенций по творческому и исследовательскому направлениям.
3) аналитический - способность
учителя проводить детальный
анализ технологической
4) аксиологический (ценностно-смысловой) - способность учителя воспитывать у обучаемых трудолюбие, а также показывать им всю ценность и смысл труда;
5) методический – способность учителя максимально эффективно организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Методический компонент является связующим звеном между технологической компетентностью и педагогической компетентностью;
6) рефлексивный - способность учителя выполнять анализ своей педагогической деятельности и обучать школьников анализировать свою трудовую деятельность. Сразу за методическим компонентом следует самоанализ.
7) прогностический - способность учителя предвидеть возможные незапланированные варианты хода урока или занятия и проводить их максимально эффективно для учащихся,
8) оценочный - способность учителя определять качество выполненной работы и значимость труда. Далее после прогностического компонента идет оценка своей работы и качества выполненных технологических работ;
9) коммуникативный – способность учителя общаться с детьми в рамкахобразовательной области «Технология», грамотно излагать учебный материал без фактических и стилистических ошибок. Коммуникативный компонент предполагает взаимодействие между учителем и учениками только в рамках образовательной области «Технология», в то время как коммуникативная компетентность не ограничивается коммуникацией учителя и учеников;
10) социальный - способность выделять общественную значимость выполняемых работ и научить этому детей.
Информация о работе Развитие технологических компетенций студента