Развитие технологических компетенций студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – обоснование условий развития технологических компетенций студентов педагогического образования профиля «Технология».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основы технологических компетенций 6
1.1 Сущность понятия технологические компетенции 6
1.2 Цель, задачи, функции элективных курсов 11
2. Элективные курсы в профильном обучении 21
2.1 Определение критериев оценки элективных курсов 21
2.2. Проведение оценки элективных курсов по программе «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Технология» по А.Н. Лейбовичу 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Развитие технологических компетенций студентов педагогического профиля.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать специальную зачетную работу (экзамен, тест); портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе); документально подтвержденные достижения (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.

    1. Учебно-тематический план. Он включает в себя основное содержание всех разделов/тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т. п.
    2. Содержание изучаемого курса. Оно включает в себя перечень тем с примерным распределением времени по темам и их реферативное описание.
    3. Методические рекомендации по изучению курса являются необязательной (факультативной) частью программы и представляют собой очень сжатое изложение рекомендуемых автором форм, методов и средств обучения. При работе с программами элективных курсов, которые содержат методические рекомендации, следует иметь в виду, что это именно рекомендации, а не указания и тем более не требования, предъявляемые учителю.
    4. Рекомендуемая литература обычно указывается в конце программы и может даваться единым списком или отдельными списками для учителя и для учащихся. При составлении таких списков следует учитывать доступность литературы для школы.

В программы традиционных учебных курсов включаются требования к уровню подготовки учащихся, иногда приводятся рекомендации по оценке знаний и умений школьников. Особенностью элективных курсов является то, что ни знания, ни умения, приобретаемые школьниками, формально не оцениваются. Но это вовсе не означает, что результаты учебной работы остаются вне поля зрения учителя. Качественная оценка успехов ученика в освоении содержания элективного курса должна быть всегда, поскольку в ней заложен огромный воспитательный и мотивационный потенциал

2. Учебное пособие  для учащихся.

Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного элективного курса, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и т. п.). Основная функция учителя – это предоставление учащемуся информации для занятий в классе (тексты, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы по освоению курса, для выполнения домашних заданий, подготовки творческих проектов.

Оптимальная форма элективного  курса по элективному курсу –  самоучитель. При этом важно учитывать перспективы «послешкольной» жизни учебной книги: в каком качестве она может быть полезна школьнику по окончании школы (словарь, справочник, книга для чтения).

3. Методические рекомендации  для учителя/ Разработки занятий.

Данный элемент УМК должен обеспечить качественную подготовку занятий, как учителем, так и учащимися. Методические рекомендации, в принципе, могут быть объединены с учебником: в такой книге учитель и ученик находят необходимые для себя материалы.

4. Хрестоматия/ Аннотированный список литературы.

Подготовка хрестоматии  необходима в том случае, когда  курс основан на изучении труднодоступных  оригинальных текстов. Если рекомендуемая  литература доступна, вместо хрестоматии  целесообразно подготовить аннотированный список литературы с указанием, при изучении каких тем следует использовать тот или иной источник.

5. Рабочая тетрадь/  Задания для самостоятельной  работы учащихся.

Основная функция рабочей  тетради – не столько организовать воспроизведение материала элективного курса, сколько, прежде всего, предложить учащемуся стать активным участником происходящих вокруг его жизненных событий. Таким образом, рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысливание и целенаправленное применение в практической деятельности.

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ программ элективных курсов в профильном обучении

2.1 Определение  критериев оценки элективных  курсов

Базой для работы учителя, ведущего элективный курс, могут стать  программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия. На их основе учитель будет составлять свой элективный курс с учетом уровня подготовленности учеников; наличия тех или иных средств обучения в школе; личных интересов и т.д. Даже если предположить, что учитель купит учебно-методический комплект специально созданный «под элективный курс», то трудно предположить, что им не будет сделано в программе каких-то изменений. Что необходимо учитывать при разработке элективного курса?

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

  1. ориентация на современные образовательные технологии;
  2. соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;
  3. соответствие принятым правилам оформления программ;
  4. наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
  5. краткосрочность проведения курса;
  6. развитие содержания одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на предпрофильном уровне;
  7. удовлетворение познавательных интересов школьника в различных областях деятельности человека;

8) ознакомление учащихся  с комплексными проблемами, выходящими  за рамки традиционных учебных  предметов [8, с. 27].

Проектирование учебной  программы должно быть связано и  с определением ее вида.

Среди основных видов  выделяют:

  1. Примерные (типовые) учебные программы.
  2. Рабочие учебные программы.
  3. Авторские учебные программы.

Для успешного проектирования программы элективного курса  необходимо учитывать следующие моменты:

  • На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее глубоко реализовать задачи.
  • Чем содержание элективного курса будет отличаться от базового курса,

т. е. исключить дублирование.

  • Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен этот курс.
  • Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием.
  • Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем обучении.
  • Какова доля самостоятельности ученика, в чем он может проявить инициативу.
  • Какие критерии позволяют оценить успехи в изучении данного курса.
  • Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности.

Для полноценного использования  элективных курсов по языковым дисциплинам  актуальным является вопрос о проектировании индивидуальной образовательной карты ученика. Что должно стать содержательной основой такой карты? Наиболее важным представляется вопрос о результативности профильного образования для каждого конкретного ученика. Главным концентром содержания образования становится интенсивное развитие качеств растущего человека. Для определения эффективности профильного образования важно проследить динамику роста показателей (они фиксируются у каждого учащегося) некоторых наиболее значимых в этом отношении качеств личности растущего человека:

  • информационной обеспеченности (знакомства, представления, знания, тезаурус, понимания и др. как на рационально-логическом, так и на эмоционально-образном уровнях);
  • функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений учителя, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, умение обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
  • технологической умелости (способность выполнять трудовые операции, стандартизированные программами курсов, манипулирование объектами и средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, освоенность ручных и машинных операций, понимание свойств материалов, правильное применение инструментов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);
  • интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, рефлексия трудовой деятельности, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, способность проводить сравнения предметов по различным показателям, аддитивное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и др. Для рационального планирования деятельности, в том числе совместной);
  • волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к педагогической ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить работу, задания на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.).

Уровни оценивания измерений  показателей каждый педагог может  выбрать самостоятельно, исходя из конкретных условий. Наиболее точным можно считать оценивание по 10-ти балльной системе, но на начальной стадии диагностирования допустимо воспользоваться четырьмя уровнями оценивания:

  • низкий, недостаточный, неопределенный (0 баллов);
  • средний, приемлемый, удовлетворительный, определенный (1 балл);
  • высокий, планируемый, желаемый, подтверждаемый (2 балла);

-отличный, выше планируемого, уникальный (3 балла). Измерение показателей производятся путем субъективного оценивания преподавателем:

  • наблюдений за учащимся на каждом занятии и/или за определенный отрезок времени в воспитательно-образовательном процессе;
  • результатов выполнения стандартных учебных заданий;
  • <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044

Информация о работе Развитие технологических компетенций студента