Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:02, курсовая работа
Цель исследования – обоснование условий развития технологических компетенций студентов педагогического образования профиля «Технология».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основы технологических компетенций 6
1.1 Сущность понятия технологические компетенции 6
1.2 Цель, задачи, функции элективных курсов 11
2. Элективные курсы в профильном обучении 21
2.1 Определение критериев оценки элективных курсов 21
2.2. Проведение оценки элективных курсов по программе «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Технология» по А.Н. Лейбовичу 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать специальную зачетную работу (экзамен, тест); портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе); документально подтвержденные достижения (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.
В программы традиционных учебных курсов включаются требования к уровню подготовки учащихся, иногда приводятся рекомендации по оценке знаний и умений школьников. Особенностью элективных курсов является то, что ни знания, ни умения, приобретаемые школьниками, формально не оцениваются. Но это вовсе не означает, что результаты учебной работы остаются вне поля зрения учителя. Качественная оценка успехов ученика в освоении содержания элективного курса должна быть всегда, поскольку в ней заложен огромный воспитательный и мотивационный потенциал
2. Учебное пособие для учащихся.
Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного элективного курса, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и т. п.). Основная функция учителя – это предоставление учащемуся информации для занятий в классе (тексты, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы по освоению курса, для выполнения домашних заданий, подготовки творческих проектов.
Оптимальная форма элективного курса по элективному курсу – самоучитель. При этом важно учитывать перспективы «послешкольной» жизни учебной книги: в каком качестве она может быть полезна школьнику по окончании школы (словарь, справочник, книга для чтения).
3. Методические рекомендации
для учителя/ Разработки
Данный элемент УМК должен обеспечить качественную подготовку занятий, как учителем, так и учащимися. Методические рекомендации, в принципе, могут быть объединены с учебником: в такой книге учитель и ученик находят необходимые для себя материалы.
4. Хрестоматия/ Аннотированный список литературы.
Подготовка хрестоматии
необходима в том случае, когда
курс основан на изучении труднодоступных
оригинальных текстов. Если рекомендуемая
литература доступна, вместо хрестоматии
целесообразно подготовить анно
5. Рабочая тетрадь/ Задания для самостоятельной работы учащихся.
Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала элективного курса, сколько, прежде всего, предложить учащемуся стать активным участником происходящих вокруг его жизненных событий. Таким образом, рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысливание и целенаправленное применение в практической деятельности.
Глава 2. Анализ программ элективных курсов в профильном обучении
Базой для работы учителя, ведущего элективный курс, могут стать программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия. На их основе учитель будет составлять свой элективный курс с учетом уровня подготовленности учеников; наличия тех или иных средств обучения в школе; личных интересов и т.д. Даже если предположить, что учитель купит учебно-методический комплект специально созданный «под элективный курс», то трудно предположить, что им не будет сделано в программе каких-то изменений. Что необходимо учитывать при разработке элективного курса?
Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:
8) ознакомление учащихся с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов [8, с. 27].
Проектирование учебной программы должно быть связано и с определением ее вида.
Среди основных видов выделяют:
Для успешного проектирования программы элективного курса необходимо учитывать следующие моменты:
т. е. исключить дублирование.
Для полноценного использования элективных курсов по языковым дисциплинам актуальным является вопрос о проектировании индивидуальной образовательной карты ученика. Что должно стать содержательной основой такой карты? Наиболее важным представляется вопрос о результативности профильного образования для каждого конкретного ученика. Главным концентром содержания образования становится интенсивное развитие качеств растущего человека. Для определения эффективности профильного образования важно проследить динамику роста показателей (они фиксируются у каждого учащегося) некоторых наиболее значимых в этом отношении качеств личности растущего человека:
Уровни оценивания измерений показателей каждый педагог может выбрать самостоятельно, исходя из конкретных условий. Наиболее точным можно считать оценивание по 10-ти балльной системе, но на начальной стадии диагностирования допустимо воспользоваться четырьмя уровнями оценивания:
-отличный, выше планируемого, уникальный (3 балла). Измерение показателей производятся путем субъективного оценивания преподавателем:
Информация о работе Развитие технологических компетенций студента