Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:34, статья

Описание работы

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности.

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры.docx

— 22.40 Кб (Скачать файл)

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через  театрализованные игры

 

Васильченко Татьяна Владимировна, воспитатель 

 

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками 

 

 

Игра – ведущий вид  деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей  пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные  сказки, рассказы или театральные  представления. Причем в одних случаях  дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком  передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Сравнивая эти детские игры с  их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между  ними в характере игровой деятельности. Если первые игры (будем называть их театрализованными) имеют заранее  известное содержание, то вторые обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко  выходят за рамки заданного автором  действия. Видимое несоответствие между  действиями ребенка и разыгрываемым  произведением, принимаемое многими  за творчество, мы объясняем отсутствием  у детей умения образного воплощения, но еще не проявлениями творчества.

 

И все же нет основания  отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных игpax, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Когда же, проявляется эта возможность и при каких условиях? Что вообще можно считать творческими проявлениями детей в театрально-игровой деятельности? На все эти вопросы следует ответить прежде, чем искать пути развития театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста.

 

На страницах методической литературы широко освещается опыт практических работников по организации театрально-игровой  деятельности дошкольников. Однако обращает на себя внимание тот факт, что из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдавалось играм-драматизациям, т. е. играм, где дети сами (а не куклы) изображали героев литературных произведений. Изучение исследовательской и методической литературы показало, что театрально-игровая  деятельность детей рассматривалась  лишь с точки зрения ее содержания и общевоспитательного значения. Выдвинутая Н. Карпинской проблема развития способностей в процессе игры-драматизации коснулась прежде всего способность к театральному творчеству.

 

Н.С.Карпинская, рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые  игры. И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и  действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно  от окружающей действительности, а  в играх-драматизациях – впечатления  от литературного произведения, отражая  жизнь в художественных образах. В игре-драматизации инициатива и  творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно  не только что изображается, но и  как изображается . В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях.

 

Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в  нем эпизодов и передавая характеры  его персонажей. Игра-драматизация – деятельность , требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.

 

Игра-драматизация занимает особое место при решении задач  художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что  обусловлено ее родством с театром. “В театрализованных играх детей  можно видеть переход от игры к  драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме”, - так  писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Синтетический характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. . Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:

имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;

имеет опыт взаимодействия с  театральным искусством (знает, что  такое театр, что такое спектакль  и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного  действия, владеет специфическим  языком театрального искусства);

включается в игровую  деятельность соответственно своим  способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).

 

Исследователями А. Г. Гогоберидзе  и С. Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации.

Ребенок- “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок-“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

 

Ребенок-“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

Ребенок- “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

 

Проблема развития игровой  деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного  образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации  и проведении театрализованной деятельности.

Это связано с недостатком  учебного времени т.е с общей загруженностью воспитателей.

Недопониманием значения театрализованной деятельности для  развития ребенка-дошкольника.

У дошкольников отсутствует  опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового  характера и значит, часть детей  остается вне этого вида деятельности

Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с  театром в детском саду и в  семье, что формируется у детей  представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.

Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и  “свернутость” импровизации, бедность исполнения для создания образа средств  выразительности и другое.

 

Возникает противоречие: с  одной стороны – признание  искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном  и творческом развитии ребенка. С  другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

 

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении  синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и  организации театрально-игровой  деятельности самих детей.

 

Организация театрально-игровой  деятельности имеет цель – через  театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в  жизнь прекрасное и доброе.

 

Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется  в трех направлениях:

как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов  или творческая интерпретация заданного  сюжета)

исполнительское (речевое, двигательное)

оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).

 

Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей  и в педагогическом процессе дошкольного  образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение  к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и “включенность” педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему  учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние  условия, активизирующие потребность  детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.

 

Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит  от определенных условий. К ним относятся  внутренние условия - индивидуальные возможности  и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится семья  ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.

 

 Авторы проекта увидели  актуальность своего исследования  в том, что театрализованные  игры являются благоприятной  средой для творческого развития  способностей детей, так как  в ней особенно проявляются  разные стороны развития ребенка.

 

Это определило тему нашего исследования “Развитие творческих способностей детей дошкольного  возраста через театрализованные игры”.

 

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

 

Предмет исследования: театрализованные игры, развивающие творческие способности  детей дошкольного возраста.

 

Цель исследования: развитие творческих способностей через театрализованные игры.

 

Гипотеза: творческие способности  детей дошкольного возраста будут  развиваться эффективнее при  условии, способствующих их развитию:

Создание условий для  развития творческих способностей детей  дошкольного возраста, через театрализованные игры (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при  выступлении , побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.).

Апробация системы занятий  на основе дидактических игр и  упражнений.

 

 Задачи исследования:

Проанализировать имеющийся  опыт педагогов исследователей по изучаемой  проблеме.

Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей  дошкольного возраста на основе анализа  методико-педагогической литературы.

Определить уровень развития коммуникативных способностей.

Определить условия, отрицательно влияющие на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в  процессе театрализованной игры (диагностика  состояния игровой среды для  театрализованной деятельности в группе).

Провести диагностику  изучения игровых интересов и  предпочтений детей дошкольного  возраста в играх-драматизациях.

Диагностика изучения игровых  позиций дошкольников в играх-драматизациях (этюды и упражнения на выявление  актерских , режиссерских умений и умений декоратора, беседа-игра на выявление зрительских умений)

 

Предполагаемый результат:

 

Таким образом, Мы стремимся  к тому, чтобы театрализованные игры развивали творческие способности  детей дошкольного возвраста.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры