Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:34, статья
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры
Васильченко Татьяна Владимировна, воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Игра – ведущий вид
деятельности дошкольника. Этот постулат
детской психологии известен всем.
При этом игра понятие многообразное.
Какой же вид игровой деятельности
является наиболее важным для дошкольников?
Среди многочисленных игр у детей
пользуются игры в “театр”, драматизации,
сюжетами которых служат хорошо известные
сказки, рассказы или театральные
представления. Причем в одних случаях
дети сами изображают персонажей сказки,
в других – персонажами становятся
их игрушки, куклы. Иногда они целиком
передают содержание литературных произведений,
но порой изменяют, дополняют его.
Сравнивая эти детские игры с
их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми
играми нетрудно заметить разницу между
ними в характере игровой
И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных игpax, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Когда же, проявляется эта возможность и при каких условиях? Что вообще можно считать творческими проявлениями детей в театрально-игровой деятельности? На все эти вопросы следует ответить прежде, чем искать пути развития театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста.
На страницах методической
литературы широко освещается опыт практических
работников по организации театрально-
Н.С.Карпинская, рассматривая
игру-драматизацию в качестве средства
развития творческих способностей детей,
указывает на сходство и различия
игровой драматизации и сюжетно-ролевые
игры. И в той и другой играющие
берут на себя определенные роли и
действуют в соответствии с тем,
как развертывается содержание игры.
Но в сюжетно-ролевых играх дети
отражают впечатления, полученные непосредственно
от окружающей действительности, а
в играх-драматизациях –
Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность , требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.
Игра-драматизация занимает
особое место при решении задач
художественного воспитания и развития
детей дошкольного возраста, что
обусловлено ее родством с театром.
“В театрализованных играх детей
можно видеть переход от игры к
драматическому искусству, разумеется,
еще в зачаточной форме”, - так
писал об этом отечественный психолог
Б. М. Теплов. Синтетический характер
театрального искусства закономерным
образом переносится в игру-
имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
имеет опыт взаимодействия с
театральным искусством (знает, что
такое театр, что такое спектакль
и как он рождается, имеет опыт
восприятия и переживания
включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).
Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации.
Ребенок- “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
Ребенок-“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
Ребенок-“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
Ребенок- “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Проблема развития игровой
деятельности дошкольников одна из актуальных
проблем современной
Это связано с недостатком учебного времени т.е с общей загруженностью воспитателей.
Недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности
Наблюдается бессистемность
и поверхностное ознакомление с
театром в детском саду и в
семье, что формируется у детей
представления о доступном
Театрально-игровая
Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.
Преодоление этого противоречия
возможно только при обеспечении
синтеза театрализованной деятельности
путем ознакомления детей с театром,
как с видом искусства и
организации театрально-
Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Развитие творчества дошкольников
– дело сложное, но чрезвычайно важное
и нужное, творчество детей в их
театрально-игровой
как творчество продуктивное
(сочинение собственных
исполнительское (речевое, двигательное)
оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Становление компетентности
ребенка готовности к игре-драматизации
осуществляется при поддержке родителей
и в педагогическом процессе дошкольного
образовательного учреждения. В этой
связи важнейшим условием становится
позиция педагога, его отношение
к игровой деятельности детей. Только
личная заинтересованность и “включенность”
педагога в процесс развития театрализованной
деятельности дошкольников позволит ему
учитывать и развивать
Таким образом, становится очевидным,
что развитие театрализованной деятельности
детей дошкольного возраста зависит
от определенных условий. К ним относятся
внутренние условия - индивидуальные возможности
и способности детей в
Авторы проекта увидели
актуальность своего
Это определило тему нашего исследования “Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры”.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованные игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: развитие творческих способностей через театрализованные игры.
Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, через театрализованные игры (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении , побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.).
Апробация системы занятий на основе дидактических игр и упражнений.
Задачи исследования:
Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
Определить уровень развития коммуникативных способностей.
Определить условия, отрицательно влияющие на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной игры (диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности в группе).
Провести диагностику изучения игровых интересов и предпочтений детей дошкольного возраста в играх-драматизациях.
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях (этюды и упражнения на выявление актерских , режиссерских умений и умений декоратора, беседа-игра на выявление зрительских умений)
Предполагаемый результат:
Таким образом, Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные игры развивали творческие способности детей дошкольного возвраста.