Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности.

Содержание работы

Введение
Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства
1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности
Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности

2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников

2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»
2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника
2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей
3.1.Констатирующий эксперимент
3.2.Формирующий эксперимент
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Тема1.docx

— 109.73 Кб (Скачать файл)

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Эта программа отличается также большей вариативностью занятий. Педагог ограничен только темами блоков («Природа в музыке», «Сказка в музыке»  и т.д.). Форму и структуру занятия педагог выбирает на свое усмотрение.

Изучив данную проблему, проведя наблюдения в дошкольных учреждениях, изучив методики музыкального воспитания дошкольников, можно сделать вывод, что пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно  не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к  занятиям по программам музыкального воспитания дошкольников у детей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

На взгляд необходимо совершенствовать музыкальное воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской музыкальной деятельности.   

 

2.2.5.Анализ  программы М.А. Васильевой «Развитие  индивидуально-творческих способностей  дошкольника средствами театрального  искусства».

Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе  художественного  воспитания  дошкольника,  который  характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:

 с какого  возраста обучать детей  театральной  деятельности?  чему  учить  и  как учитывать  возрастные особенности?  и т.д.·

Ответы на эти и другие вопросы следует, по  нашему  мнению,  искать  в  огромном положительном   опыте  театральной  педагогики,  накопленном  К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым  и  др.,  одинаково эффективном  для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки,  стимулировать  развитие психических  процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности  их  театральной  методики, прежде  всего  в  сближении  игры  актера  и  игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

Следовательно,  очевидной  становится идея необходимости развития творческой индивидуальности  ребенка-дошкольника  с позиций  передовой педагогики  русской драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в  театральной  деятельности.  Кроме  того, иной  смысл  приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как  это  было  принято ранее, ограничивающая   творческую активность и самостоятельность  ребенка,  а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.

Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами  театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.

Название курса основано на принятии:

 

     принципа  гуманизма;·

 

   принципа  индивидуального,  личностно  ориентированного   подхода   к воспитанию и образованию дошкольника;·

 принципа  преподавания курса посредством  профессионально-творческой учебно-воспитательной  деятельности.·

Основной целью программы по театральной  деятельности  является  обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение   интереса   и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи программы:

1 Создание условий для воспитания и  творческой  самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

2 Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа,  чувство пространства  и  времени,  вера  в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

3 Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его  звуковой культуры,  монологической  и  диалогической  формы  речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической  речи,  эффективному  общению  и  речевой выразительности.

4 Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.

5 Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных  интересов  дошкольников   через   расширение   представлений   о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства.

6 Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

7 Улучшение  психологической  атмосферы  в  группах,  выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Данная программа  рассчитана  на  детей  среднего  и старшего  дошкольного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических  процессов, развивающегося  творческого освоения детьми различных видов деятельности.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка как АРТИСТА - ТВОРЦА-ИСПОЛНИТЕЛЯ с позиции театральной "школы   переживания", созданной К.С.Станиславским,  где  учитываются  личностный  опыт  ребенка  и  уровень  его психофизического развития.

Содержание  образования,  согласно  педагогической  системе  Станиславского, строится по трем разделам:

1.  Актерское мастерство (с элементами сценического движения и пантомимики).

2.  Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).

3.  Искусство театра (история и специфика театрального искусства).

Механизм обеспечения эффективности программы  базируется  на  рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на  каждом учебном  занятии  - действе, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения  педагогической  идеи как   содержания образования. Такая предварительная  подготовка  обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность  активного сотворчества,  соигры,  события  педагога  и  ребенка  и  позволяет  дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в  естественных  условий образовательной среды. Таким  образом,  программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности,  где в системе ТВОРЕЦ - ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗРИТЕЛЬ развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и  внутренняя  эмоциональная  активность дошкольника.  Поэтому  программа  "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы  гуманизации  образования  ребенка  дошкольного  возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде  интегративной части образовательного блока.

 

2.3. Роль  воспитателя в организации

музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

 

 

Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются детские творческие порывы. Однако практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной музыкально-творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе музыкальных занятий различных видов, среди которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная и взаимопроникающая.

Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.

Используя данные, приведенные в материалах по социально-эмоциональному развитию детей Нижегородского научно-исследовательского социально-педагогического института валеологии и экологии человека, предлагаем содержание и методику проведения занятия по театрализованной деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:

1 освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2 освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

Информация о работе Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности