Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 14:31, курсовая работа
Описание работы
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности.
Содержание работы
Введение Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии 1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности» 1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте 1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства 1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества 1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста 2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности
2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства» 2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника 2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей 3.1.Констатирующий эксперимент 3.2.Формирующий эксперимент 3.3.Контрольный эксперимент Заключение Список литературы
2)Мысленно нарисовать
картину, проиграть на музыкальных
инструментах и выполнить элементы
танца.
3)Уметь рассказать
о картине, которую мысленно нарисовал.
4)Уметь рассказать
о музыке (характер музыки, выразительность
музыки).
5)Уметь в
памяти подобрать стихотворную
строчку, элюстрационную картину.
6)Выразительно
прочитать её (стихотворную строчку).
7)Пластикой
показать, о чём эта музыка.
Детям дана прослушать
музыку Э.Григ "Шествие гномов". Музыку
прослушали до конца все дети. После прослушивания
воспитатель попросила мысленно нарисовать
картину по произведению прохлопать и
показать элементы танца, с этим заданием
справились восемь человек. О музыке, характере
музыке и выразительности музыке смогли
девять человек. О картине нарисованной
мысленно смогли подробно рассказать
шесть человек. Подобрать стихотворную
строчку и элюстрационную картину смогли
только двум девочкам. Прочитали довольно
выразительно семь человек. С пластикой
справились все десять человек.
Задание№5
1)Прослушать
музыку Е.Тиличеевой "Весёлые
лягушата".
2)Мысленно нарисовать
картину, проиграть на музыкальных
инструментах и выполнить элементы
танца.
3)Уметь рассказать
о картине, которую мысленно нарисовал.
4)Уметь рассказать
о музыке (характер музыки, выразительность
музыки).
5)Уметь в
памяти подобрать стихотворную
строчку, элюстрационную картину.
6)Выразительно
прочитать её (стихотворную строчку).
7)Пластикой
показать, о чём эта музыка.
Детям дана прослушать
музыку Е.Тиличеевой «Весёлые лягушата».
Музыку прослушали до конца все дети. После
прослушивания воспитатель попросила
мысленно нарисовать картину по произведению
прохлопать и показать элементы танца,
с этим заданием справились восемь человек.
О музыке, характере музыке и выразительности
музыке смогли девять человек. О картине
нарисованной мысленно смогли подробно
рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную
строчку и элюстрационную картину смогли
только две девочки. Прочитали довольно
выразительно семь человек. С пластикой
справились все десять. Дети прослушали
все музыку доконца, а Вова К.,Настя Н.,Даша
К.,Наташа Х.,Валерия С., просили поставить
прослушать еще раз. Музыка очень понравилась
детям. Все задания выполняли с удовольствием,
не смотря на то, что не которые задания
вызывали у некоторых детей затруднение,
а не которые отказывались выполнять задания.
Цель: изучение эмоциональной
отзывчивости и устойчивости интереса
дошкольников к восприятию музыки.
После проведения
ряда заданий группа была разделена на
две подгруппы контрольную группу и экспериментальную
группу по пять человек в каждой.Группа
разделена порезультатом выполненных
заданий.(См.Приложение).
Контрольная группа:
Экспериментальная группа
Аня Е. Вова К.
Лена Б. Настя Н.
Максим М. Даша
К.
Вова Л. Наташа Х
Лёша Л. Валерия
С.
3.2.Формирующий
эксперимент
Цель- предполагает обучение детей на основе
разработанной педагогом-исследователем
оригинальной методики, отличающийся
от традиционных подходов, и ее апробацию
с целью выявления эффективности.В начале
учебного года был составлен план работы
кружка по определенным темам: “Книги
- наши друзья”, “Волшебница Осень”, “Весна
красна”, “Дружба”, “В гостях у сказки”
включила практический выход на сцену
с премьерой сказки “Кошкин дом”, который
затем показали на семинаре, посвященный
игре.
Занятия проводились
с детьми старшей группы, продолжила работу
в подготовительной группе. Занятия провобились
с экспериментальной группой по 30-40 мин.
Индивидуальную работу и репетиции проводились
за неделю или за две до спектакля. На занятиях
было необходимо музыкальное сопровождение
и аудиотехника. Помогала в этом музыкальный
руководитель. У старших детей репетиции
занимали час, но дети не уставали, и даже
просили продолжить занятия. Занятия всегда
начинались с переклички. Дети по очереди
выходили на сцену и с гордостью называли
свое имя и фамилию. Учились кланяться,
вселяя уверенность в себе, учились не
бояться говорить. Занятия строились на
технике речи - чистоговорки, разминки
языка, цоканье, упражнение на гласные
и согласные звуки, дыхательные упражнения,
скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция.
На первых занятиях говорили о театре,
о том, как он возник, знакомились с Петрушкой.
В ходе занятий дети придумали различные
истории, учились выходить из-за занавеса
и начинать говорить с выражением. Особую
роль уделялась развитию у детей мимики
и жестикуляции. Проводились игры “Веселые
превращения”, “Представьте себе, что
мы зайчики, мишки и другие звери, “Игры
с воображаемыми предметами” (с мячом,
с куклой и др.).
В ходе занятий
применялось чтение художественной литературы,
вместе с детьми сочиняли истории, играли
в развивающие игры “Мое настроение ”,
игры-драматизации: “На лесной поляне”,
“На болоте”, проигрывали мини-этюды,
пантомимы, проводили конкурсы литературной
викторины, которые вызывали у детей большой
восторг. Использовали шапочки, костюмы,
атрибуты, магнитофонные записи, а также
привлекала родителей к изготовлению
костюмов и декорации для спектаклей,
в которых их дети принимали участие.
Постоянно знакомились
с произведениями детских писателей К.И.Чуковского.
С.Я.Маршака, А.Л.Барто. После их прочтения
проводилось обсуждение произведения,
в ходе которого дети выявляли характер
героев, положительный или отрицательный,
и как можно его показать, проиграть.
Часто проводились
развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”,
“Передай позу”, “Летает - не летает”,
“Растет - не растет”, “Живой телефон”,
которые развивают у детей память, слуховое
внимание, координацию движения, воображение
и фантазию. Применялись упражнения и
этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение
детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали
этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”,
“ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие
упражнения развивают у детей умение передавать
свое эмоциональное состояние с помощью
мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию
“УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”,
“ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по
технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”,
“Достань язычком губу, нос, щечку” и
на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др. И на
развитие фантазии “Продолжи сказку…”.
Большую роль уделялась
работе над самим спектаклем. Сначала
выбирали с детьми сказки, которые хотели
бы поставить. Распределяли роли по желанию
детей. Готовые сценарии старалась брать
из книг только в стихах, или переделывала
сказки на новый лад - на стихотворную
форму. Так из простых русских народных
сказок “Колобок”, “Теремок” происходило
превращение в новую, более интересную
сказку. Дети с удовольствием заучивали
свои, иногда даже большие роли в стихах.
Затем работа шла над отдельными эпизодами
с текстом. Проигрывая каждую роль, показывала
детям, какие при этом надо применять жесты
и как выражать мимикой характер и настроение
героев. Потом подбирали с музыкальным
руководителем сопровождение. Соединяли
различные эпизоды сказки с сопровождением
музыкального инструмента. Заключительный
этапом подготовки спектакля было повторный
показ и генеральная репетиция. Вместе
с родителями изготовляли костюмы и декорации
к постановкам.
В подготовительной
группе были поставлены сказки на новый
(стихотворный) лад, - это и “Колобок”, “Маша и медведь”, “Теремок”, “Гриб-боровик”, “Снежная королева”,
“Кошкин дом”.
И все, кто видел спектакли, это и сотрудники
детского сада и особенно родители - давали
им положительную оценку. По словам родителей,
после занятий в кружке их дети стали более
эмоциональны, более раскрепощенные и
выразительные.
Показывали свои
сказки и детям младших групп, а однажды
в литературной викторине в роли “Сказочника”
играла мама одного ребенка, и ей самой
это тоже очень понравилось. А как дети
радовались аплодисментам, сколько в их
глазах при этом было счастья! Особый интерес
проявляется, когда они сами играют свои
роли и ждут новых репетиций. Вместе с
детьми подготовили и показали театрализованные
спектакли по сказкам “Волк и семеро козлят”
“Репка”, “Рукавичка”, “Кто сказал МЯУ?”, “Лесной пожар”, в которых
играли сами малыши, что вызывало у них
большой восторг от игры.
3.3.Контрольный
эксперимент
На этом этапе используются
те же диагностические методики,что и
в констатирующем эксперименте,чтобы
сопоставить результаты обследования
исспытуемых или условий их музыкального
развития.На основе сопоставления данных
констатирующего и контрольного экспериментов
можно судить об эффективности применяемых
методик.
Цель:
Задание№1
1)Прослушать
музыку П.И.Чайковского «Подснежник».
Детям дана прослушать
музыку П.И.Чайковского «Подснежник».Музыку прослушали
до конца все дети,некоторые дети попросили
еще раз прослушать музыку. После прослушивания
воспитатель попросила мысленно нарисовать
картину по произведению, с этим заданием
справились восемь человек. О музыке, характере
музыки и выразительности музыки смогли
девять человек. О картине нарисованной
мысленно смогли подробно рассказать
шесть человек. Подобрать стихотворную
строчку и элюстрационную картину смогли
только двум девочкам. Прочитали довольно
выразительно семь человек. Спластикой
справились все десять человек.
Задание№2
1)Прослушать
музыку Г.Свиридова «Тройка»
Детям дана прослушать
музыку Г.Свиридов «Тройка». Музыку прослушали
до конца все дети. После прослушивания
воспитатель попросила мысленно нарисовать
картину по произведению и проиграть на
музыкальном ин струменте,с этим заданием
справились восемь человек. О музыке, характере
музыке и выразительности музыке смогли
девять человек. О картине нарисованной
мысленно смогли подробно рассказать
шесть человек. Подобрать стихотворную
строчку и элюстрационную картину смогли
только двум девочкам. Прочитали довольно
выразительно семь человек. Спластикой
справились все десять человек.
Задание№3
1)Прослушать
музыку Е.Тиличеевой «О чем
плачет дождик»
Детям дана прослушать
музыка Е.Тиличеевой «О чем плачет дождик».
Музыку прослушали до конца все дети. После
прослушивания воспитатель попросила
мысленно нарисовать картину по произведению
и прохлопать, с этим заданием справились
восемь человек. О музыке, характере музыке
и выразительности музыке смогли девять
человек. О картине нарисованной мысленно
смогли подробно рассказать шесть человек.
Подобрать стихотворную строчку и элюстрационную
картину смогли только двум девочкам.
Прочитали довольно выразительно семь
человек. С пластикой справились все десять
человек.
Задание№4
1)Прослушать
музыку Э.Григ "Кобольд".
Детям дана прослушать
музыка Э.Григ «Кобольд». Музыку прослушали
до конца все дети. После прослушивания
воспитатель попросила мысленно нарисовать
картину по произведению прохлопать и
показать элементы танца, с этим заданием
справились восемь человек. О музыке, характере
музыке и выразительности музыке смогли
девять человек. О картине нарисованной
мысленно смогли подробно рассказать
шесть человек. Подобрать стихотворную
строчку и элюстрационную картину смогли
только двум девочкам. Прочитали довольно
выразительно семь человек. С пластикой
справились все десять человек.
Задание№5
1)Прослушать
музыку Е.Тиличеевой «Котик и
козлик»
Детям дана прослушать
музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик».
Музыку прослушали до конца все дети. После
прослушивания воспитатель попросила
мысленно нарисовать картину по произведению
прохлопать и показать элементы танца,
с этим заданием справились восемь человек.
О музыке, характере музыке и выразительности
музыке смогли девять человек. О картине
нарисованной мысленно смогли подробно
рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную
строчку и элюстрационную картину смогли
только двум девочкам. Прочитали довольно
выразительно семь человек. С пластикой
справились все десять человек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческие способности
– далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала
огромный интерес людей во все времена.
Однако в прошлом у общества не возникало
особой потребности в овладении творчества
людей. Таланты появлялись как бы сами
собой, стихийно создавали шедевры литературы
и искусства: делали научные открытия,
изобретали, удовлетворяя тем самым потребности
развивающейся человеческой культуры.
В наше время ситуация коренным образом
изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического
прогресса становится все разнообразнее
и сложнее. И она требует от человека не
шаблонных, привычных действий, а подвижности,
гибкости мышления, быстрой ориентации
и адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного
труда почти во всех профессиях постоянно
растет, а все большая часть исполнительской
деятельности перекладывается на машины,
то становиться очевидным, что творческие
способности человека следует признать
самой существенной частью его интеллекта
и задачу их развития – одной из важнейших
задач в воспитании современного человека.
Ведь все культурные ценности, накопленные
человечеством – результат творческой
деятельности людей. И то, насколько продвинется
вперед человеческое общество в будущем,
будет определяться творческим потенциалом
подрастающего поколения.
В заключение следует
отметить, что воспитание творческих способностей
детей будет эффективным лишь в том случае,
если оно будет представлять собой целенаправленный
процесс, в ходе которого решается ряд
частных педагогических задач, направленных
на достижение конечной цели. И в данной
работе мы, на основе изучения литературы
по данной теме, попытались определить
основные направления и педагогические
задачи по развитию таких важнейших компонентов
творческих способностей как творческое
мышление и воображение в дошкольном возрасте.
Так же важна заинтересованность в занятиях
самого педагога. Известно, что заинтересовать
детей,чем-либо,взрослый может только,
когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует
такое отношение взрослого, восхищение
красотой музыки, он постепенно тоже признает
музыкальные ценности. Если же взрослый
проявляет равнодушие, оно передается
и детям. На взгляд,необходимо совершенствовать
театрально-музыкальное воспитание дошкольников,
и совершенствовать не посредством создания
новых программ, методик, а придерживаться
уже существующего материала, как уже
говорилось, использовать на занятиях
все виды детской театрально-музыкальной
деятельности.