Развитие творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:54, реферат

Описание работы

Развитие творческих способностей у дошкольников одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста, наиболее благоприятного периода для развития способностей: сенсорных, познавательных, творческих.

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей у дошкольников.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

    

Развитие творческих способностей у дошкольников одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста, наиболее благоприятного периода для развития способностей: сенсорных, познавательных, творческих. (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.). Многие авторы подчеркивают плодотворность художественного воспитания в развитии у детей творческих способностей   (Н.А.  Ветлугина,  А.А. Мелик-Пашаев, Б.П.  Юсов и др.).

      Исходя из наблюдений за уровнем музыкального и психомоторного развития воспитанников и результатов диагностики музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста,  отмечаем недостаточное развитие творческих проявлений воспитанников, особенно подготовительной группы.  

       Поэтому особое значение в нашей практике стали приобретать вопросы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами ритмики в кружке «Веселый каблучок».

      Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных с точки зрения развития у дошкольников творческих способностей. Таким видом искусства является музыка.  Благодаря своим особенностям музыка может активно воздействовать на развитие воображения — психического процесса, который лежит в основе любого вида творчества. Таким образом, очевиден творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

        Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы.

     Психолог Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей пяти - семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, хореографическое, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, К. Головская и доказывают в своем исследовании, что дети проявляют творчество в близкой им деятельности, как музыкальные игры, игры – импровизации, музыкально-ритмические композиции и т.д.

     При занятиях  ритмикой развиваются творческие способности. Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение: способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

      Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. В понятие “способности” по его мысли, заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

     Любые способности, формируются в процессе жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Еще Б.М. Теплов утверждал, что врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей. Способности не могут возникнуть без соответствующей конкретной деятельности. Они не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности, они всегда являются результатом развития. По мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.

 А.М. Прихожин выделяет два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий:

    • человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей;
    • на втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

      Становление способностей, в том числе и музыкальных, активно начинается уже в дошкольном детстве, если деятельность ребенка носит творческий характер, становится достаточно привлекательным делом и находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка (Л.С. Выготский называл это зоной потенциального развития). Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

 

 В нашем учреждении, процесс развития музыкальных и творческих способностей у детей старшего возраста проходит при тесном взаимодействии меня, как педагога дополнительного образования и музыкального руководителя, воспитателей и специалистов, что обеспечивает эффективность приобщения детей к музыкальной деятельности, развитию у них музыкальных способностей, помогает находить индивидуально-дифференцированный подход к детям. В наш кружок ходят воспитанники по желанию родителей, практически целая группа, что позволяет более эффективно включиться в образовательный процесс.

 В начале работы было проведено 2 вида обследования  развития детей:

  • анализ качества освоения детьми ступени музыкального образования по программе  «Камертон» (Костиной Э.П.)
  • анализ уровня музыкального и психомоторного развития ребенка по методике А.И. Бурениной
  • изучение воображения и мышления детей педагогом – психологом по методике    .

   Уровень музыкального и психомоторного развития диагностируется методом наблюдения за деятельностью воспитанников на НОД и в повседневной жизни. Исходя из результатов обследования 24 детей группы № 8- 5 детей 21 % – высокого уровня, 19 детей (79 %) – среднего уровня музыкального развития. Видно, что уровень музыкального и психомоторного развития соответствует программе А.И. Бурениной, но недостаточно развиты творческие проявления.

         По результатам диагностического обследования педагогом-психологом дошкольного учреждения было выявлено, что дети в группе № 2 имеют в основном средний уровень и мышления, и воображения. Поэтому развитие творческих способностей имеет для наших детей особую значимость.

     На основании результатов обследования особенностей познавательного развития и анализа уровеня музыкального и психомоторного развития, мы поставили перед собой следующую           

  цель работы.

Способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ритмики в кружке «Веселый каблучок».

Задачи

Задачи, работы по разделам программы И. Бурениной

1. Развитие музыкальности

  • Воспитание интереса и любви к музыке.
  • Обогащение слушательского опыта.
  • Развитие умения выражать в движении характер музыки и её настроение.
  • Развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности, развитие способности различать жанр произведения – плясовая песня, марш.

2. Развитие двигательных  качеств и умений:

  • Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ.

3.  Развитие умений  ориентироваться в пространстве: на основе танцевальных композиций.

4.Развитие творческих способностей:

  • Развитие умений сочинять несложные плясовые движения
  • Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку

5. Развитие и тренировка  психических процессов:

  • Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов
  • Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий
  • Развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике

 

6. Развитие нравственно – коммуникативных  качеств личности:

  • Воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам
  • Воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий
  • Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослым, выполнять все правила без подсказки взрослых.

 

                        Ф.9. Этапы работы.

Для реализации задач работу условно делим на 3 этапа.

На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребёнок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).

2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по заказу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

3-й этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна, так как именно в развитии творческих способностей к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.

       Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных  возможностей и стимулирования познавательной, и творческой активности играет построение среды.

 При её создании мы опирались:

  • на особенности развития воспитанников 7-ого года жизни;
  • требования программы «Камертон»;
  • принципы создания предметно-развивающей среды.

  Одним из условий творческой активности ребенка является свободный доступ к материалам и музыкальным инструментам. Поэтому в музыкальных миницентрах в группах дети всегда могут найти музыкально – дидактические игры, модели танцев, кубики построений, музыкальный конструктор, геометрические символы для определения формы музыкального произведения и тд..

 

  На первом этапе мы использовали  информационно – рецептивные и репродуктивные методы, слушали музыку, подбирали её, разучивали движения, перестроения. Для развития воображения используем упражнения на импровизацию. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением “сиюминутности” процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому провожу данные игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собранны и их воображение “не разогрето”, а во второй его половине.

     Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности.

     При использовании на НОД игр – импровизаций описываю ситуацию, но ничего не показываю, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.  Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. Поощряю непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей. Использую следующие игры – импровизации:

  • Игровая ситуация “Подснежник”.
  • Игровая ситуация «Капелька».
  • Мини-этюд “Березка”.
  • Игра: “Огонь и лёд”.

(Дети свободно двигаются по залу под музыку. По сигналу педагога: “Огонь”- дети должны изобразить пламя огня. Движения должны быть плавными, легкими, ритмичными. А по сигнал: “ Лёд” - дети должны замереть на месте и изобразить любую ледяную фигуру).

Информация о работе Развитие творческих способностей у дошкольников