Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:54, реферат
Развитие творческих способностей у дошкольников одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного возраста, наиболее благоприятного периода для развития способностей: сенсорных, познавательных, творческих.
Когда дети приобрели некоторый опыт в исполнении по заказу и запомнили несколько композиций, переходим ко второму этапу.
Ф.14. На втором этапе используются репродуктивные и продуктивные методы, направленные на самостоятельное исполнение знакомых движений и композиций. В упражнении на различение темповых изменений в музыке мы используем игровой образ «Котята» (медленный темп - спокойная ходьба, быстрый темп - «котята играют», очень медленный - подкрадываются к мышке, очень быстрый темп - ловят мышку). На различение динамических оттенков музыки - «Веселые мячики» (очень громко - прыжки с отскоком, громко - прыжки на 2-х ногах, руки на поясе; тихо - легкий бег, мячики покатились; очень тихо - присели, мячики остановились). Ф.15 При разучивании русских танцевальных шагов и движений отдельно для мальчиков, отдельно для девочек используем игровое упражнение «Русский перепляс». Азарт танцевального соревнования захватывает самых застенчивых детей, дает возможность проявить себя в танцевальных движениях. При разучивании танца «Дружные пары» музыка И.Штрауса используем модель танца. Предлагаем детям образец танца, выполненного на карточке в черно - белом изображении, затем даем детям разрезные цветные карточки, повторяющие образец танца. По мере разучивания, дети закрывают черно-белый образец танца цветными карточками. Для развития музыкальной памяти детей усложняем задание: предлагаем детям самостоятельно выложить цветными карточками модель танца, не используя черно-белый образец. Побуждая детей к творческим проявлениям, предлагаем с помощью карточек смоделировать свою композицию танца в соответствии с музыкальным произведением. В процессе манипулирования карточками, пытаясь сложить фигуру танца, у детей развивается продуктивное музыкальное мышление. Играя, ребенок получает положительный эмоциональный заряд, что хорошо сказывается на развитии интеллекта, эмоциональной сферы, воображения, музыкальных способностей.
Нередко сталкиваясь в своей работе с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением детей раскрыть свои возможности, вела поиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Искала ответы на вопросы: “Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?” И нашла ответ: Необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразие музыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовать себя в игровых действиях. Например, после чтения сказки «Цветик - Семицветик», дети эмоционально, творчески исполняли танцевальную композицию.
На третьем этапе используем продуктивные и эвристические методы и подводим детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Например, в НОДе мы делим детей на три подгруппы, после прослушивания и разбора музыкального произведения и его частей, припев показываю сама, а куплеты каждая подгруппа придумывает и исполняет самостоятельно, потом соединяем и получается танец.
Эффективной формой работы по развитию творческих способностей дошкольников – праздники и развлечения в детском саду. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
Самое главное в любом виде музыкальной деятельности - это создание интереса, мотивации к предстоящему действию. Ведь интерес - это, прежде всего положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности. Процесс развития музыкальных и творческих способностей детей не ограничивается НОД по обр. «Музыка» и занятий кружка «Веселый каблучок», он находит свое продолжение в группе. Взаимодействуя с воспитателем, мы продумываем момент передачи репертуара в нерегламентированную деятельность и содержание развивающей музыкальной среды.
Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ: воспитателем по изодеятельности, музыкальным руководителем.
На НОД у воспитателей дети учатся определять эмоции, управлять своим настроением, развивают воображение и творчество, в подвижных играх обращают внимание на выразительность движений детей.
На НОД по обр.области «Художественное творчество» дети, прослушивая вновь программные произведения, передают в своих рисунках музыкальный образ.
Специалисты создают на своих НОД условия развития речи, мышления, воображения и эмоциональности детей средствами музыки, красок, игр.
Таким образом, совместная
Также мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
*Участие в родительских собраниях, *анкетирование *Беседы |
Совместные мероприятия: * участие родителей в праздниках * изготовление костюмов, атрибутов на праздник, рисование декораций, *фотовыставки |
Информирование: *Консультации *Памятки *Семинары-практикумы *метод. литература |
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в музыкальном образовании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с мной и музыкальным руководителем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка. Промежуточный анализ уровня музыкального и психомоторного развития воспитанников по методике А.И. Бурениной показал следующие результаты в развитии творческих проявлений:
Таким образом, музыкальная познавательная и творческая деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются речь, мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.
Одним из показателей творчества не только детей, стало сочинение детских песен и движений к танцам, музыкальных игр.
Результаты проведенной работы показали, что использование разнообразных методов в различных видах музыкальной деятельности способствует развитию творческих способностей детей.
Перспективы работы следующие:
Информация о работе Развитие творческих способностей у дошкольников