Развитие творческих способностей у подростков в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется тем, что с одной стороны их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека (и не только в каком-то избранном направлении), а с третьей - сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие. В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основыразвития творческих способностей у подростков
1.1.Сущностная характеристика творческих способностей у подростков ….4
1.2. Условия, способствующие развитию творческих способностей подростков……………………………………………………………………......14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  социально - педагогический университет»

 

Кафедра педагогики

Филологический факультет.

 

«Развитие творческих способностей у подростков в процессе обучения»

Курсовая работа.

 

 

 

 

Исполнитель – 

студентка второго курса

группы ФЛ-РЛБ-22

Лагутина А.А.

 

 

Преподаватель

 Сломова О.И.

 

 

Волгоград, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Теоретические основы развития творческих способностей у подростков

1.1.Сущностная характеристика творческих способностей у подростков ….4

1.2. Условия, способствующие развитию творческих способностей подростков……………………………………………………………………......14

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы:

Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют  всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого  человека, к его образованию и  воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у  всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в  труде, учёбе, работе.

Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется  тем, что с одной стороны их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека (и не только в каком-то избранном направлении), а с третьей - сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие. В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Но не менее важно заложить основы и здоровья душевного. Необходимым условием для этого является наличие ясных моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, внеклассная работа может реализоваться в том случае, если ученик в процессе внеклассной деятельности будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера. Преобразование общества через развитие личности должно стать основой общественного прогресса.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия  являются общепринятыми в современной  науке и основополагающими для  нашего исследования. Творческая деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных школ широкие  возможности для проявления собственной  индивидуальности.

Непосредственное, активное участие школьников в внеклассной деятельности раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Степень научной разработанности  проблемы:

Различными аспектами  развития детей и подростков, в  том числе и в сфере формирования творческих способностей, следует назвать  работы Теплова Б.М., Рубинштейна  Л.С., Немова Н.С., Лука А.Н., Выготского Л.С. и др.

К проблеме досуга и социально-культурной деятельности обращаются отечественные  ученые, педагоги психологи, среди них: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Григорьева Е.И., Долженкова М.И., Ярошенко Н.Н. (основы социально-культурной деятельности), Шмаков С.А. (детский досуг, досуг школьника), Байкова В. (свободное время и всестороннее развитие личности), Фролова Г.И., Титов Б.А. (социализация детей в сфере досуга), Бушканец М.Г., Мацукевич О.Ю. (свободное время школьников как педагогическая проблема) и др.

Психологи Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Донцов А.П., Коломинский Я.Л., Лутошкин А.Н., Петровский А.Л., Уманский Л.И. и др., освещают вопросы коллективного общения индивидов вообще и подростков в частности, межличностных отношений в коллективе, психологического и климата, ценностных ориентации, нравственных норм и др. Большое значение мы придаем изучению и учету психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. Этому вопросу посвящены работы отечественных психологов Божович Л.И., Фельдштейна Д.И., Леонтьева А.Н., Мухиной B.C. и др.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет: развитие творческих способностей подростков в процессе обучения.

Цель: теоретическое обоснование развития творческих способностей подростков.

Задачи:

1. Уточнить сущностную  характеристику развития творческих  способностей у подростков.

2.    Выявить педагогический потенциал средств, способствующих развитию творческих способностей у подростков.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Сущностная характеристика творческих способностей у подростков.

    Немов Р.С.  рассматривая проблему способностей, говорит,   что способности  –  это  то,  что  не  сводится  к знаниям,  умениям  и  навыкам,  но  объясняет  (обеспечивает)   их   быстрое приобретение,  закрепление и  использование на практике [18.374.]

    Одна из теорий способностей, принадлежит Б. М.  Теплову.  Он  в своей работе  «Проблемы  индивидуальных различий» рассматривает способности  прежде  всего  как  индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей,  Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три  признака.  Во-первых, под  способностями  разумеются  индивидуально-психологические   особенности, отличающие  одного  человека  от  другого;  никто  не  станет   говорить   о способностях там, где дело идет о свойствах, в  отношении  которых  все-люди равны.

     Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение  к  успешности  выполнения  какой-либо деятельности или многих деятельностей.

    В-третьих, понятие  «способность» не сводится к  тем знаниям, навыкам или

умениям, которые уже выработаны у данного человека.[28.10.]

    Б. М. Теплов  выдвигает положение о том,  что  успешное творческое выполнение  деятельности  может  быть  достигнуто  психологически различными путями. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи  о том,  что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности.  Эти способы бесконечно  разнообразны,  так  же  разнообразны,  как  разнообразны человеческие  способности»,  [28.42]  — подчеркивает   он.

    Фундаментальную  теоретическую  и  практическую  разработку   проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна прежде  всего в плане развития, формирования способностей,  а  позднее  —  в  плане  выявления  их психологической структуры.

  Он считал, что в основе способностей лежат «наследственно  закрепленные

предпосылки  для  их  развития  в  виде  задатков»,   под   которыми

разумеются  анатомо-физиологические  особенности  нервно-мозгового  аппарата

человека.  При  этом  он  писал,  что,  «развиваясь  на   основе   задатков,

способности являются все  же функцией не задатков самих по себе, а  развития,

в которое задатки входят как исходный момент, как  предпосылка».[22.640-641.]

    С. Л. Рубинштейн, как и Б.  М.  Теплов,  считает,  что  способности  не

сводятся к знаниям, умениям, навыкам. 

    Р.С. Немов выделяет  учебные и творческие способности,  где учебными

способностями называются такие, которые «определяют  успешность  обучения  и воспитания,  усвоения  человеком  знаний,  умений,   навыков,   формирования качеств  личности…».  Под   творческими   подразумевается   такие,   которые определяют   «создание   предметов   материальной   и   духовной   культуры, производство новых идей, открытий и  изобретений,  словом  –  индивидуальное творчество в  различных  областях  человеческой  деятельности».[18.377.] 

    Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее  важных  для деятельности

развивающей способности:

1. Деятельность  должна  носить  творческий  характер,  т.е.  должна  быть

    связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя  новых знаний,

    обнаружения в  себе новых возможностей».

2. Деятельность должна  быть  оптимально трудной, т.е.  находится на пределе возможностей ребёнка.

    Такая  деятельность  становится достаточно привлекательным   делом   «как средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к  тому же  укрепляет  положительную  самооценку,   повышает   уровень   притязаний, порождает уверенность в себе  и  чувство  удовлетворённости  от  достигнутых успехов.

    На  важность  в  процессе  творчества,  и   литературного  творчества  в частности, критичности отношения к деятельности, к средствам  и  результатам творчества указывал Левин  В.А.  В  своей  работе  «Воспитание  творчества»: «Чтобы  продукт детской художественной игры  стал  произведением  искусства, чтобы свершился акт творчества (в полном, социальном смысле слова),  функции отсутствующего у ребёнка внутреннего критика  принимает  на  себя  взрослый, обладающий  художественным  вкусом.  Ведь   критик   не   только   отвергает неудачное, он и выбирает,  опознаёт  среди многих  вариантов  тот,  который обладает художественной ценностью».[12.32.]

    Рассматривая  структуру  творческих   способностей   в   своей   работе

«Педагогика искусства и  творческие способности»  Мелик-Пашаев  А.А.  отводил главенствующую роль воображению наряду с эстетическо-творческой  ориентацией человека.[17.27-32.]

    А.Н. Лук   выделял три типа воображения:

1. Логическое  -  выводит   будущее  из  настоящего  с   помощью  логических

    преобразований.

2. Критическое – ищет  то, что несовершенно и нуждается  в изменении.

3. Творческое – рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном  мире,  хотя  и  опирающиеся  на элементы реальной действительности.

    Творческому воображению   А.Н.  Лук  отводил  ведущую  роль  в  развитии общества.[14.34.]

    Психологи  выделяют  критерии  развития  творческих   способностей,   в

частности   Е.Н.  Степанов  предложил  в  практике  обучения  и   воспитания

творческих способностей в школе опираться на следующие  критерии:

     . Чувство новизны

     . Способность  преобразовать структуру объекта

     . Направленность  на творчество

     . Критичность

И в качестве показателей  предложил, соответственно

     . Умение и  стремление к познанию

     . Наличие   положительной  самооценки,  уверенность   в  своих  силах  и

       возможностях

     .  Развитость  чувства  прекрасного,  стремление  к  реализации  своих

       способностей  и возможностей

     . Обладание  способности к рефлексии, оценке и самооценке.[26.40.]

    Анализ психолого-педагогической  литературы  по  проблеме  способностей, творческих  способностей,  рассмотрение   подходов   к   проблеме   развития способностей, творческих способностей позволил выделить  важные  для  нашего исследования  положения.

    Мы выяснили, что  сущность способностей не сводится  к знаниям, умениям и навыкам,  но  понятия  знаний,  умений,  навыков  и   способностей   взаимно обусловлены: с одной стороны  способности  являются  предпосылкой  овладения знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями  и  знаниями происходит развития способностей.

    Главными показателями, которые  позволяют  судить  об  уровне  развития

способностей,  являются лёгкость  усвоения  новой  деятельности,  а  так  же

широта переноса выработанных индивидом  способов  восприятия  и  действия  с одной деятельности на другую.

    Развитие способностей  совершается по  возрастающей,  или,  как говорил

С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала  возможности  реализуются,  при  этом возможности  представляют  способности  одного  уровня,  в  результате  чего открываются  возможности  для  дальнейшего  развития,  т.е.   для   развития способностей более высокого уровня.

    Способности   разделяются  на  общие и   специальные.   В   современной

отечественной   психологии   способности    выделяют    с    точки    зрения

психофизиологической   функциональности,   выделяя   умственные,   моторные, мнемические, речевые и творческие.

Информация о работе Развитие творческих способностей у подростков в процессе обучения