Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 18:01, курсовая работа
Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется тем, что с одной стороны их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека (и не только в каком-то избранном направлении), а с третьей - сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие. В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основыразвития творческих способностей у подростков
1.1.Сущностная характеристика творческих способностей у подростков ….4
1.2. Условия, способствующие развитию творческих способностей подростков……………………………………………………………………......14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...25
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Кафедра педагогики
Филологический факультет.
«Развитие творческих способностей у подростков в процессе обучения»
Курсовая работа.
Исполнитель –
студентка второго курса
группы ФЛ-РЛБ-22
Лагутина А.А.
Преподаватель
Сломова О.И.
Волгоград, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы развития творческих способностей у подростков
1.1.Сущностная характеристика творческих способностей у подростков ….4
1.2. Условия, способствующие
развитию творческих способностей подростков……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность темы:
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, учёбе, работе.
Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется тем, что с одной стороны их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека (и не только в каком-то избранном направлении), а с третьей - сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие. В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Но не менее важно заложить основы и здоровья душевного. Необходимым условием для этого является наличие ясных моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Основным направлением модернизации
общеобразовательной и
Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для нашего исследования. Творческая деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.
Непосредственное, активное участие школьников в внеклассной деятельности раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.
Степень научной разработанности проблемы:
Различными аспектами
развития детей и подростков, в
том числе и в сфере
К проблеме досуга и социально-культурной деятельности обращаются отечественные ученые, педагоги психологи, среди них: Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Григорьева Е.И., Долженкова М.И., Ярошенко Н.Н. (основы социально-культурной деятельности), Шмаков С.А. (детский досуг, досуг школьника), Байкова В. (свободное время и всестороннее развитие личности), Фролова Г.И., Титов Б.А. (социализация детей в сфере досуга), Бушканец М.Г., Мацукевич О.Ю. (свободное время школьников как педагогическая проблема) и др.
Психологи Асмолов Л.Г., Бодалев А.А., Донцов А.П., Коломинский Я.Л., Лутошкин А.Н., Петровский А.Л., Уманский Л.И. и др., освещают вопросы коллективного общения индивидов вообще и подростков в частности, межличностных отношений в коллективе, психологического и климата, ценностных ориентации, нравственных норм и др. Большое значение мы придаем изучению и учету психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. Этому вопросу посвящены работы отечественных психологов Божович Л.И., Фельдштейна Д.И., Леонтьева А.Н., Мухиной B.C. и др.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет: развитие творческих способностей подростков в процессе обучения.
Цель: теоретическое обоснование развития творческих способностей подростков.
Задачи:
1. Уточнить сущностную
характеристику развития
2. Выявить педагогический потенциал средств, способствующих развитию творческих способностей у подростков.
1.1. Сущностная характеристика творческих способностей у подростков.
Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, говорит, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [18.374.]
Одна из теорий способностей, принадлежит Б. М. Теплову. Он в своей работе «Проблемы индивидуальных различий» рассматривает способности прежде всего как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б.М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все-люди равны.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного человека.[28.10.]
Б. М. Теплов выдвигает положение о том, что успешное творческое выполнение деятельности может быть достигнуто психологически различными путями. «Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, так же разнообразны, как разнообразны человеческие способности», [28.42] — подчеркивает он.
Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна прежде всего в плане развития, формирования способностей, а позднее — в плане выявления их психологической структуры.
Он считал, что в основе способностей лежат «наследственно закрепленные
предпосылки для их развития в виде задатков», под которыми
разумеются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата
человека. При этом он писал, что, «развиваясь на основе задатков,
способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития,
в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка».[22.640-641.]
С. Л. Рубинштейн, как и Б. М. Теплов, считает, что способности не
сводятся к знаниям, умениям, навыкам.
Р.С. Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными
способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности…». Под творческими подразумевается такие, которые определяют «создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности».[18.377.]
Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности
развивающей способности:
1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть
связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний,
обнаружения в себе новых возможностей».
2. Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находится на пределе возможностей ребёнка.
Такая деятельность
становится достаточно
На важность в процессе творчества, и литературного творчества в частности, критичности отношения к деятельности, к средствам и результатам творчества указывал Левин В.А. В своей работе «Воспитание творчества»: «Чтобы продукт детской художественной игры стал произведением искусства, чтобы свершился акт творчества (в полном, социальном смысле слова), функции отсутствующего у ребёнка внутреннего критика принимает на себя взрослый, обладающий художественным вкусом. Ведь критик не только отвергает неудачное, он и выбирает, опознаёт среди многих вариантов тот, который обладает художественной ценностью».[12.32.]
Рассматривая структуру творческих способностей в своей работе
«Педагогика искусства и творческие способности» Мелик-Пашаев А.А. отводил главенствующую роль воображению наряду с эстетическо-творческой ориентацией человека.[17.27-32.]
А.Н. Лук выделял три типа воображения:
1. Логическое - выводит будущее из настоящего с помощью логических
преобразований.
2. Критическое – ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении.
3. Творческое – рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы реальной действительности.
Творческому воображению А.Н. Лук отводил ведущую роль в развитии общества.[14.34.]
Психологи выделяют критерии развития творческих способностей, в
частности Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания
творческих способностей в школе опираться на следующие критерии:
. Чувство новизны
. Способность
преобразовать структуру
. Направленность на творчество
. Критичность
И в качестве показателей предложил, соответственно
. Умение и стремление к познанию
. Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и
возможностях
. Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих
способностей и возможностей
. Обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке.[26.40.]
Анализ психолого-
Мы выяснили, что
сущность способностей не
Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития
способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же
широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.
Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил
С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня.
Способности разделяются на общие и специальные. В современной
отечественной психологии способности выделяют с точки зрения
психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и творческие.
Информация о работе Развитие творческих способностей у подростков в процессе обучения