Развитие творческих способностей у подростков в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется тем, что с одной стороны их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека (и не только в каком-то избранном направлении), а с третьей - сама структура творческих способностей обладает большим педагогическим потенциалом, что указывает на необходимость разнонаправленных исследований как самих творческих способностей, так и различных факторов, влияющих на их развитие. В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основыразвития творческих способностей у подростков
1.1.Сущностная характеристика творческих способностей у подростков ….4
1.2. Условия, способствующие развитию творческих способностей подростков……………………………………………………………………......14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

    Творческие способности  относятся к группе  разделяемой на   учебные и собственно творческие способности. При этом  под  творческими  способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов  духовной  и материальной культуры, производство  новых  идей,  открытий  и  изобретений. Иными словами  творческие  способности  определяют  процесс  индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

    Произведя анализ  определения сущности некоторых творческих способностей в работе  А.Н.  Лука  «Психология  творчества»,  мы  пришли  к  выводу,  что творческие  способности   действительно   являются   сложным   синтетическим понятием.  Уровень  их  развития  необходимо определять  общими  критериями направленности на  творчество,  чувством  новизны,  критичности  и  гибкости мышления  (способность  преобразовать  структуру  объекта,   способность   к преодолению функциональной фиксированности).

       В   подростковом   возрасте   продолжает   развиваться    теоретическое рефлексивное мышление.  Подросток   уже  умеет  оперировать  гипотезами  при решении  творческих  задач.  Сталкиваясь  с  новой  задачей,  он   старается отыскать разные подходы в её решении.  Именно  это как доминанту развития психики в  интеллектуальной  сфере  выделяет  доктор  психологических  наук, профессор  И.Ю.   Кулагина   в   своей   работе   «Возрастная   психология».

Свидетельствует  о   высоких   возможностях    развития   таких   творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в  поисках проблем.[11.150]

    Подросток находит  способы применения  абстрактных  правил  для  решения целых классов задач.  Это  свидетельствует  о  высоком потенциале  развития способности к переносу опыта.

    Овладение   подростком  в   процессе   обучения   такими   мыслительными

операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует  эффективному развитию  способности  к   сближению   понятий,   определяющейся   легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество  этих

показателей   определяется   особенностями   теоретического    рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные  идеи.  Для этого возраста характерен интерес к  абстрактным  философским,  религиозным, политическим и прочим проблемам.

    Как утверждает  И.Ю. Кулагина,  рассматривая  особенности  подросткового возраста,  в  связи  с  повышением  интеллектуального   развития   подростка ускоряется и развитие  воображения.  Сближаясь  с  теоретическим  мышлением, воображение дает  импульс  к  развитию  творчества  подростков.  Воображение подростка, как выделяет И.Ю.  Кулагина,  «конечно,  менее  продуктивно,  чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии  ребенка».  При  этом она отмечает  существование  двух  линий  развития  воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением  подростками к достижению объективного творческого  результата.  Она  присуща  далеко  не всем подросткам,  но  все  они  используют  возможности  своего  творческого воображения,     получая     удовлетворение     от      самого      процесса фантазирования.[11.150 –151.]

    Развитие творческих  способностей находится в тесной взаимосвязи с таким психическим процессом, как воображение. Существенные  изменения  в  развитии воображения у подростков отмечал и Л.С. Выготский. Он  говорил  о  том,  что под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит  в  сферу  фантазии».

    Направление развития  воображения по первой  линии,  ориентированной  на продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии  фантазий  как  формы воображения у подростков – задача  педагога, определяющая  развитие  многих важных творческих способностей, таких  как  способность  к переносу  опыта, способность   к   сближению   понятий,   к   гибкости  мышления,   легкости генерирования   идей,   способности   к   предвидению   в   основу   которых исследователь   психологии   творчества   А.Н.    Лук    положил    творческое воображение.[14.34.]

    В  структуре   же  художественных  творческих  способностей  воображение играет главенствующую роль. Это,  как  мы  упоминали  выше,  выделял  Мелик-Пашаев  А.А.   в   своей   работе   «Педагогика   искусства   и   творческие способности».[17.27-32.]

     Немецкий философ  и психолог Э.  Шпрангер  в своем труде  «Психология юношеского возраста» характеризовал подростковый возраст как возраст  начала качественного  «врастания  в  культуру».  Ребенок   начинает   усваивать   и принимать   «врастать   психикой»   в   объективный   и   нормативный    дух эпохи.[33.342.] 

    Культурные ценности, духовные и материальные, созданные за всю  историю человечества  присваиваются  детьми  за  относительно  короткий  период   их детства, отрочества и ранней юности.

    Н.Е. Щуркова в своей книге «Воспитание детей в школе» заостряет внимание  на том,  что  «ценности   «присваиваются»  в   ходе   духовных   усилий   самой личности. Приобщение к культуре человечества – это усвоение  истин  и систем  отношения  к  миру  выработанное  человечеством   в   индивидуальном пересмотрении.[34.8-10.]

    Присвоить мир,  как говорит Н.Е. Щуркова, - значит включить в структуру личности  все  его  проявления  как  личностно  значимые,  «видеть  себя   в контексте протекания событий  жизни», понимать связь своего существования  и существования  окружающих,  брать  на  себя  ответственность   за   характер протекания жизненных явлений».[34.10.]

      Врастание   в   контекст   культуры   возможно   только   в   процессе «воспроизведения  в  индивидуально  свободной  форме культурных  достижений человечества»[34.11.],  или иными словами в   процессе   индивидуального детского творчества: «культура не передаётся, как сундук  с вложениями,  ею не владеют, получив от старшего поколения, она живёт  тем,  что  каждый  раз заново воспроизводится».[34.14.]

     Н.С. Лейтес выделял важную  особенность развития  личности

подростка  выделяющуюся  в процессе  обучения  –  это  «перемещение  центра внимания учащихся с учителя на товарищей по классу».[13.46] Это объясняется типом  ведущей  деятельности  подростков,  которой,  по   определению   И.Ю. Кулагиной   становится  интимно-личностное   общение.[11.152.]   В    своём творчестве  подростки  стремятся  не  только к общению во   время   самой творческой деятельности, но и общению через результаты своего творчества,  а это уже прямой путь к истинному искусству.  Ведь  «искусство –  это,  прежде всего  общение  средствами  искусства».[12.23.]  Излюбленными   темами   для сочинений в этих классах становятся те, в которых можно  рассказать  о  себе или своём сверстнике, звучащие примерно так: «Кто он мой  настоящий  друг?», или «Моя первая встреча с прекрасным».

    Стремление  к   ощущению  своей   значимости,   к   демонстрации   своей

самостоятельности, к выделению  своего «Я» в общении определяет важность  для подростка результатов своей  деятельности,  эту  особенность  отмечает  Н.С. Лейтес:  «Для   подростков   важен   результат   –   возможность   разрешить практическую задачу, получить реальный продукт».[13.49.]

    Возникновению  такой ситуации  может  способствовать  желание  подростка слиться  с  группой,  ничем   не   выделятся,   отвечающее   потребности   в безопасности, которое  психологи называют социальной мимикрией. По утверждению Н.С. Лейтнеса,  дети  в этом  возрасте остерегаются угрозы выглядеть «белой вороной»  среди сверстников,  прослыть «выскочкой»,  «учительским  любимчиком».[13.46-47]  Р.С.  Немов рассматривая   познавательные   психологические   процессы   определял   эту особенность психики как «…склонность к конформизму», которая выражается «  в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим  на  других  людей,  не отличаться от них в своих сужденьях и поступках».[18.166.] Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут  основными помощниками  в  снижении  дестабилизирующего  развитие  творческих способностей эффекта данного противоречия.

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Условия, способствующие развитию творческих способностей подростков.

    Одним из условий  развития творческих способностей  у  учащихся  в  школе выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о  том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями,  то  одаренные ученики  добиваются  блистательных  успехов.  …Если  же  преподаватель   сам находится внизу  шкалы  «творческие  способности»,  успехи  менее  способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные  школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей».[14.50.]

    Дело в том,  что учитель, обладающий низким  уровнем развития  творческих способностей, не может организовать действительно  творческую  деятельность, в  процессе  которой,  как  мы  выяснили  при  теоретическом  анализе  работ Рубинштейна С.Л.,  Б.М.  Теплова  и  Немова  Р.С.,   развиваются творческие способности.  Если  учитель  не  обладает  таким  свойством   личности   как направленность на творчество, то и от  своих  учеников  он  будет  требовать только  знаний  репродуктивного  уровня.  Если  же   учитель   сам   человек творческий, то он стремиться и умеет  организовать  творческую  деятельность учеников.

         Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития  способностей  в целом, выдвинул ряд  требований  к  деятельности,  развивающей  способности, которые и являются условиями их развития. [18.388.]

Особо среди  таких  условий  Немов  Р.С.  выделял творческий  характер деятельности. Она должна быть  связана  с  открытием  нового,  приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес  к  деятельности.  Это  условие   для развития  творческих  способностей  выделял  Левин  С.А.  в   своей   работе «Воспитание творчества».[12.10-12.]

       Для   того  чтобы   школьники   не   утратили   заинтересованности   в деятельности, необходимо помнить о том, что подросток  стремится  к  решению максимально трудных для него  задач.  Это  поможет  нам  реализовать  второе условие предъявляемое к развивающей деятельности,  выдвинутое  Немовым  Р.С. Деятельность должна быть максимально  трудной  но выполнимой,  или,  иными  словами,  деятельность  должна  находится  в  зоне потенциального развития ребёнка.

      При соблюдении  этого условия необходимо от  раза к разу при  постановке творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет  в  своей работе  «Литературное  творчество  ребят»  Н.Р.  Бершадская,  придерживаться «принципа спирали».[4.12.]  Реализовать этот  принцип возможно  лишь  при длительной работе с детьми типичного  характера,  например,  при  постановки тем сочинений.

      Ещё одним  важным условием для развития  именно творческих  способностей Левин В.А. называл развитие именно творческой деятельности,  а  не  обучение только техническим навыкам и умениям. При  несоблюдении  этих  условий,  как подчёркивал  он,  многие  качества,  необходимые   творческой   личности   – художественный вкус, умение и желание  сопереживать,  стремление  к  новому, чувство  прекрасного  попадают  в  число  избыточных,  лишних.[12.43.]   Для преодоления   этого   необходимо   развивать    обусловленное    возрастными особенностями  развития  личности  подростка   стремление   к   общению   со сверстниками,  направляя  его  на  стремление  к  общению  через  результаты творчества.

      Наилучшей  применительно  к  подростковому   возрасту  является  «особым образом организованная творческая деятельность в процессе общения»,  которая субъективно,  сточки  зрения  подростка,  выглядит   как   деятельность   по практическому достижению общественно значимого результата.[12.44.]

      Для этого  важно, чтобы подростку было что сказать участникам  общения, чтобы он действительно выступал  информантом,  для  этого  необходимо  найти реципиента общения. В нашем случае реципиентом является коллектив  класса  и педагог, а на школьном уровне это коллектив школы, и  т.д. Традиционные же объективные условия возникновения в процессе  обучения творческой деятельности  учащихся  обеспечиваются  при  реализации  принципа проблемности в процессе обучения в современной школе. Широкое применение в практике обучения  получили  проблемные  ситуации, возникающие  в  результате  побуждения  школьников  к  выдвижению   гипотез, предварительных  выводов,  обобщений.  Являясь  сложным  приемом  умственной деятельности, обобщение предполагает наличие умения  анализировать  явления, выделять  главное,   абстрагировать,   сравнивать,   оценивать,   определять понятия.

    Применение  проблемных  ситуаций в  учебном  процессе  дает  возможность формировать  у  учащихся  определенную  познавательную  потребность,  но   и обеспечивают необходимую направленность  мысли  на  самостоятельное  решение возникшей проблемы.

    Таким  образом,  создание  проблемных  ситуаций  в  процессе   обучения обеспечивает  постоянное  включение  учеников  в  самостоятельную  поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что  неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся.

    Ответ на проблемный  вопрос или решение проблемной  ситуации  требует  от ребенка выведения такого знания на основе  имеющегося,  которым он  еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.

    Но не всякая  проблемная ситуация, вопрос есть  творческая  задача.  Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор из  двух  или более возможностей.[14.109.]  И только  тогда,  когда проблемная  ситуация требует  творческого  решения,  она  может  стать  творческой  задачей.  При изучении  литературы  создания  проблемной  ситуации  можно  добиться  путем постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного выбора.

    Итак, творческие  способности   развиваются   и  проявляются  в  процессе творческой   деятельности.   На   данном   этапе   нашей   работы   возникла необходимость  определить,  что  такое  творческая  деятельность  вообще   и творческая деятельность ребёнка.

Информация о работе Развитие творческих способностей у подростков в процессе обучения