Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 00:36, курсовая работа
Цель работы. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи исследования.
–раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
Введение.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
Понятие о воображении.
Виды воображения и способы создания творческих образов.
Механизм творческого воображения.
Особенности воображения у детей.
Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Общее количество оригинальных изображений: 7
Таблица № 2.
Перечень изображенных детьми предметов.
Ф. И. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. Кирпос Ю. |
колесо |
портфель |
дом |
2. Ложков И. |
колобок |
телевизор |
елка |
3. Макарова К. |
подсолнух |
подъемн. Кран. |
Косынка |
4. Сережкин Д. |
будильник |
телевизор |
человек |
5. Лисичкин С. |
Шарик |
машина лег. |
Колокольчик |
6. Пастухова И. |
будильник |
дом |
конверт |
7. Гоев В. |
Мяч |
телевизор |
пилотка |
8. Стародубова О. |
солнце |
змей |
елка |
9. Калинин С. |
Шар |
дом |
пирамидка |
10. Федеров И.. |
гриб |
окно |
дом |
11. Монахов Д. |
ромашка |
часы |
человек |
12. Селиванова А. |
человек |
дом |
елка |
13. Петров Д. |
солнце |
телевизор |
дом |
14. Коровушкин В. |
Яблоко |
телевизор на тумб. |
Елка |
15. Зима С. |
Солнце |
картофель |
дом |
Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек.
Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующий эксперимент.
Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски.
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.
Таблица № 3 (приложение № 2)
Ф. и. ребенка |
Названия картин |
Количество названий |
1. Кирпос Ю. |
Лес, жаркий день |
2 |
2. Ложков И. |
Полка, пляж |
2 |
3. Макарова К. |
Бумага цветная |
1 |
4. Сережкин Д. |
Торт, разные конфеты |
2 |
5. Лисичкин С. |
Водопад, летний день |
2 |
6. Пастухова И. |
Разноцветные ленты |
1 |
7. Гоев В. |
Лес, жаркий день, пляж |
3 |
8. Стародубова О. |
Канавы, пасмурный день |
2 |
9. Калинин С. |
Луна, ночь, ракета в небе |
3 |
10. Федоров И. |
Самолет в небе |
1 |
11. Монахов Д. |
Парк, листопад, осень |
3 |
12. Селиванова А. |
Поле цветов |
1 |
13. Петров Д. |
Трактор в поле |
1 |
14. Коровушкин В. |
Лес, занавес, овраг, закат |
4 |
15. Зима С. |
Разноцветные мелки |
1 |
Всего: |
29 |
1 человек – 4 названия 7%
3 человека – по 3 названия 20%
5 человек – по 2 названия 33%
6 человек – по 1 названию 40%
Модифицированный тест Роршаха.
Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
Таблица № 4 (приложение 3)
Ф. и. ребенка |
Количество названий | |
1. Юля К. |
Фонтан, башня |
2 |
2. Илюша Л. |
Букет, дерево, мороженное |
3 |
3. Кристина М. |
Цветок, жук |
2 |
4. Дима С. |
Барышня |
1 |
5. Сережа Л. |
Бабочка, салют |
2 |
6. Ира П. |
Птица, рыба |
2 |
7 Влад Г. |
Божья коровка, жук |
3 |
8. Оля С. |
Заяц, медведь |
2 |
9. Слава К. |
Филин, лягушка |
2 |
10. Илюша Ф. |
Куст |
1 |
11. Данил М. |
Факел |
1 |
12. Алена С. |
Ракета, голубь |
2 |
13. Дима П. |
Паук |
1 |
14. Вадик К. |
Павлин |
1 |
15. Саша З. |
Перо, цыпленок, корабль, самолет |
4 |
Всего |
28 |
Саша Зима – 4 названия.
Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.
Уровни развития.
Высокий |
Средний |
Низкий |
20% |
47% |
33% |
Упражнение «Волшебники» (Приложение № 4)
Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагали детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
Таблица № 5
Уровни развития
Уровни |
Количество детей |
% |
Высокий |
4 |
27% |
Средний |
9 |
60% |
Низкий |
2 |
13% |
2.3. Контрольный эксперимент.
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.
Тест креативности.
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.
Таблица № 6 (приложение № 5).
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
треугольник |
Группа |
1. Кирпос Юля |
+ |
– |
+ |
2 |
2. Ложков Илюша |
– |
– |
+ |
3 |
3. Макарова Кристина |
+ |
– |
– |
3 |
4. Сережкин Дима |
– |
+ |
– |
3 |
5. Лисичкин Сережа |
+ |
– |
+ |
2 |
6. Пастухова Ира |
– |
+ |
– |
3 |
7. Гоев Влад |
– |
– |
+ |
3 |
8. Стародубова Оля |
+ |
+ |
– |
2 |
9. Калинин Слава |
+ |
– |
+ |
2 |
10. Федоров Илюша |
+ |
– |
– |
3 |
11. Монахов Данил |
+ |
+ |
+ |
1 |
12. Селиванова Алена |
+ |
+ |
+ |
1 |
13. Петров Дима |
+ |
– |
+ |
2 |
14. Коровушкин Вадик |
– |
+ |
– |
3 |
15. Зима Саша |
+ |
– |
– |
3 |
Таблица № 7.
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. Кирпос Ю. |
Утенок |
Книга |
Ваза с цветами |
2. Ложков И. |
Новог. игрушка |
Портфель |
Треугольник |
3. Макарова К. |
Самовар |
Окно |
Гиря |
4. Сережкин Д. |
Бабушка |
Скворечник |
Гриб |
5. Лисичкин С. |
Часы |
Сумка |
Зонт |
6. Пастухова И. |
Петух |
Кастрюля |
Колпак |
7. Гоев В. |
Царевна |
Торт |
Флажок |
8. Стародубова О. |
Снеговик |
Телевизор |
Стрела |
9. Калинин С. |
Аквариум |
Картина |
Компас |
10. Федоров И. |
Чайник |
Клетка с попуг. |
Ракета |
11. Монахов Д. |
Ежик |
Робот |
Карандаш |
12. Селиванова А. |
Барабан |
Машина |
Пчела |
13. Петров Д. |
Цветок |
Стол с вазой |
Конфета |
14. Коровушкин В. |
Телефон |
Дом |
Дом |
15. Зима С. |
Звезда |
Салфетка |
Буратино |
Оригинальных изображений 24.
Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.
Контрольный эксперимент
Заключение.
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста