Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 00:36, курсовая работа
Цель работы. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи исследования.
–раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
Введение.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
Понятие о воображении.
Виды воображения и способы создания творческих образов.
Механизм творческого воображения.
Особенности воображения у детей.
Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.
Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения.
Литература.
1. Брунер Д. С.
Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение у детей: 304 – 319/
2. Боровик О. В.
Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
3. Веккер Л. М.
Психические процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.
4. Выгодский Л. С.
Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.
5. Выгодский Л. С.
Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.
6. Дьяченко О. М.
Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.
7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.
О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.
8. Игнатьев Е. И.
О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.
9. Коршунова Л. С.
Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.
10. Кириллова Г. Д.
Начальные формы творческого воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.
11. Карандашов Ю. Н.
Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.
12. Коршунова Л. С., Пружинин Б. И.
Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.
13. Лейтес Н. С.
Ранние представления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. с. 98 – 108.
14. Натадзе Р. Г.
Воображение как фактор
поведения. Экспериментальное исследование
15. Немов Р. С.
Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
16. Найссер У.
Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.
17. Никифорова О. Н.
Познавательные процессы и способности в обучении. – М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.
18. Рубинштейн С. А.
Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.
19. Розетт И. М.
Психология фантазии.
Эксперементально-
20. Субботина Л. Ю.
Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста