Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи исследования.
–раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
Понятие о воображении.
Виды воображения и способы создания творческих образов.
Механизм творческого воображения.
Особенности воображения у детей.
Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

325fifjic.doc

— 694.00 Кб (Скачать файл)

Возможными путями для его развития на занятиях рисования могут быть: применение художественно-дидактических игр; рисование на темы; выразительные средства живописи. Но особенно большую роль играет применение игр на занятиях по изобразительной деятельности.

Исходя из результатов проведенной  экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к рисованию.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы игры, что способствует развитию творческого воображения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Брунер Д. С.

Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М. 1977. /Представление. Воображение  у детей: 304 – 319/

2. Боровик О. В.

Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.

3. Веккер Л. М.

Психические процессы. –  Т.1 – л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295.

4. Выгодский Л. С.

Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436 – 455/.

5. Выгодский Л. С.

Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы  психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Дьяченко О. М.

Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 – 59.

7. Дьяченко О. М., Кириллова  А. И.

О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного  возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 – 51.

8. Игнатьев Е. И. 

О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Коршунова Л. С.

Воображение и его  роль в познании. – М., 1979. /Трудности  в определении воображения: 3 – 7. Воображение и практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение и научное познание мира: 86 – 131/.

10. Кириллова Г. Д.

Начальные формы творческого  воображения у детей. // Дошкольное воспитание. 1971. – № 2. с. 41 – 46.

11. Карандашов Ю. Н.

Развитие представления  у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987. /Возрастная динамика развития представлений: 74 – 87/.

12. Коршунова Л. С., Пружинин  Б. И.

Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа  познавательной функции воображения. – М. 1989. /Психологический подход к воображению. Перспектива и границы: 18 – 39. Воображение и игровая деятельность: 83 – 97. Чувственное отображение и воображение: 113 – 122. Воображение и мышление: 122 – 138/.

13. Лейтес Н. С.

Ранние представления  одаренности. // Вопросы психологии. 1988.    № 4. с. 98 – 108.

14. Натадзе Р. Г.

Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование. – Тбилиси, 1972.

15. Немов Р. С.

Психология: Учебник для  студентов высших педагогических учебных  заведений: В 3кн. – 4е. издание –  М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.

16. Найссер У.

Познание и реальность. – М. 1981. /Воображение и память: 141 – 165/.

17. Никифорова О. Н.

Познавательные процессы и способности в обучении. –  М. 1990. /Представление и воображение: 80 – 100/.

18. Рубинштейн С. А.

Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989. /Воображение 344 – 360/.

19. Розетт И. М. 

Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977. /понятие фантазии: 13 – 24. Теоретические концепции фантазии: 25 –78. Психологические механизмы фантазии: 169 – 228. Условия протекания процесса фантазии: 229 – 270/.

20. Субботина Л. Ю.

Развитие воображения  детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

 

 

 

 

 

    

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста