Развитие творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Нашей стране необходимы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, работники, способствующие развитию производства. В связи с этим возникла необходимость обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
творческой познавательной активности учащихся…………………..……..5
1.1. Анализ проблемы развития творческой познавательной активности школьника в процессе обучения............................................................................5
1.2. Понятие и сущность творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии……………………………………………….8
1.3. Условия развития творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии…………………………………………………………12
Глава 2. Практическая часть………………………………………………..18
2.1. Конспект №1……………………………………………………………..18
2.2. Конспект №2……………………………………………………………..23
2.3. Конспект №3……………………………………………………………..28
Библиография………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

шипилов.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра методики преподавания и технического творчества

 

 

 

 

 

Курсовая работа  на тему:

 

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса ФТиП

Беляева А.В.

Проверил: к.п.н., доцент

Шипилов А.Н.

                                                         

                    

Липецк

2012

Оглавление

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития

творческой познавательной активности учащихся…………………..……..5

1.1. Анализ проблемы развития  творческой познавательной активности  школьника в процессе обучения............................................................................5

1.2. Понятие и сущность творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии……………………………………………….8

1.3.  Условия развития творческой  познавательной активности учащихся  на занятиях технологии…………………………………………………………12

Глава 2. Практическая часть………………………………………………..18

2.1. Конспект №1……………………………………………………………..18

2.2. Конспект №2……………………………………………………………..23

2.3. Конспект №3……………………………………………………………..28

Библиография………………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования.

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Нашей стране необходимы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, работники, способствующие развитию производства. В связи с этим возникла необходимость обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие  творческой познавательной активности школьников. Психологами и педагогами доказано, что в раннем возрасте гораздо эффективнее развивать творческие способности человека, чем в более позднем, т.е. творческую подготовку работников производства следует начинать осуществлять в школьные годы.

Проблема развития творческой познавательной активности  личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе, в процессе эстетического воспитания, в ходе развития познавательной самостоятельности, через применение разнообразных методов воспитания и обучения. Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.

Наиболее благоприятные условия  для осуществления развития активной творческой личности имеет образовательная область «Технология», где на уроках школьники знакомятся с техническими процессами различных производств, предусмотренных программой по технологии и выходящих за ее рамки (в технических кружках, конструкторских бюро и т.д.).

В области данных вопросов работало немало известных педагогов и психологов. Так, развитию познавательной активности посвящены исследования: М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, А.П. Тряпициной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. Однако, несмотря на большое число научных работ, посвященных развитию познавательной активности учащихся, в существующей педагогической теории и практике нет специальных исследований, рассматривающих развитие творческой познавательной активности школьников на уроках технологии. Выявляется существенное противоречие между необходимостью развития творческой познавательной активности школьников на уроках технологии и неразработанностью содержания и дидактических условий осуществления этого процесса; потребностью школьников в выполнении творческих работ и слабой подготовленностью к данной работе учителей. В связи с этим целью моей курсовой работы стало: изучение содержания и условий развития творческой познавательной активности школьников на уроках технологии.

Поставленная цель привела  к рассмотрению следующих задач:

- рассмотрение понятий  активность, познавательная активность, творческая активность, познавательный  интерес;

- определение и теоретическое  обоснование  условий эффективного развития познавательной активности обучаемых;

- методическая разработка  уроков по дисциплине «Технология», направленных на развитие творческой познавательной активности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческой

познавательной  активности учащихся на занятиях технологии

1.1. Анализ  проблемы развития творческой  познавательной

активности  школьника в процессе обучения

В психолого-педагогической литературе    появление понятий «активность»,  «познавательная активность», «творческая активность» связано с пониманием постулата: предъявление учебного задания не предполагает его автоматического выполнения, а эффективность обучения зависит не столько от характера системы предъявляемых заданий,  сколько от характера активности ученика.  Ян Амос Коменский [7]  писал,  что всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и к учению. К.Д. Ушинский [20]   определял непременным условием, предпосылкой развития ученика его активность в учении. Он отмечает, что хорошее развитие ученика обеспечивается активной деятельностью, в которой ученик полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. В.А. Сухомлинский указывал на то, что все  замыслы учителя, его поиски и построения превращаются в прах,  если нет детского желания учиться. Активность ученика,  на его взгляд,  заключается,  прежде всего,  в том, «что ребенок становится деятельным,  заинтересованным участником процесса овладения знаниями;  познание,  учение доставляет благодаря этому глубокое чувство радости,  взволнованности,  эмоциональной приподнятости. Интеллектуальные чувства - это плодородная почва, на которую падают семена знаний, и из которых произрастает ум»,  а предпосылкой активности является существование в сознании ученика чувства силы знания,  что глубина знаний, прочность умений и навыков зависит от него, а не является чем-то фатальным, случайным. [19]

Д.Н.  Богоявленский и Н.А.  Менчинская [5] отмечают,  что обучение эффективно,  если    школьник активно включается в него,  проявляет положительные    личностные отношения к учебе,  активно оперирует учебным материалом, пробуя применить его в соответствующих ситуациях.

Проблема активности    нашла отражение в различных  областях знания.

Решая проблему развития активности ученика,  нацеленную на учебно-познавательную деятельность  (познавательная активность),  сложно найти грань,  разделяющую педагогические задачи от психологических по любому вопросу данной проблемы. Исследование развития познавательных способностей,  мышления,  памяти и других процессов,  а так же их воспитание составляет предмет общей психологии.

Область педагогики составляют исследования методов познавательной деятельности учащихся,  направленных на овладение знаниями,  умениями, навыками школьником. Задача психологии -  синтезирование идей,  по отысканию путей решения проблемы. Задача педагогики - практическая разработка путей.

Проблема развития творческой познавательной активности,  с одной стороны,  не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. На развитие познавательной активности влияет и содержание материала,  и методы обучения,  и организационные формы,  и постановка воспитательной работы,  и материальная база школы,  и,  наконец, личность учителя.  С другой стороны,  данная проблема не имеет окончательного решения как на практическом, так и на теоретическом уровне. Основной причиной является открытость  «вопроса»,  касающегося структуры индивидуальности,  личности человека.

Проявление отношения  учащимися к учебно-познавательной деятельности различные авторы видят свое. Например, Н.А. Половникова [14] видит его в энергичной готовности,  включающей способности и стремление; Л.П.  Аристова [1]  в проявлении преобразовательных действий;  Т.И. Шамова [21]  в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности;  Р.А.  Низамов [9]  в волевом состоянии,  которое характеризует усиленную познавательную работу личности.

П.И. Пидкасистый   [12] определяют творческую учебно-познавательную деятельность ученика как    решение проблем без готовых образцов,  самостоятельный поиск решения,  самостоятельное добывание знаний. Любая познавательная деятельность предполагает активное отношение субъекта, а познавательная активность проявляется через внутреннюю или внешнюю учебно-познавательную деятельность. Личность является всегда активной, а активность личности в свою очередь проявляется    в разнообразной и    многократной ее деятельности.  Поэтому следует предположить, что творческая учебно-познавательная деятельность как высший уровень учебно-познавательной деятельности,  многокомпонентное образование, одной из составляющих которого является творческая активность.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт,  отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью.  Изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения,  интуиции,  умственной активности,  а так же  потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.

Таким образом,  развитие творческой познавательной активности в процессе обучения предполагает признание  за учеником права быть субъектом  обучения. В этой связи педагогическая теория и практика приобретают руководство  при «наполнении» конкретным содержанием  сторон активизации    познавательной деятельности, которые направлены оказывать  воздействие на структуру творческой познавательной активности с целью  ее развития у школьников.

 

 

 

 

 

1.2. Понятие и сущность творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии

Для решения вопроса  развития творческой познавательной активности учащихся на уроках технологии необходимо сначала выяснить, что собой представляют понятия «активность», «творческая  активность», «познавательная активность», выявить их сущность и определить влияние на образовательный процесс.

Е.Н. Ярославова [22] рассматривает активность в трех ракурсах, а именно:

• активность -  всеобщее качество,  связанное с движением    как способом бытия материи и  взаимодействием объектов  (общефилософская  концепция);

• активность -  социально  признанное    целенаправленное поведение, результатом которого являются    социально-полезные изменения

(социологическая  концепция);

• активность личности -  способность человека производить  общественно значимые преобразования на основе присвоения богатств материальной и духовной    культуры и  проявляющейся    в творческих и в волевых актах и в  общении (психологический подход).

Разграничим понятия  «познавательная  активность»  и  «творческая активность». Говоря об активности в широком понимании этого слова,  отмечают,  что она присуща ребенку с момента его рождения, -  отдельные активные проявления в учении  (часто импульсивного характера - поднятие рук, реплики и др.) заметны с первых дней пребывания в школе и, говоря об уровне собственного активного отношения, следует иметь  в виду уровень,  когда учение направляется новыми,  возникающими у самого ученика целями и задачами и осуществляется новыми,  найденными самим учеником способами.

Познавательная активность по природе связана с целенаправленной активностью субъекта, является результатом его взаимодействия с внешней средой. Наиболее полно определяет понятие  «познавательная активность»  В.И.  Орлов [10].  Он пишет,  что активность - «это проявляемое учащимися отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленной цели в пределах заданного времени».

Существует три положения, основываясь на которые многие ученые   отдают предпочтение классификации  познавательной активности    через характеристику    познавательной деятельности.  Во-первых, деятельность для исследователя более  «наглядна»,  чем психологические процессы.  Во-вторых,  результативность деятельности с ценностной позиции определяется не столько временем выполнения    задания,  сколько оригинальностью,  рациональностью решения,  тем,  как    познавательная деятельность способствует развитию ученика,  его  психологических и личностных   особенностей. И, наконец, результативность в пределах заданного времени  сложно оценить,  а так же этот параметр  (результативность в данном промежутке времени) не учитывает такой  параметр как сложность задачи.

Информация о работе Развитие творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии