Развитие творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Нашей стране необходимы современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, работники, способствующие развитию производства. В связи с этим возникла необходимость обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов.

Содержание работы

Введение........................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития
творческой познавательной активности учащихся…………………..……..5
1.1. Анализ проблемы развития творческой познавательной активности школьника в процессе обучения............................................................................5
1.2. Понятие и сущность творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии……………………………………………….8
1.3. Условия развития творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии…………………………………………………………12
Глава 2. Практическая часть………………………………………………..18
2.1. Конспект №1……………………………………………………………..18
2.2. Конспект №2……………………………………………………………..23
2.3. Конспект №3……………………………………………………………..28
Библиография………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

шипилов.docx

— 39.22 Кб (Скачать файл)

В психолого-педагогической литературе,  как правило,  выделяют три уровня познавательной активности: низкий, средний и высокий. Уровни познавательной активности описываются через такие критерии, как уровень вопросов учащихся, уровень   сосредоточения ими внимания на учебном материале,  наличие целенаправленного наблюдения и совершение эксперимента,  свободный выбор    в выполнении учебных заданий различного характера  (репродуктивного, продуктивного, творческого), степень самостоятельности в выполнении заданий,  наличие    навыков контроля и самоконтроля,  уровень мобилизации учеником необходимых знаний для построения гипотез, проблем и способов их решения.

«Творческая активность» - высший уровень познавательной активности,  т.к.  требует от ученика напряжения всех его внутренних сил. Таким образом,  понятие  «творческая активность»  ученика можно определить как устойчивое личностное качество,  проявляющееся в готовности ученика к осуществлению творческой учебно-познавательной деятельности. Понятие «готовность» выражает уровень знаний,  мотивов,  способов познавательной деятельности учащегося.  На практике    очень часто происходит следующая ситуация,  когда ученики не участвуют в решении творческих задач из-за отсутствия у них соответствующих знаний или способов деятельности.

Отделив сущность понятия  «познавательная активность»  от сущности понятия  «творческая активность»,  дополнительно необходимо остановиться    на разграничении весьма близких понятий -  творческая активность,  творческая деятельность, самостоятельность в действии и мышлении ученика.

Творчество (творческая деятельность) это процесс человеческой деятельности,  дающий качественно новые материальные и духовные    ценности. Творческая учебно-познавательная деятельность ученика это    решение проблем без готовых образцов,  самостоятельный поиск решения,  самостоятельное добывание знаний. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт,  отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью.  Изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения,  интуиции,  умственной активности,  а так же  потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей. Творческая деятельность рассматривается как разновидность самостоятельной познавательной деятельности,  а способом включения учащихся в творческую деятельность считается самостоятельная работа.

Самостоятельная познавательная деятельность и самостоятельная  работа  - понятия близкие по смыслу,  но не тождественны.                        П.И.  Пидкасистый  [12] главным признаком самостоятельной познавательной деятельности считает то, что в цели деятельности ученика заложена функция управления этой деятельностью,  что способствует осознанию учащимися предметного содержания каждого действия, оно  (содержание) становится непосредственной целью этого действия.  Сущность самостоятельной познавательной деятельности -  совпадение содержания цели деятельности  (целеполагание)  с целью управления этой деятельностью (целеосуществление). Поэтому, главным признаком    самостоятельной познавательной деятельности являются следующие признаки -  это    осознанность деятельности и самоуправление деятельностью.

В деятельности,  считающейся  самостоятельной,  проявляются разнообразные свойства ученика  (дидактические,  социальные, психологические,  личностные),  которые определяют его познавательную самостоятельность как свойство личности  (ученик осознает цель деятельности и управляет ей).

В дидактике самостоятельная  работа рассматривается как способ, специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.

Таким образом, понятия  «творчество», «творческая активность», познавательная активность», «самостоятельная работа» являются составной частью творческой познавательной активности и несут в себе обоснование  применяемых педагогами методов  обучения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Условия развития творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии.

В учебно-познавательной деятельности задача пробуждения ученика к творческой познавательной активности связана с двумя классами причин, определяющих успех решения данной задачи. 

Первый класс –  это  так называемые внешние или социально-педагогические причины  (факторы). Второй класс –  внутренние  (психологические)  причины.  В педагогике активизация творческой учебно-познавательной деятельности школьников - одна из главных задач учителя и связана она с выбором и созданием условий, а так же  с использованием системы средств, которые  мобилизуют сущностные силы ученика на постановку    и достижение поставленной цели  (внешние факторы являются движущими силами процесса активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в сочетании с внутренними). В этом плане признано как педагогической теорией,  так и педагогической практикой,  что развитие творческой познавательной активности, как личностного образования,  идет через побуждение активности как состояния,  связанного с выполнением    какого-либо акта общения,  действия и через выполнение тех потребностей в осуществлении общения и деятельности,  которые возникли у ребенка;  а так же общим условием      формирования творческой активности является поэтапное «освоение»  предшествующих уровней  (на это и направлена система средств и условий).

В педагогике    решение  проблемы  (развитие творческой познавательной активности) соотносится, по крайней мере, с двумя направлениями. Первое из них связано с определением сути сложного личностного образования - творческая активность и механизма его функционирования,  что привело многих ученых к мысли о необходимости выделения его отдельных компонентов и к анализу взаимосвязи между ними.  Другое направление -  разработка принципов,  методов,  средств, форм обучения,  способствующих активизации творческой познавательной деятельности учащихся.

Важность определения  структуры познавательной активности связано с выбором путей и условий    ее развития.  При решении данного вопроса на уровне педагогики необходимо учитывать следующие положения:

• применимость в педагогической практике,  что определяется небольшим количеством структурных компонентов и их легкостью диагностирования;

• обоснованность структуры  психологическими взглядами по данному вопросу;

• совпадение    структур познавательной активности и творческой активности,  по причине того,  что творческая активность -  это лишь уровень познавательной активности ученика;

• отражение дидактической  структурой механизмов,  которые возможны в процессе обучения с целью развития творческой активности.

В психологии общепринятой структурой творческой познавательной активности является следующая совокупность компонентов -  воля,  эмоции,  мышление, также выделяют такие структурные компоненты, как мотивационный и содержательно-операционный.

Степень развитости структурных  компонентов и их взаимодействия определяет уровень познавательной активности.  Структурные компоненты творческой познавательной активности характеризуются направленностью на творчество и проявляются,  например,  через такие качества,  как высокая осознанность, действенность, устойчивость. Развитие творческой познавательной активности происходит за счет позитивного взаимодействия   ее структурных компонентов, где их содержание взаимообогащается.

Можно выделить этапы творческого познавательного процесса ученика и те особенности,  которые могут развиваться на каждом этапе.  Этапы выглядят следующим образом:

1. Обнаружение проблемы, формулировка цели учебной деятельности.

2. Сбор информации.

3. Этап, «сосредоточения  усилий», который иногда приводит  к решению проблемы, а иногда вызывает усталость.

4. Уход от проблемы,  переключение внимания на другие  занятия  (это звено существует, если проблема первоначально не решена).

5. Этап эврики, решения.

6. Звено практического  применения знаний.

Технологической основой  развития творческого процесса является отработка каждого этапа в творческих ситуациях.  При обработке первого, второго,  третьего звеньев происходит  формирование таких интеллектуальных особенностей,  как чувство новизны,  чуткость к противоречиям,  склонность сомневаться.  Творческое воображение,  интуиция, нестандартное мышление формируются при обработке пятого этапа, самокритичность – при обработке шестого.

Рассмотренная структура  творческой познавательной деятельности учащихся предполагает взаимодействие репродуктивной и творческой деятельности учеников  (если на первом, втором, шестом этапах учитель может предложить  методы, формы организации учебно-познавательной деятельности, требующие от ученика как репродуктивную, так и творческую деятельность, то этапы с третьего по пятый – это этапы творческого характера).

Тесно с уровнем мыслительной активности связана характеристика типа познавательной деятельности,  на основе которой можно составить классификацию методов обучения:  объяснительно - иллюстративный,  репродуктивный,  проблемное изложение,  частично поисковый,  исследовательский.  Назначение первого метода    связано с эффективной передачей  «готовых»  знаний.  С репродуктивным методом связывается не только передача  «готовых»  знаний,  но и их репродукция учащимися. Характеристика последних трех методов позволяет соотнести их с развитием творческой активности.  Так,  по мнению авторов классификации, проблемный метод применяется в обучении с целью показа учащимся способов,  путей разрешения познавательных проблем,  частично поисковый - для отработки учащимися самостоятельности при добывании знаний их анализу, обобщению, разрешению проблем. Метод получил название частично поискового потому,  что школьники не всегда могут самостоятельно решить сложную проблему от начала до конца.  И,  наконец,  наивысший уровень проявления познавательной активности предполагает исследовательский метод, требующий полной самостоятельности в учебной ситуации.

Исходя из структуры  творческой активности,  отрицать объяснительно- иллюстративный и репродуктивный методы обучения не стоит, т.к. творческая активность не может существовать на  «голом месте». Также учитель должен соотносить методы и формы обучения.

Итак,  нацеленность обучения на творчество ученика накладывает определенные требования на деятельность учителя по организации и проведению урока,  выражающиеся в постановке и достижении цели урока (репродуцируемый материал аргументируется творческими заданиями),  а так же на методы организации обучения  (методы,  направленные на развитие самостоятельности и осознанности). Кроме того, на учителя накладываются большие требования, касающиеся внешнего облика, манеры общения, стиля общения (авторитарный,  демократический,  попустительский), проявления человеческих качеств (грубость,  гуманные требования, заискивание),  и умения организовывать ученический коллектив.

Функционирование структуры  познавательной активности,  творческой познавательной активности учащихся связано с наличием необходимых педагогических условий. Понятие  «условие» мы употребляем в двух взаимосвязанных значениях: во-первых,  как среда,  в которой обеспечивается эффективная организация учебно-познавательной деятельности учащихся;  во-вторых,  как обязательное выполнение определенных педагогических мер для создания необходимой среды, в которой происходит организация учебной деятельности. Условие составляет ту среду,  в которой явление,  предмет существует, возникает, развивается: условие – существенный компонент системы объектов, из наличия которого следует существование данного предмета или явления. Если необходимые    условия исчезают,  то и явление,  объект перестает существовать,  так как внутренние причины,  законы объекта перестают действовать.  Весь комплекс объектов в целом называют достаточными условиями явления. Условия выступают как среда,  в которой протекает процесс. Они могут содействовать развитию процесса или тормозить его.

Подводя итог выше изложенному,  сформулируем условия развития творческой познавательной активности учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности с учетом сторон активизации:

                                       (содержательная сторона)

1. предъявление ученикам  системы задач и заданий,  репродуктивная часть которых была бы основой для творческой, предполагающей абстрактное, наглядно-действенное, интуитивное мышление;

                                       (организационная сторона)

2. отбор и внедрение  в процесс методов, направленных  на актуализацию личностного опыта ученика,  на знакомство учеников с творческой деятельностью, организация на уроках различных творческих видов заданий;

3. включение школьников  в оптимально-возможные формы  работы;

(субъектная сторона)

4. демократический стиль  руководства при организации  обучения, проявления и учителем,  и учениками ярких положительных эмоций, направленности методов обучения на создание ситуации успеха для ученика.

 

 

 

 

Глава II. Конспекты уроков технологии

2.1.  План-конспект урока № 1.

  Тема: «Натуральные волокна животного и растительного происхождения».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

Образовательная – ознакомить учащихся с особенностями получения натуральных волокон животного происхождения, их характеристиками.

Задачи:

1. Дать учащимся первичные  знания о волокнах животного  и растительного происхождения.

2. Изучить свойства натуральных волокон животного и растительного происхождения.

Развивающая – способствовать развитию у учащихся умений и навыков применять полученные знания на практике.

Задачи:

1. Развитие мыслительной  деятельности, умения сравнивать  и анализировать. 

2. Развитие внимательности  при выполнении практических  работ.

Воспитательная – воспитание положительного отношения к трудовой деятельности, воспитание самостоятельности и творческой активности.

Задачи:

1. Способствовать развитию самостоятельности.

2. Развитие инициативности, активности и познавательного интереса.

Межпредметные связи: Материаловедение, химия, физика.

Учебно – методическое оснащение:

- Коллекция «Волокна»; 

-Образцы ткани; 

Информация о работе Развитие творческой познавательной активности учащихся на занятиях технологии