Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:57, реферат

Описание работы

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Файлы: 1 файл

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико.docx

— 31.25 Кб (Скачать файл)

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством  логико-математических игр

 

            Каждый дошкольник - маленький исследователь,  с радостью и удивлением открывающий  для себя окружающий мир. Задача  воспитателей и родителей –  помочь ему сохранить и развить  стремление к познанию, удовлетворить  детскую потребность в активной  деятельности, дать пищу для развития  ума ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии  правильно организованного педагогического  процесса с применением различных  методик, как правило, игровых, учитывающих  особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить  многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем  более подготовленным придет ребенок  в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода  – школьного детства.

 

         То, что ребенку с первых дней  его жизни необходимы упражнения  для развития всех мышц, понимают  все. Уму также необходима постоянная  тренировка. Человек, который способен  конструктивно мыслить, быстро  решать логические задачи, наиболее  приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.

 

         Так,   математика по праву  занимает очень большое место  в системе дошкольного образования.  Она оттачивает ум ребенка,  развивает гибкость мышления, учит  логике.

 

          Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики,   формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.   Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.

 

         Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений.  Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность,   способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности.    Способствуют: освоению детьми средств познания:  эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.

 

           Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций  поиска с элементами экспериментирования,  практического исследования, схематизацией.  Обязательным требованием к данным  играм является их развивающее  воздействие.

 

          Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами;  устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.

 

          Данные игры способствуют развитию  внимания, памяти, речи, воображения  и мышления ребенка, создают  положительную эмоциональную атмосферу,  побуждают детей к обучению, коллективному  поиску, активности в преобразовании  игровой ситуации.

 

           Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.  

 

          Осознав  важность выше изложенного,  я определила тему своей работы  «Развитие умственных способностей  детей дошкольного возраста посредством  логико-математических игр».

 

         Прежде чем  начать работу  определила её цель  –         способствовать развитию познавательной  активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному  познанию и размышлению, развитию  умственных способностей через  логико-математические игры.

 

        Выделила  следующие задачи:

 

1. Развивать у детей  интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной  интеллектуальной деятельности;

 

2. Способствовать развитию  образного и  логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.  

 

3. Развивать произвольное  внимание, умение использовать приемы  мнемотехники.

 

4. Повышать способность  к установлению математических  связей, закономерностей, порядка  следования, взаимосвязи арифметических  действий, знаков и символов, отношений  между частями целого, чисел, измерения,  и др.

 

           Для решения поставленных задач  мною была проведена следующая   работа:

 

- создана соответствующая развивающая среда  /в группе создана «Игротека», где расположены развивающие, дидактические игры, оформлен центр «Математики и конструирования»… /;

 

- разработана модель педагогического  процесса; 

 

- разработан перспективный  план по данной теме на все  возрастные группы;

 

- разработан цикл развивающих  образовательных ситуаций и   совместной деятельности с детьми;

 

-  составлена картотека  логико-математических игр;

 

- оформила буклеты с  рекомендациями для педагогов  и родителей.

 

          Как воспитателю мне предстояло  решать и такие задачи как:  формировать личностные качества  ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного  общения, умение вести диалог  с взрослым, общаться со сверстниками.

 

         Для успешного решения задач  необходим индивидуальный подход  в обучении и воспитании детей.  Именно такой подход помогает  создавать представления о каждом  ребенке, совместно с воспитателем  и родителями вовремя влиять  на его развитие.

 

         В этом помогают мне, игры  с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.      

 

            Работа по развитию логического  мышления у дошкольников будет  успешна  при соблюдении ряда  условий:

 

1. Работа с детьми будет  проведена в системе по заранее  разработанному плану, то есть  модели педагогического процесса.

 

2. Мероприятия, реализующие  программу формирования логико-математического  мышления, связаны с работой в  повседневной жизни.

 

3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники, и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные…      

 

4. Применены диагностические  методики, определяющие уровень  формирования логико-математического  мышления у детей.

 

          Для решения поставленных задач  мы использовали на разных  этапах следующие методы работы:

 

-Анализ научной и методической  литературы по проблеме развития  логического мышления детей;

 

-Изучение имеющихся знаний  у детей;

 

-Разработка и апробация  моделей педагогического процесса;

 

-Анализ полученных результатов.

 

        В  своей работе опирались на  принципы организации игр /С.  А. Шмаков/.

 

Отсутствие принуждения;

 

Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;

 

Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

 

Взаимосвязь игровой и  неигровой деятельности;

 

Переход от простейших форм и способов осуществления игровых  действий к сложным.

 

   Учитывали, что   для логико – математической игры характеры:

 

• Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.

 

• Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.

 

• Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.

 

• Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.

 

• Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.

 

• Общая направленность на развитие инициативы детей.

 

            Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-печатные игры /«Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»/, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»/, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/, игры на составление целого из частей / «Дроби», «Чудо-цветик»/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/.

 

            Предполагаемые игры и игровые  упражнения - включенные в определенную  систему представлены нами в  виде игровых занятий, объеденным  единым увлекательным  сюжетом,  что вызывало у детей активность  и интерес к дальнейшей аналогичной  деятельности. В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.

 

        Также  в работе с детьми, использую  большое количество коллективных  игр, как в совместной, так и  в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:

 

• Научить работать коллективно;

 

• Придерживаться определенных правил;

 

• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;

 

• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.

 

           Все логико-математические игры  учат детей мыслить логически,  удерживать в уме сразу несколько  свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.

 

          Использование развивающих, логико - математических  игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.

 

           Немаловажную роль занимает организация  самостоятельной деятельности в  специально организованной развивающей  среде. В свободном пользовании  у детей находятся разнообразные  логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.

 

        Развитие  логического мышления и познавательной  активности невозможно без участия  родителей. На всех этапах требуется  поддержка ребенка дома, в семье.

 

          Мною были выделены некоторые  направления совместной деятельности  педагогов и родителей в этой  сфере деятельности:

 

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.

 

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .

 

3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.

 

4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского  сада с семьей.

 

           Опыт показывает, что воспитатель,  умеющий правильно подбирать  игры, стимулировать  самостоятельную  познавательно-игровую деятельность  дошкольников «обречен» на хороший  результат.          

 

 

 

Игра с блоками Дьенеша

 

«Помоги Зайка»

 

Цель:  Продолжать знакомить  детей с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур  из данных. Закрепление счета.

Информация о работе Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр