Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:57, реферат
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Каждый дошкольник - маленький исследователь,
с радостью и удивлением
Педагогическая практика
подтверждает, что при условии
правильно организованного
То, что ребенку с первых дней
его жизни необходимы
Так, математика по праву
занимает очень большое место
в системе дошкольного
Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.
Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений. Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма, эталонов мер (размер, масса, моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Для данного вида игр
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Осознав важность выше
Прежде чем начать работу
определила её цель –
способствовать развитию
Выделила следующие задачи:
1. Развивать у детей
интерес к решению
2. Способствовать развитию
образного и логического
3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.
4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.
Для решения поставленных
- создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека», где расположены развивающие, дидактические игры, оформлен центр «Математики и конструирования»… /;
- разработана модель
- разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;
- разработан цикл развивающих
образовательных ситуаций и
совместной деятельности с
- составлена картотека логико-математических игр;
- оформила буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.
Как воспитателю мне
Для успешного решения задач
необходим индивидуальный
В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.
Работа по развитию
1. Работа с детьми будет
проведена в системе по
2. Мероприятия, реализующие
программу формирования логико-
3. Использованы разнообразные
формы работы (развивающие образовательные
ситуации, совместная и самостоятельная
деятельность, клуб, досуги, праздники,
и виды деятельности (игра, наблюдения,
художественно-продуктивные…
4. Применены диагностические
методики, определяющие уровень
формирования логико-
Для решения поставленных
-Анализ научной и
-Изучение имеющихся знаний у детей;
-Разработка и апробация
моделей педагогического
-Анализ полученных
В своей работе опирались на принципы организации игр /С. А. Шмаков/.
Отсутствие принуждения;
Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;
Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Учитывали, что для логико – математической игры характеры:
• Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.
• Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
• Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.
• Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
• Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.
• Общая направленность на развитие инициативы детей.
Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-печатные игры /«Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»/, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»/, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/, игры на составление целого из частей / «Дроби», «Чудо-цветик»/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/.
Предполагаемые игры и игровые
упражнения - включенные в определенную
систему представлены нами в
виде игровых занятий,
Также
в работе с детьми, использую
большое количество
• Научить работать коллективно;
• Придерживаться определенных правил;
• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Все логико-математические
Использование развивающих,
Немаловажную роль занимает
Развитие
логического мышления и
Мною были выделены некоторые
направления совместной
1. Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .
3. Создание обогащенной развивающей среды в дома.
4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Опыт показывает, что воспитатель,
умеющий правильно подбирать
игры, стимулировать
Игра с блоками Дьенеша
«Помоги Зайка»
Цель: Продолжать знакомить
детей с геометрическими