Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:57, реферат
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
Игровой материал: блоки Дьенеша.
Правила игры: С помощью
фигур закрыть белые «
Жил – был Зайка, у которого был очень красивый ковер. Однажды к нему в дом тайком пришла Лиса и пока Зайка бегал по лесу, Лиса прогрызла в ковре дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в ковре. Теперь возьми фигуры и помоги Зайке починить ковер.
Игра с двумя обручами.
Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум свойствам.
Игровой материал: Два обруча, геометрические фигуры.
Правила игры: Игра имеет несколько этапов.
1. Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся 4 области, определяемые на игровом листе двумя обручами.
2. Затем один из играющих называет правила игры. Например расположить фигуры так. Чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого – все зеленые.
3. В соответствии с правилом играющие выполняют ходы поочередно, причем каждым ходом кладут одну из имеющих у них фигур на соответствующее место.
4. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча, внутри красного, во вне зеленого обруча; вне обоих обручей.
Внимание: фигуры надо называть с помощью двух свойств – цвета и формы.
Игру с двумя обручами можно проводить много раз, варьируя правила игры.
Варианты игры.
Внутри красного обруча Внутри зеленого обруча
все квадратные фигуры все зеленые фигуры
все желтые фигуры все треугольные фигуры
все прямоугольные фигуры все большие фигуры
все малые фигуры все зеленые фигуры
все красные фигуры все круглые фигуры
все круглые фигуры все квадратные фигуры
ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Полноценное развитие логического
мышления, как фундамента математических
представлений требует не только
высокой умственной активности (способности
«действовать в уме»), но и обобщенных
знаний об общих и существенных признаках
предметов и явлений
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте, что, в целом, позволит ребенку успешно учиться в школе (Р.Грин, В.Лаксон;1982).
Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольника математических представлений, является ее игровая направленность.
Задача воспитателя насытить эту деятельность проблемными ситуациями, творческими задачами, разнообразить игровыми упражнениями, обеспечить наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования и т.д.
Решению этих задач способствует
использование воспитателем игр
логико-математического
Развивающее воздействие этих игр таково, что развитие психических процессов происходит в единстве с личностным становлением. Ребенок, играя, самостоятельно или совместно со взрослыми, познает свойства и отношения предметов по форме, размеру, весу, расположению в пространстве; числа и цифры, зависимости увеличения и уменьшения, порядок следования, преобразования, сохранения количества, объёма, массы и др.
И, наконец, логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
В приведенном ниже конспекте
занятия применяются логико-
Конспект занятия «Поход к лисе».
Задачи:
Развивать у детей мелкую моторику кистей рук.
Развивать интеллектуальные способности детей.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Цели урока:
1. Формировать навыки
ориентации по элементарному
плану, умение правильно
2. Формировать умение составлять из геометрических фигур силуэты знакомых зверей, обследовать и анализировать составные части силуэтов.
3. Закреплять навыки счета в пределах пяти, учить обратному счету от 5 до 1.
4. Воспитывать доброе отношение к лесным жителям, культуру поведения.
Материал к занятиям: Билеты на автобус, таблица с планом, и раздаточные варианты таблицы с планом, набор «забавные цифры» Воскобовича (от 1 до 10), набор геометрических фигур, детали мозаики, карандаш на каждого ребенка. Длинная веревка, игрушки зайца и лисы.
Игра “Автобус”
I. Вступление.
Ребята, к нам в гости пришел заяц и рассказал такую новость: лиса решила сесть на овощную диету и больше не есть зайцев. Теперь все обиды между зайцем и лисой забыты. Они помирились, и лиса даже позвала зайца к себе отпраздновать это событие. Но зайчик боится идти один так далеко. Он пришел к нам и просит помочь ему дойти до домика лисы. Поможем?
II. Работа с планом
У нас с вами есть карта леса, в котором живут зайчик с лисой. Вот один большой у меня(показывает на доску) и по одному у вас на столах. На них мы будем отмечать наш путь. Большую карту мы отдадим зайчику с собой, когда доберемся, чтобы он всегда мог ходить к лисе в гости по нему, а на маленьких вы будете следить чтобы мы ни в чем не ошиблись и подсказывать. Хорошо?
Ход: Формирование навыков счета от 1 до 10 и обратно.
1. Прежде, всего, ребята, нам надо доехать до леса. А поедем мы на автобусе. А автобусы-то нынче платные – без билетов нельзя. Все желающие становитесь в кассу.
Много желающих! (Выстраивается очередь в “кассу”).
2. Давайте, ребята посмотрим на нашу очередь и скажем:
– Кто в очереди первый, третий, пятый, четвертый, второй и т. д.?
Детям раздаются цифры соответствующие их номерам. Посчитаем от 1 до 10.
А теперь назовите числа, по порядку начиная с “хвоста” очереди (по одному, все вместе). Молодцы! Ребята, а карточки, которые у вас в руках и есть билеты и теперь можно ехать.
3. Едем в лес. Каждый сядет на место соответственно билету.
– Хватит ли стульев на всех?
– Как проверить?
Выяснилось, что одного стульчика не хватает. Что можно сказать о количестве стульев в этом случае? Как сделать поровну? Добавляем стул. Дети рассаживаются на стульях.
- Поехали!
III. Работа с планом.
Вот мы и приехали. Самое время посмотреть в наши карты.
Дети садятся за столы. У каждого ребенка план.
Кто объяснит, как мы пройдем к дому Лисы? Ребенок описывает путь по плану.
– Иду прямо, прохожу мимо березки которая от меня слева, поворачиваю на право, дохожу до цветочного поля, поворачиваю на лево, иду прямо, поворачиваю на право и вижу болото.
IV. Игра с деталями мозаики (разбираем по цветам)
Ребята, мы пришли на болото. Можем идти по кочкам. Кочки отмечены цветами на карте. Но мы не знаем по каким можно идти а по каким – нет. Надо нам разобрать вот эти детали мозаики по цветам, каких окажется больше, по таким значит и можно идти.
Пальчиковая игра.
Был у зайки огород, ровненьких две грядки.
И конечно в огород, зайка с радостью идет.
Он сначала все вскопает, а потом все разровняет.
Семена посеет ловко и идет сажать морковку.
Ямка – семя, ямка – семя, и глядишь на грядке вновь
Вырастут горох, морковь, а как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
Объясняет ребенок дальше по плану: “Иду прямо, поворачиваю на право”. Видит фигурки. Что с ними делать? Давайте составим всех зверей каких зайчик может встретить в лесу.
V. Составление на столе
фигур животных из фигур
У каждой подгруппы на столе наборы геометрических фигур.
Назовите известные вам геометрические фигуры. Каждая подгруппа расскажет о любой фигуре. Покажите стороны у квадрата, треугольника? Сколько их? Сколько углов?
В чем сходство и отличие круга и овала(квадрата и прямоугольника)?
Сколько сторон у овала? Сколько углов у круга?
Рядом с маленьким квадратом составьте большой квадрат. Сколько фигур меньшего размера понадобилось?
Сколько фигур потребовалось
вам для составления волка(
VI. Физкультминутка
Даю детям толстую веревку, связанную в кольцо. Дети берутся двумя руками и образуют круг, овал, треугольник.
Выполняем движения в соответствии со словами:
Становитесь в круг опять,
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи, мы резвы и горячи,
1,2,3,4 разверните круг пошире.
Продолжаем движение по плану.
Ребенок объясняет свои действия. Видим, что среди леса появился светофор. Что это? Такое может случиться?
VII. Игра “Небылица” (Развиваем внимание, логическое мышление)
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу, летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь, любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей, га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет.
Это было последнее испытание, вот и дом лисы.
VIII. Дошли до дома Лисы.
Появляется лиса.
– Зайка, а как ты так быстро добрался до моего дома?
– Что тебе дети помогли? Что было самым трудным?
Что самым интересным?
Спасибо, вам ребята за помощь! Если у меня что-то не заладится, я знаю теперь, у кого можно попросить помощи.
Ну а нам пора возвращаться обратно.
И давайте мы с вами отметим каждый на своем плане как добраться от домика зайки до домика лисы. А большой план мы отправим зайчику.
Работая с планом, дети отмечают свой путь карандашом.
Подобные занятия