Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2015 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти» 5
1.1. Внимание как психический познавательный процесс 5
1.2. Особенности памяти в дошкольном возрасте 11
1.3. Развитие внимания в дошкольном возрасте 18
Глава II. Практическая часть работы по теме: «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти» 21
2.1. Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников 21
Заключение 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Матюшевской Н.А..docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.

Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также осуществлять   подготовку детей к школе. Одним из непременных условий успешного обучения ребенка в школе является развитие внимания и произвольной памяти.

Под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник в подготовительной группе, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания  и произвольной памяти у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание и, как следствие этого, плохую память.

Все это отражает актуальность темы курсовой работы «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти».  

В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский [6], С.Л. Рубинштейн [25], другие — изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т.Рибо, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев) [14]. Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин [15], П.Я. Гальперин [10] и др.)

Объект исследования: внимание дошкольников 5-6 лет.

Предмет исследования: развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти.

Цель исследования: проанализировать проблему развития внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти.

Задачи исследования:

  1. Выполнить анализ психолого-педагогической и специальной литературы по данной теме;
  2. Рассмотреть внимание как психический познавательный процесс;
  3. Изучить особенности памяти в дошкольном возрасте;
  4. Проанализировать развитие внимания у дошкольников 5-6 лет;
  5. Рассмотреть игру, как инструмент развития внимания у дошкольников 5-6 лет в ДОУ.

Глоссарий:

Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач

Произвольное внимание - Произвольное (преднамеренное, активное) внимание - это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий.

Произвольная память – ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретическая часть  работы  по теме «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти»

 

    1. Внимание как психический познавательный процесс

 

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Существует множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Во многих работах внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Так, Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание... представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от остального» [15, с.2].

В психологическом словаре мы находим следующее определение «Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач» [17, с. 53]

Рубинштейн С.Л. под вниманием понимает «сосредоточенность  деятельности  субъекта  в  данный  момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте  –  предмете, событии, образе, рассуждении». [25,с. 454]

Р.С. Немов трактует внимание следующим образом «независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов» [23, 202]

«Внимание – субъективное переживание, связанное с выделением одного объекта из ряда других; оно связано с сенсорной установкой, способствующей лучшему восприятию, и с моторной, способствующей лучшему ответу», такое определение даёт Выготский Л.С. [ 8, с. 419]

    Внимание - направленность  и сосредоточенность психической  деятельности человека в данный  момент времени на определенных  объектах при одновременном отвлечении  от других. Это процесс сознательного  или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирование  другой. [11,с.82]

Своего особого содержания внимание не имеет, но является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления, памяти и др. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем, запоминаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев все проявления внимания делят на субъективные и объективные [ 16,с. 37- 39  ].

К субъективным можно отнести следующие:

  1. формальные характеристики содержания сознания:

- ясность (В. Вундт, Э. Титченер и др);

- отчётливость (Н.Н. Ланге, Д.И. Узнадзе и др.)

  1. субъективные переживания:

- напряжённость  и усилие (Д. Канеман, П.П. Блонский  и др.);

- интерес  и удивление (Н.Н. Ланге),

- активность  и погруженность в деятельность (Н.Ф. Добрынин).

К объективным проявлениям внимания можно отнести следующие:

  1. различные поведенческие комплексы:

- особые  позы и жесты,

- фиксация  и установка взора,

- повороты  и наклоны головы (Т. Рибо, Н.Н. Ланге  и др.);

  1. более тонкие, скрытые от простого наблюдения проявления внимания и невнимания:

- электрическая  активность головного мозга,

- сердечно-сосудистая  активность,

- дыхание,

- движение  глаз.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.

 Некоторые специалисты выделяют  еще один вид внимания, названный  Н.Ф. Добрыниным[15]  послепроизвольным.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.

Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания, которая возникает под действием как внешних, так и внутренних факторов.

Некоторые авторы выделяют три разновидности непроизвольного внимания. Первая разновидность вынужденное внимание, вторая невольное внимание и третья называется привычным вниманием.

Произвольное (преднамеренное) внимание - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Оно имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. [25, c.390].

 Это  как раз тот самый вид внимания, который все мы взрослые –  родители, учителя и психологи  – так хотим сформировать и  развить у ребенка. Произвольное  внимание имеет место там, где  предмет, на который направлено  внимание, сам по себе его не  привлекает. Оно развивается к  школьному возрасту и является  одним из критериев готовности  ребенка к школе. При всем различии  произвольного и непроизвольного  внимания разрывать и противопоставлять  их нельзя. Первое развивается  из второго, сформировать произвольное внимание на пустом месте невозможно, основой для его формирования являются интересы, увлечения, желания ребенка.

Некоторые авторы выделяют еще послепроизвольное внимание. Оно требует первоначальных усилий, но затем человек включается в работу, заинтересовывается и ему уже не нужно заставлять себя концентрировать внимание усилием воли. Оно весьма экономично, сохраняет энергетический запас человека и нет необходимости во внешнем контроле. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. Это единство и взаимопереход видов внимания необходимо использовать в педагогическом процессе. С одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, с другой – формируя интересы ребенка, делая интересной саму учебную деятельность, переводить произвольное внимание снова в непроизвольное.

Как уже отмечалось выше, внимание осуществляет связь нашего сознания с определенным объектом, сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности и определяют основные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение, избирательность и объем внимания.

Устойчивость – это временная характеристика внимания, которая определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания на одном и том же объекте. Устойчивость подразумевает сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это так называемые колебания внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.

Сосредоточение внимания – это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим, непрерывно совершенствующимся процесс-сом, цель которого состоит в получении наиболее полного образа объекта познания. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, благодаря чему внимание длительное время остается устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется.

 Концентрация  – это степень сосредоточенности  на одном и том же предмете  или объекте деятельности. В случае  хорошей концентрации внимания  посторонние раздражители не  могут отвлечь человека от  той деятельности, того предмета, которым он поглощен.Это свойство  внимания дает ребенку возможность, например, слушать учителя на  уроке, не отвлекаясь на шум  за окном или в классе.

 Распределение  – возможность разделить внимание  на несколько фокусов, одновременно  следить за несколькими предметами  или за выполнением различных  действий. Именно эта способность  позволяет нам совершать сразу  несколько действий, сохраняя их  в поле внимания. Переключение  – сознательное и осмысленное  перемещение внимания с одного  объекта на другой. Это свойство  внимания позволяет, например, ребенку  в школе переключаться с восприятия  русского языка на математику, с интересной игры на перемене  – на учебную деятельность  на уроке.

Информация о работе Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти