Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2015 в 17:22, курсовая работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Введение 2
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти» 5
1.1. Внимание как психический познавательный процесс 5
1.2. Особенности памяти в дошкольном возрасте 11
1.3. Развитие внимания в дошкольном возрасте 18
Глава II. Практическая часть работы по теме: «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти» 21
2.1. Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников 21
Заключение 28
Список литературы 31
Оглавление
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное образовательное учреждение призвано создавать максимально благоприятные условия для формирования здоровья детей, их гармоничного физического, психического и социального развития, а также осуществлять подготовку детей к школе. Одним из непременных условий успешного обучения ребенка в школе является развитие внимания и произвольной памяти.
Под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает дошкольник в подготовительной группе, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания и произвольной памяти у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание и, как следствие этого, плохую память.
Все это отражает актуальность темы курсовой работы «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти».
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский [6], С.Л. Рубинштейн [25], другие — изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т.Рибо, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев) [14]. Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин [15], П.Я. Гальперин [10] и др.)
Объект исследования: внимание дошкольников 5-6 лет.
Предмет исследования: развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти.
Цель исследования: проанализировать проблему развития внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти.
Задачи исследования:
Глоссарий:
Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач
Произвольное внимание - Произвольное (преднамеренное, активное) внимание - это целенаправленное сосредоточение состояния сознания, поддержание определенного уровня которого связано с наличием волевых усилий.
Произвольная память – ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Существует множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Во многих работах внимание определяется как направленность и сосредоточенность психической деятельности на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального. Так, Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание... представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и сохранение этой выбранной деятельности, под сосредоточением - углубление в данную деятельность и отвлечение от остального» [15, с.2].
В психологическом словаре мы находим следующее определение «Внимание – процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач» [17, с. 53]
Рубинштейн С.Л. под вниманием понимает «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении». [25,с. 454]
Р.С. Немов трактует внимание следующим образом «независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов» [23, 202]
«Внимание – субъективное переживание, связанное с выделением одного объекта из ряда других; оно связано с сенсорной установкой, способствующей лучшему восприятию, и с моторной, способствующей лучшему ответу», такое определение даёт Выготский Л.С. [ 8, с. 419]
Внимание - направленность
и сосредоточенность
Своего особого содержания внимание не имеет, но является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, мышления, памяти и др. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем, запоминаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.
В.Я. Романов и Ю.Б. Дормашев все проявления внимания делят на субъективные и объективные [ 16,с. 37- 39 ].
К субъективным можно отнести следующие:
- ясность (В. Вундт, Э. Титченер и др);
- отчётливость (Н.Н. Ланге, Д.И. Узнадзе и др.)
- напряжённость и усилие (Д. Канеман, П.П. Блонский и др.);
- интерес и удивление (Н.Н. Ланге),
- активность и погруженность в деятельность (Н.Ф. Добрынин).
К объективным проявлениям внимания можно отнести следующие:
- особые позы и жесты,
- фиксация и установка взора,
- повороты и наклоны головы (Т. Рибо, Н.Н. Ланге и др.);
- электрическая активность головного мозга,
- сердечно-сосудистая активность,
- дыхание,
- движение глаз.
По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Некоторые специалисты
Непроизвольное (непреднамеренное) внимание устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания, которая возникает под действием как внешних, так и внутренних факторов.
Некоторые авторы выделяют три разновидности непроизвольного внимания. Первая разновидность вынужденное внимание, вторая невольное внимание и третья называется привычным вниманием.
Произвольное (преднамеренное) внимание - это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Оно имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. [25, c.390].
Это
как раз тот самый вид
Некоторые авторы выделяют еще послепроизвольное внимание. Оно требует первоначальных усилий, но затем человек включается в работу, заинтересовывается и ему уже не нужно заставлять себя концентрировать внимание усилием воли. Оно весьма экономично, сохраняет энергетический запас человека и нет необходимости во внешнем контроле. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.
В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. Это единство и взаимопереход видов внимания необходимо использовать в педагогическом процессе. С одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, с другой – формируя интересы ребенка, делая интересной саму учебную деятельность, переводить произвольное внимание снова в непроизвольное.
Как уже отмечалось выше, внимание осуществляет связь нашего сознания с определенным объектом, сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности и определяют основные свойства внимания: устойчивость, концентрацию, распределение, переключение, избирательность и объем внимания.
Устойчивость – это временная характеристика внимания, которая определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания на одном и том же объекте. Устойчивость подразумевает сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени. Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это так называемые колебания внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете новые стороны и связи.
Сосредоточение внимания – это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим, непрерывно совершенствующимся процесс-сом, цель которого состоит в получении наиболее полного образа объекта познания. Когда поставленная задача требует от нас сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, благодаря чему внимание длительное время остается устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется.
Концентрация
– это степень
Распределение
– возможность разделить