Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2015 в 17:22, курсовая работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Введение 2
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти» 5
1.1. Внимание как психический познавательный процесс 5
1.2. Особенности памяти в дошкольном возрасте 11
1.3. Развитие внимания в дошкольном возрасте 18
Глава II. Практическая часть работы по теме: «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти» 21
2.1. Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников 21
Заключение 28
Список литературы 31
Настольно-печатные игры и игры с предметами - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Среди игр, формирующих произвольное внимание можно назвать игры на:
Таким образом, для развития произвольного внимания могут использоваться различные виды игр с правилами. Главное, чтобы игра вызывала неослабевающий интерес, любознательность и целеустремленность у ребенка, требовала у него волевых усилий для воплощения целей и задач игры. Особую роль в развитии произвольного внимания играет дидактическая игра. Дидактическая игра - это единая система воздействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также на формирование более совершенных познавательных процессов - в том числе и произвольного внимания. Используя в формировании произвольного внимания дидактические игры, мы тем самым готовим старшего дошкольника к успешной школьной жизнедеятельности.
Формирование произвольного внимания зависит от целей игровой деятельности старшего дошкольника, от активного познавательного отношения к определенному кругу явлений, формирующегося в этой деятельности. Если вначале развитие произвольного внимания у ребенка обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, то затем, в процессе становления дальнейшей игровой деятельности, осуществляет и те, которые ставятся им самостоятельно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.
Влияние внимания на память очень велико. Некоторые формы работы памяти, например, непроизвольная память, настолько тесно связаны с вниманием, что трудно различить, с чем имеешь дело — с процессом внимания или памяти. В данном смысле весьма показательно, что немцы именуют непосредственную память также способностью замечать (Merkfähigkeit). И действительно, накоплен многочисленный экспериментальный материал, с очевидностью доказывающий, что плодотворность памяти более всего зависит от внимания, с которым воспринимается запоминаемый материал.
Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).
Основные особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, а также от того, как он организует деятельность ребенка.
Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.
На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка.
Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Одним из инструментов развития внимания у детей 5-6 лет выступают игры с правилами. Центральное звено таких игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам - вовремя уступить место ведущего, проигравшему - выйти из игры, следить за результатами других участников.
Для удобства использования игр с правилами в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да - нет» и др.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть» и др.
Среди игр, формирующих произвольное внимание можно назвать игры на:
Формирование произвольного внимания зависит от целей игровой деятельности старшего дошкольника, от активного познавательного отношения к определенному кругу явлений, формирующегося в этой деятельности. Если вначале развитие произвольного внимания у ребенка обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, то затем, в процессе становления дальнейшей игровой деятельности, осуществляет и те, которые ставятся им самостоятельно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.