Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2015 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти» 5
1.1. Внимание как психический познавательный процесс 5
1.2. Особенности памяти в дошкольном возрасте 11
1.3. Развитие внимания в дошкольном возрасте 18
Глава II. Практическая часть работы по теме: «Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти» 21
2.1. Игры с правилами как инструмент формирования элементов произвольного внимания старших дошкольников 21
Заключение 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Матюшевской Н.А..docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)

Настольно-печатные игры и игры с предметами - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Среди игр, формирующих произвольное внимание можно назвать игры на:

  • Запоминание состава, количества и расположения картинок или предметов. Например, в настольной игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.
  • Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание - сложить целую картинку из ее частей.
  • В последнее время широкое распространение получили такие настольные игры как пазлы, которые дают возможность участвовать в составлении картинки нескольким детям.

Таким образом, для развития произвольного внимания могут использоваться различные виды игр с правилами. Главное, чтобы игра вызывала неослабевающий интерес, любознательность и целеустремленность у ребенка, требовала у него волевых усилий для воплощения целей и задач игры. Особую роль в развитии произвольного внимания играет дидактическая игра. Дидактическая игра - это единая система воздействий, направленных на формирование самой потребности в знаниях, активного интереса к тому, что может явиться их новым источником, а также на формирование более совершенных познавательных процессов - в том числе и произвольного внимания. Используя в формировании произвольного внимания дидактические игры, мы тем самым готовим старшего дошкольника к успешной школьной жизнедеятельности.

Формирование произвольного внимания зависит от целей игровой деятельности старшего дошкольника, от активного познавательного отношения к определенному кругу явлений, формирующегося в этой деятельности. Если вначале развитие произвольного внимания у ребенка обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, то затем, в процессе становления дальнейшей игровой деятельности, осуществляет и те, которые ставятся им самостоятельно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Влияние внимания на память очень велико. Некоторые формы работы памяти, например, непроизвольная память, настолько тесно связаны с вниманием, что трудно различить, с чем имеешь дело — с процессом внимания или памяти. В данном смысле весьма показательно, что немцы именуют непосредственную память также способностью замечать (Merkfähigkeit). И действительно, накоплен многочисленный экспериментальный материал, с очевидностью доказывающий, что плодотворность памяти более всего зависит от внимания, с которым воспринимается запоминаемый материал.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

Основные особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

  • Значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  • Складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • Внимание становится опосредованным;
  • Появляются элементы послепроизвольного внимания.

Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, а также от того, как он организует деятельность ребенка.

Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка.

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Одним из инструментов развития внимания у детей 5-6 лет выступают игры с правилами. Центральное звено таких игр - правила - является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам - вовремя уступить место ведущего, проигравшему - выйти из игры, следить за результатами других участников.

Для удобства использования игр с правилами в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.

В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да - нет» и др.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.

В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть» и др.

Среди игр, формирующих произвольное внимание можно назвать игры на:

    • Запоминание состава, количества и расположения картинок или предметов,
    • Составление разрезных картинок и кубиков.

Формирование произвольного внимания зависит от целей игровой деятельности старшего дошкольника, от активного познавательного отношения к определенному кругу явлений, формирующегося в этой деятельности. Если вначале развитие произвольного внимания у ребенка обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, то затем, в процессе становления дальнейшей игровой деятельности, осуществляет и те, которые ставятся им самостоятельно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антонова, Т.В. Игра дошкольника / Т.В. Антонова, Л.А. Абрамян Л.В. Артемова и др./ Под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
  2. Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – М.: Форум, 2009. – 155 с.
  3. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие/Л.П. Баданина — М.: Флинта: МПСИ, 2008.- 240 с.
  4. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников /И.Л. Баскакова. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж-НПО «МОДЭК», 1995. - 64 с.
  5. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка. 2-е изд. / под.ред. Бурменской Г.В.- М.:МПСИ,2005. – 656 с.
  6. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер,  В.Я. Романов. — М.:АСТ, 2008.с.467-505
  7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л.С. Выготский // Дошкольное воспитание, 2005,  - №5. – С.35 -  41.
  8. Выготский, Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
  9. Гаврина, С. Е.  Внимание. Память /  С.Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина.- М.: Росмэн-Пресс,2010. – 72 с.
  10. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.:АСТ, 2008.с.533-541
  11. Гамезо, М. В. Общая психология: учебно-методическое пособие / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Д. А. Машурцева, Л. М. Орлова – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
  12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
  13. Гераськина, Е.В. Детская психология/  Е.В. Гераськина,- СПб.: Владос –Пресс, 2010. – 288 с.
  14. Гиппенрейтер, Ю.Б. Хрестоматия по вниманию/ Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М.:АСТ, 2008.- 656с.
  15. Добрынин, Н.Ф. Внимание и его воспитание/ Н.Ф. Добрынин,  - М.: Правда, 1951. -  32 с.
  16. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания / Под ред. Дормашева Ю.Б., Романова В.Я. М.: Тривола, 1995. – 347с.
  17. Зинченко, В.П. Психологический словарь / под ред. В. П Зинченко, Б. Г. Мещеряков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – 479 с.
  18. Истомина, З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 408 с
  19. Станкин, М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики/ М.И. Станкин М.: МПСИ, 2008.- 448 с.
  20. Матюгин, И.Ю. Тактильная память/ И.Ю. Матюгин - М: Эйдос, 2001. - 288с
  21. Михайленко, Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте/Н.Я. Михайленко,Н.А. Короткова. - М.: Академический проект, 2002. -160с.
  22. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип/ В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с
  23. Немов, Р.С. Психология: Учебник для бакалавров/ Р.С. Немов, - М.: Юрайт,  2012. -  639 с.
  24. Путляева, Л. Воспитание внимания / Л. Путляева// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 58-60
  25. Рубинштейн, С.Л.   Основы общей психологии /  С.Л. Рубинштейн,- СПб: Питер, 2007. – 720 с.
  26. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип./ Г.А. Урунтаева - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  27. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие внимания у дошкольников 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении как условие их произвольной памяти