Развитие воображения и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Все мы когда-либо были художниками. Но большинство из нас уже давно забыло о той радости, которое приносило нам рисование. Рисование является, для меня, одним из самых творческих видов деятельности. А вместе с этим, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка.
Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончике его пальцев». Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Исследования ученых все чаще доказывают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3.
Понятие о воображении……………………………….……………..…3-6.
Методы и приемы развития творческих способностей у детей…….6-12.
Заключение……………………………………………………………….13.
Литература……………

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

НОУ «Центр профессионального 

образования имени  С.Я.Батышева»

 

ФАКУЛЬТЕТ «ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ В ДОУ»

 

отделение

«Изобразительная  деятельность

детей дошкольного  возраста»

 

 

 

Курсовая работа.

 

Развитие воображения  и творческих замыслов детей в  процессе изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности.

 

 

 

 

Слеповой А.А.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………...3.
  2. Понятие о воображении……………………………….……………..…3-6.
  3. Методы и приемы развития творческих способностей у детей…….6-12.
  4. Заключение……………………………………………………………….13.
  5. Литература…………………………………………………………….14-15.
  6. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Все мы когда-либо были художниками. Но большинство из нас уже давно  забыло о той радости, которое  приносило нам рисование. Рисование является, для меня, одним из самых творческих видов деятельности. А вместе с этим, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка.

Еще Василий Александрович  Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончике его пальцев». Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Исследования ученых все чаще доказывают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».

Творчество требует  большой самостоятельности, независимости  от известных решений. Поэтому развитие творческого воображения требует  от ребенка и взрослого времени  и терпения.

 

Понятие о воображении.

 

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или  действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности  нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется  в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, –  говорит Рибо, – крупное или  мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

В литературе имеются  самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой  деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, – пишет  С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Многие исследователи  отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

Воображение – это  психический процесс, в котором  отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

Воображение – это  аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые  владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает  в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

 

Методы и  приемы развития творческих способностей у детей.

 

На мой взгляд, наиболее интересным является развитие у дошкольников творческого воображения через использование нетрадиционных методов и приемов изобразительной деятельности.

 

В своей работе с детьми я ставлю перед собой следующие  задачи:

 

  • Развивать воображение и творческие возможности детей.
  • Обогащать и расширять художественный опыт детей.
  • Побуждать ребенка экспериментировать.
  • Поощрять и поддерживать творческие находки.
  • Развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
  • Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату.
  • Способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
  • Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
  • Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
  • Обращать внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художники передают состояние природы, характер и настроение своих героев.

 

В своей работе я выделяю определенные методы и приемы:

  • Частично-поисковый метод – основной метод работы с детьми. Он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, и заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности – работа со схемами или моделирование, привлечение воображение и памяти.
  • Метод проблемного моделирования – направлен на активизацию творческого воображения, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
  • Игры и игровые приемы – создают непринужденную обстановку.

 

Практические методы:

Работа с нетрадиционными техниками интересна и мне, педагогу, и детям. В нескольких словах расскажу о некоторых популярных среди детей техниках рисования:

  • Рисование пальчиками (от двух лет): ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
  • Рисование ладошкой (от двух лет): ребенок опускает в гуашь ладошку(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки(с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
  • Оттиск пробкой (от трех лет): ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка и пробка.
  • Оттиск поролоном (от четырех лет): ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочк и поролон.
  • Оттиск смятой бумагой (от четырех лет): ребенок прижимает бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.
  • Восковые мелки + акварель (от четырех лет):ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
  • Тычок жесткой полусухой кистью (возраст любой): ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • Печать по трафарету (от пяти лет): ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
  • Монотипия предметная (от пяти лет): ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображемого предмета(предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока краска не высохла, лист снова складывается по полам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
  • Кляксография обычная (от пяти лет): ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
  • Набрызг (от пяти лет): ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
  • Кляксография с ниточкой (от пяти лет): ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
  • Отпечатки листьев (от пяти лет): ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
  • Тиснение (от пяти лет): ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
  • Кляксография с трубочкой (от пяти лет): ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
  • Черно-белый граттаж (от пяти лет): ребенок натирает свечой лист так чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом или зубной порошок, в этом случае заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
  • «Знакомая форма - новый образ» (от пяти лет): ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
  • Оттиск печатками из ластика (от четырех лет): ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
  • Свеча + акварель (от четырех лет): ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым
  • Акварельные мелки (от пяти лет): ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Доступность использования  этих техник определяется возрастными  особенностями дошкольников. Начинаем работу с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.

Новизна обстановки, необычное  начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Для повышения интереса к данному виду деятельности мы систематически проводим выставки и конкурсы, побуждая детей к самостоятельной работе в изобразительном творчестве.

Активное участие принимают  родители, которые привозят после  отпуска, путешествий сувениры, подарки и природный материал других климатических зон (ракушки, крупная галька, бамбук).

Продолжительность определена согласно СанПИН и составляет 25 минут. Занятия проводятся 2 раза в месяц, либо при подготовке к проведению торжественных мероприятий в честь праздников.

 

Разработаны и внедрены в деятельность:

Перспективные планы  работы.

Конспекты занятий.

Личный творческий план педагога.

Консультации для родителей.

Занятия определяются как  продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, активизирует воображение, реализует свой замысел – находит средства, пути воплощения.

Информация о работе Развитие воображения и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности