Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа
Все мы когда-либо были художниками. Но большинство из нас уже давно забыло о той радости, которое приносило нам рисование. Рисование является, для меня, одним из самых творческих видов деятельности. А вместе с этим, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка.
Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончике его пальцев». Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Исследования ученых все чаще доказывают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».
Введение…………………………………………………………………...3.
Понятие о воображении……………………………….……………..…3-6.
Методы и приемы развития творческих способностей у детей…….6-12.
Заключение……………………………………………………………….13.
Литература……………
НОУ «Центр профессионального
образования имени С.Я.Батышева»
ФАКУЛЬТЕТ «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ»
отделение
«Изобразительная деятельность
детей дошкольного возраста»
Курсовая работа.
Развитие воображения и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности. Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности.
Слеповой А.А.
Содержание.
Введение.
Все мы когда-либо были художниками. Но большинство из нас уже давно забыло о той радости, которое приносило нам рисование. Рисование является, для меня, одним из самых творческих видов деятельности. А вместе с этим, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития ребенка.
Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Ум ребенка – на кончике его пальцев». Каждый ребенок с упоением рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Исследования ученых все чаще доказывают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности скрыты, реализуются в малой степени. Создавая условия, можно их «разбудить».
Творчество требует
большой самостоятельности, независимости
от известных решений. Поэтому развитие
творческого воображения
Понятие о воображении.
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность,
основанную на комбинирующей способности
нашего мозга, психология называет воображением.
Обычно под воображением имеется
в виду все то, что не реально,
что не соответствует
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
«Философская энциклопедия» определяет воображение, как психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.
Воображение – это
аналитико-синтетическая
Методы и приемы развития творческих способностей у детей.
На мой взгляд, наиболее интересным является развитие у дошкольников творческого воображения через использование нетрадиционных методов и приемов изобразительной деятельности.
В своей работе с детьми я ставлю перед собой следующие задачи:
В своей работе я выделяю определенные методы и приемы:
Практические методы:
Работа с нетрадиционными техниками интересна и мне, педагогу, и детям. В нескольких словах расскажу о некоторых популярных среди детей техниках рисования:
Доступность использования этих техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинаем работу с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой и т.п., а в последующем эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детское художественное творчество.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.
Для повышения интереса к данному виду деятельности мы систематически проводим выставки и конкурсы, побуждая детей к самостоятельной работе в изобразительном творчестве.
Активное участие принимают родители, которые привозят после отпуска, путешествий сувениры, подарки и природный материал других климатических зон (ракушки, крупная галька, бамбук).
Продолжительность определена согласно СанПИН и составляет 25 минут. Занятия проводятся 2 раза в месяц, либо при подготовке к проведению торжественных мероприятий в честь праздников.
Разработаны и внедрены в деятельность:
Перспективные планы работы.
Конспекты занятий.
Личный творческий план педагога.
Консультации для родителей.
Занятия определяются как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, активизирует воображение, реализует свой замысел – находит средства, пути воплощения.