Развітіе выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.

Файлы: 1 файл

Выразительность речи детей старшего дошкольного возраста.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

 

  1. Методы и приемы формирования связной, выразительной речи старших дошкольников

 

Развитие, воспитание и обучение дошкольников осуществляется совокупностью методов  и приемов педагогического воздействия  через совместную деятельность. Применение методов и приемов опирается  на положение Выготского Л.С.  о «зоне ближайшего развития» – периоде в развитие ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки. В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо, достижение цели». Это система взаимосвязанных способов взаимодействия педагога и воспитанников, которая направлена на решение дидактических задач. Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что они стимулируют и направляют практическую и познавательную деятельность дошкольников.

Каждый метод состоит из совокупности приемов. Они в отличие от методов  направлены на решение более узкой  задачи. Сочетание приемов и образуют метод обучения. Чем разнообразней  приемы, тем содержательней и действенней  метод, в который они входят. Одни и те же приемы могут входить в  разные методы обучения. Например, приемы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в  состав методов наблюдения, беседы, упражнения. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания непосредственно  образовательной или совместной деятельности.

Традиционно методы подразделяются на словестные, наглядные, практические, игровые.

На занятиях по развитию речи важную роль играют словестные методы обучения: беседа, рассказывание, описание.

Беседа – наиболее часто применяющийся  метод обучения, характеризующийся  наличием вопросов и ответов, которые  помогают поддерживать диалог на определенную тему. Беседа применяется с целью  активизации умственной деятельности ребенка в процессе формирования установки на приобретение новых  знаний, повторение и закрепление  полученных ранее умений и навыков.

В работе по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказок, рассказов, стихотворений, малых фольклорных  форм), развития чуткости к выразительным  средствам художественного слова, развитие умения воспроизводить выразительные  средства в своей речи. Ознакомление с каждым жанром, кроме указанных  общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведения. После знакомства с литературным произведением проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.

Цель беседы – уточнить понимание  содержания произведения, осознание  средств художественной выразительности. Ребенок, повторяя образные слова сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.

К группе наглядных методов обучения относятся наблюдения, демонстрация наглядных пособий.

Наблюдение – это умение всматриваться  в явления окружающего мира, выделять в них основное, замечать изменение, устанавливать их причина, делать выводы.

Демонстрация – важный метод  обучения дошкольников, позволяющий  решать ряд дидактических задач. С помощью картинок, схем, изображений  у детей формируются наглядные  образы. Рассматривание помогает развивать  наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащая речи дошкольника, оказывая влияние  на его интересы.

Практические методы обучения –  это такие методы, с помощью  которых педагог придает усвоению новых знаний и умений дошкольников практический характер.

При ознакомлении с художественными  произведениями возможно использование  эпизодов сказки. Таким образом дети могут лучше усвоить ее образное содержание.

Старшие дошкольники после чтения литературного произведения стремятся  передать возникший образ в своем  рисунке.

Ведущим методом практического  обучения является упражнение. Педагог  учит ребенка проговаривать, называть действия с дидактическими заданиями. Это служит подготовкой к «свертыванию»  предметных действий, переводу их во внутренний план, что способствует выполнению дошкольниками словестных упражнений.

В обучении применяются упражнения разного типа: на развитие артикуляционного аппарата, конструктивные и комбинированные. Так в старшей группе дети упражняются  в составлении загадок, в придумывании концовки к рассказу, сказки. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий. Под  творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических. фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов, антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительностью.

Игровыми методами развития сторон речи являются: дидактические игры, игры-драматизации, театрализованная деятельность.

Отличительными признаками дидактических  игр является их планируемость, наличие цели и задач, предполагаемого результата. для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее значение дидактических игр. в процессе дидактической игры у дошкольников развиваются познавательные процессы и творческие способности.

Игра-драматизация – прием организации  театрализованной деятельности дошкольников. Выделяют пантомимику, постановку живых  картин (мизансцен), чтение по ролям, драматизации.

Театрализовано-игровая деятельность особенно привлекательна для дошкольников и включает в себя разные виды театров. Дети проигрывают сюжеты знакомых сказок, песенок, потешек с помощью кукол, костюмов, масок, дикораций.

Развитие сторон речи – сложный, целенаправленный процесс. Большое  значение имеет руководство педагога, который планирует и организует разнообразные формы работы с дошкольниками, комбинируя, сочетая и чередуя методы и приемы педагогической деятельности.

 

 

 

  1. Практико-ориентированное задание

 

Я изучила интонационную выразительность речи ребенка из второй старшей группы. При обследовании ребенка выявились следующие нарушения интонационной выразительности речи: 

-  недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос чрезмерно тихий, "иссякающий", характерен узкий высотный диапазон голоса);

-  нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);

-   трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации;

-       нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированный, растянутый.

По данным современной  лингвистики, интонационную систему  образуют взаимосвязанные компоненты: мелодика, интенсивность, тембр, темп и  паузация. В процессе речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений. Поэтому в своей работе я сочетала коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.

Для развития интонационной  выразительности речи ребенка я разработала систему игр и упражнений.

Игра "Белочка  и ёжик". Я расскажу тебе сказку. Слушай внимательно. Это сказка – игра. Мы будем выполнять интересные задания.

Однажды в лесу веселая  Белочка, сидя на ветке дерева, посмотрела на полянку и удивленно воскликнула:

Ах, сколько же грибов после  дождя появилось! Надо бы их сосчитать.

Упражнение 1

Помоги Белочке сосчитать  грибы.

Встать прямо, сделать  полный вдох, на выдохе громко и отчетливо, не торопясь, сосчитать грибы:

– Один гриб, два гриба,…семь грибов.

Белочка стала спускаться на землю, но в это время к грибам подкатился

колючий клубок. Клубок издавал  странные звуки: сначала он тихо фыркал:

"фы-фы-фы", а потом – громко: "ФЫР-ФЫР-ФЫР". Вдруг клубок развернулся, и оказалось, что это вовсе не клубок, а колючий Ёжик.

Упражнение 2

Покажи, как фыркал Ёжик.

Выполнить плавный бесшумный  вдох через нос, выдох – через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, тихо произнести: "фы-фы-фы". Затем сделать вдох и на выдохе громко произнести: "ФЫР-ФЫР-ФЫР".

развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма

Упражнение "Осенний  дождь". Предложила прослушать ритмическую серию ударов в ладони и "прохлопать" предложенный ритм.

Пальчиковая гимнастика – одновременное ритмичное проговаривание стихотворного текста и движений кистей и пальцев рук

развитие фонационного (речевого) дыхания

Игра "Кто дольше?" Стать прямо, не напрягаясь. Особое внимание обратить на то, чтобы не было напряжения в плечах и шее, слегка раздвинуть плечи. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую – для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии.

Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос, ноздрями не двигать (5 секунд). Задержать воздух в легких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, – плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, взрослый выполняет счет до трех – четырех). Расслабить брюшной пресс.

Упражнение "Ветер". Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: "У–у–у–у–у–у", подражая завываниям ветра

Упражнение "Лесорубы". Встать прямо, ноги – на ширине плеч. Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, сделать вдох носом. Затем наклониться вперед, соединив руки вместе, – имитировать движения топора при рубке дров. Выполнить медленный выдох через рот, произнося "У–у–у–у–х!"

Игра "Сосчитай зайчат". Сделать вдох, а на выдохе ясно, четко, в одном темпе произнести без дополнительного добора воздуха: "Один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат".

координация дыхания, голосообразования и артикуляции

Игровая ситуация "В лес по ягоды". Сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, протяжно, с четкой артикуляцией произносить:

–Ау–у–у, папа! (высоким голосом) – кричит Маша.

–Ау–у–у, Маша! (с понижением голоса) – откликается папа.

–Ау–у–у, мама! (высоким голосом) – кричит Маша.

Ау–у–у, Маша! (голосом средней высоты) – кричит мама.

Упражнение. Сделать вдох, на выдохе произнести первую строчку потешки, затем осуществить незаметный добор воздуха и произнести вторую строчку.

К прыжку готовится, присев,

Огромный африканский  лев.

Р–р–р–р–р!

развитие мимики и выразительности  движений

Пластический  этюд на тему "День рождения" (выражение радости, интереса и удивления)

Предложила ребенку передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

Наконец–то наступил день рождения! Я просыпаюсь! Ярко светит солнце! Чудесное, радостное утро! Мама и папа улыбаются! Комната украшена разноцветными воздушными шариками. На полу стоит большая

красивая коробка. Интересно, что там. Вдруг из коробки выглядывает  забавный щенок! Какой замечательный  подарок!

Пластический  этюд на тему "Одинокий печальный  щенок" (выражение печали).

Попросила ребенка передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста. Взрослый читает отрывок из стихотворения А. Л. Борто "Он был совсем один"

Изобразить при помощи выразительных движений и мимики настроение и поведение щенка.

Один щенок

Был одинок,

Бродил он неприкаянно.

И так расстроился

Щенок,

Что он завыл отчаянно:

"Я одино-о-ок,

Я одино-о-о-ок,

Не нахожу-уууу

Хозяина!   "

Развитие способностей понимать и передавать различные эмоции

Представь, что Маша в  лесу встретила волка (медведя, белочку, слона). Какое у нее было выражение  лица? Объясни почему. Попробуй придать  своему лицу такое выражение.

Игра "Отхлопай слово". Предложила ребенку предметные картинки.

Назови предметы, изображенные на картинках, раздели слова на слоги, правильно выделяя голосом ударный  слог, с одновременным движением  рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный – хлопок по коленям.

Информация о работе Развітіе выразительности речи детей старшего дошкольного возраста