Реализация принципов развивающего обучения в преподавании биологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 19:20, курсовая работа
Описание работы
Актуальность исследования технологии развивающего обучения и воспитания в школе на уроках биологии нацелена на будущее развитие общества. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение определенных знаний, умений, навыков, но и на развитие личности школьников, их профессиональных мотиваций, на формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и социальной адаптации на рынке труда.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………3 Глава 1. Методические основы развивающего обучения………………….5 1.1. Сущность развивающего обучения…………………………………….5 1.2. Технологии развивающего обучения…………………………………...7
Глава 2. Развивающее обучение на уроках биологии……………………...10
Ответить на вопрос: о чем свидельствуют
данные опыта? Описать проведение опытов,
цель их постановки.[12]
Обобщающие уроки.
Одно из звеньев в цепи продуманной
системы уроков, которая помогает решать
проблемы развивающего обучения. Основная
цель заключительных обобщающих уроков
в курсе биологии сводится не только к
углублению, обобщению и закреплению знаний
основных биологических закономерностей,
но и к развитию логических умений анализировать,
конкретизировать и обобщать, умений классифицировать
знания, приводить их в систему, использовать
доказательства и обоснования.
Рассмотрим пример обобщающего
урока в разделе «Растения». Обобщающий
урок после изучения вегетативных органов
растений может быть построен на основе
определения функций стебля как органа,
осуществляющего связь между всеми органами
растения.
Вначале повторяются функции
стебля, а затем обобщаются знания по основным
из них. Так, в связи с одной функцией стебля
выносить к свету листья, рассматривается
развитие побега из почки рост стебля,
образовательные ткани, формы стеблей,
как проявление приспособленности растений.
Другая содержательная линия обобщения
строится исходя из проводящей функции
стебля. В связи с этим повторяется материал
о корневых волосках, хлорофиллоносных
клетках листа, сосудах древесины и ситовидных
трубках луба. Еще одна содержательная
линия связана с отложением в стебле запасных
органических веществ. При раскрытии этого
содержания обращаю внимание на взаимосвязи
корня и листа.
Формированию творческой мыслительной
деятельности учащихся могут способствовать
проведение таких уроков как лекции и
семинары. При чтении лекции нужно обращать
внимание учащихся на вопросы плана, привлекать
их к обсуждению, использую средства наглядности.
В заключении лекции следует углубить
знания, автор дает установку на запоминание,
делает выводы по основным ее этапам, о
согласованности всех процессов, о единстве
органического мира. Логическим продолжением
лекции является семинарское занятие.
Применение этих форм обучения
повышает познавательную активность,
учит самостоятельному приобретению знаний
и умений излагать свои мысли. Такие навыки
учащиеся затем используют при подготовке
к олимпиадам, конкурсам, различным внеклассным
мероприятиям.[15]
Таким образом, рациональное
сочетание логических приемов и средств
обучения приведет к осознанному, глубокому
усвоению знаний и развитию мышления учащихся.
Рациональное сочетание приемов и методов
развивающего обучения способствует формированию
творческой мыслительной деятельности
учащихся и в свою очередь повышает интерес
к изучаемому предмету.
Заключение.
Психологические, педагогические
и методические исследования в области умственного развития
школьников имеют длительную историю.
Понятие «развивающее обучение», заложенное
в трудах Я.А. Коменского, Дж. Локка, А. Дистервега,
К.Д. Ушинского, сформировалось в отечественной
психолого-педагогической науке в конце
60-х годов и опирается на идею ведущей
роли обучения в развитии (Выготский Л.С.,
Рубинштейн С.Л., Леонтьев A.M.). Изучение
различных подходов к развивающему обучению
позволило, опираясь на подходы Калмыковой З.И.,
Кирилловой Г.Д., Паламарчук В.Ф., сформулировать
понятие «развивающее обучение», применимое
к методике обучения биологии: Развивающее
обучение - это обучение, которое, обеспечивая
полноценное усвоение знаний на уровне
самостоятельного решения новых задач,
оказывает влияние на развитие самостоятельности и
научного мышления, способствует овладению методами
научного познания, и организуется на
основе принципов проблемности, самостоятельности,
индивидуализации, специального формирования
приемов умственной деятельности.
За единицу развивающего
обучения общей биологии, которая отражает
связь всех компонентов, принимается проблемно-познавательный
комплекс, основой которого является проблемно-познавательная
задача, а средствами для ее решения - приемы
умственной деятельности. Таким образом,
проблемно-познавательный комплекс реализует
способы осуществления развивающего обучения.
Содержание курса общей биологии позволяет
создавать проблемные ситуации, а на их основе
разрабатывать проблемно-познавательные
задачи различных типов сложности для
организации самостоятельного получения новых знаний.
Само содержание общебиологических знаний
также способствует поэтапному формированию и развитию
у учащихся приемов умственной деятельности
от этапа мотивации (показа значения приема
в биологии) до переноса приема на новые
объекты и явления. Создание проблемно-познавательного
комплекса и модели методики развивающего
обучения биологии позволило разработать
методические рекомендации по реализации
развивающего обучения на уроках общей
биологии.
Особенность технологии развивающего
обучения заключается в том, что она выстраивается
в совместных действиях учителей и учащихся.
Методы работы и приёмы могут создаваться
прямо на уроке, учащиеся имеют возможность
выбора определенных форм взаимодействия.
Всё это делает технологию развивающего
обучения много функциональной. Несмотря
на существующие проблемы, система развивающего
обучения , я думаю, актуальна и перспективна.
Многие школы приступили к освоению данной
системы.
Новый век требует
новой личности: свободной, высокоразвитой
интеллектуально, способной самостоятельно
принимать решения. Создать такую личность
можно, использовав систему развивающего
обучения.
Литература:
1. Г. К. Селевко «Технологии
развивающего обучения» Москва, «Народное
образование», 1998г.
2. И. С. Якиманская «Развивающее
обучение» Москва, «Педагогика», 1979 г.
3. Е. С. Полат «Новые педагогические
и информационные технологии в системе
образования» Москва, « Академия », 2001г.
4. В. В. Давыдов «Проблемы
развивающего обучения» Москва,
« Просвещение », 1986 г.
5. Т. С. Сухова Т. С. «Технологии
развивающего обучения на уроке
биологии» Москва, «Вентана - граф»,
2001 г.
6. В. В. Репкин, Н. В. Репкина «Развивающее
обучение: теория и практика» Томск, «
Пеленг », 1997 г.
7. И. П. Подласый «Педагогика»,
«Владос», 1999г.
8. П. И. Пидкасистый «Педагогика»,
2006г.
9. И.Г. Захарова Информационные
технологии в образовании: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007г.
10 . В.Н. Максимова, Современный урок
биологии – М.: Просвещение, 1985г.
11. А.Н. Мягкова, Планирование
учебного процесса по общей биологии.
– М.: Высшая школа, 1990г.