Ребенок дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Период детства человека более длителен, чем детство даже наиболее развитых животных. Что это — достоинство человека или его недостаток? Надо ли стремиться, подобно сторонникам теории искусственной акселерации развития ребенка, к тому, чтобы сокращать детство и путем интенсивной тренировки превращать дошкольника в школьника, школьника во взрослого человека? Или же следует признать, что долгое детство — это важнейшее преимущество человека, благодаря которому он может достигнуть высоких ступеней развития?

Файлы: 1 файл

орыс тілі реферат.docx

— 34.05 Кб (Скачать файл)

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

      Период   детства    человека    более    длителен,  чем   детство  даже

наиболее развитых животных. Что это   —    достоинство человека  или его

недостаток? Надо ли стремиться,  подобно  сторонникам  теории  искусственной акселерации   развития   ребенка, к  тому, чтобы  сокращать  детство  и путем интенсивной тренировки превращать дошкольника в школьника,  школьника во взрослого человека? Или    же следует признать, что долгое детство —  это важнейшее преимущество человека,  благодаря  которому  он  может  достигнуть высоких ступеней развития?

    То, что природа  не одарила ребенке от рождения  всеми необходимыми  ему формами поведения и что он принужден овладевать ими на  протяжении  детства, дает ему громадное преимущество по сравнению с детенышами  животных. Долгое детство — важнейшее условие человеческого развите.

                           

                            Ребенок   дошкольного   возраста   по   своим

                            особенностям  способен  к тону,  чтобы начать

                            какой-то новый цикл обучения,  недоступный  для

                            него  до  этого.  Он  способен   это   обучение

                            проходить по какой-то программе,  но  вместе  с

                            тем саму программу  он  по  природе  своей,  по

                            своим  интересам,  по  уровню  своего  мышления

                            может усвоить в меру  того,  в  меру  чего  она

                            является его собственной программой.

                                                                                             Л. С. Выготский

 

 

                    ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЁНКА И ВОСПИТАНИЕ

 

   В настоящее время особое значение приобретает задача  воспитания  нового человека  —   крепкого   и   здорового,   широкообразованного,   всесторонне развитого, обладающего высокими нравственными качествами.  Решающая  роль  в решении этой первостепенной важности  задачи  принадлежит  семье.  Родители, воспитывая своего ребенка, должны постараться правильно оценить  возможности малыша и разумно использовать эти  возможности  в  целях  его  всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

   Возможности маленького  ребенка велики. Исследования,    проводившиеся   в последние годы в нашей стране  и  за  рубежом,  свидетельствуют    о    том,

что   путем    специально  организованного  обучения  можно  сформировать  у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными  лишь детям значительно более старших возрастов.  Данные  о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать    новые   пути разумного  использования  этих  возможностей,  знакомя  детей  не  только  с отдельными явлениями природы   и общественной  жизни,  но  и  с  простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь  более  высокого  уровня

их физического, умственного  и эстетического развития , воспитания у них

таких нравственных  представлений,чувств и привычек,формирование    которых ранее осуществлялось  на более поздних ступенях  развития.

   Однако проблема  заключается в  том,  как   далеко  следует  идти  по  пути

интенсификации  дошкольного   воспитания,  каковы пределы   разумного

использования детских возможностей.

   Исходя из данных  о больших потенциальных  возможностях  маленьких  детей, приходят к выводу, что «революция» в педагогике якобы  будет  достигнута  в результате    сверхраннего,    максимально     форсированного     обучения, обеспечивающего ускорение, искусственную акселерацию детского  развития.  С этой точки зрения возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды известный психолог профессор Оксфордского университета Д.  Брукнер,ребенка  любого  возраста  можно обучить  каким   угодно   знаниям, если использовать для этого соответствующие методы.  Имеются  данные,  например,что  при специальной интенсивной тренировке  младенцы  могут   научиться

плавать, трехлетние малыши усваивают навыки чтения и печатания  на  машинке, дети 4—5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.

   Идея ускорения  искусственной акселерации вызывает  своеобразный ажиотаж  у части родителей,  которые,  лелея  честолюбивые  замыслы  в  возможно  более короткий срок  вырастить  из  своего  ребенка  «вундеркинда»,  пытаются,  не считаясь  с  психофизическими  особенностями  детей  дошкольного   возраста, преждевременно обучать  малыша  недоступным  еще  его  пониманию  знаниям  и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями.

   Такой неосмотрительный  и неосторожный  подход  к   использованию  детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку.

   Речь  идет   не   только   о   ближайших   непосредственных   результатах

воспитательных воздействий. Значительно важнее те  отдаленные  последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию. Вот почему приходится     решительно     предостерегать     против     необоснованного экспериментирования.

   В процессе совершенствования  содержания и методов дошкольного   воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы  имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого  еще  продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не  закончилось и работоспособность которого  еще  ограничена.  Поэтому надо  учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить  при  интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от  них  потребует.

Ибо  всякая  перегрузка  и  вызываемое  ею  переутомление   грозят   оказать

отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на  его  физическое и умственное развитие.

   Для того чтобы  избежать перегрузок, надо рационально   организовать  режим дня  ребенка,  предусмотрев  правильное  чередование  сна  и  бодрствования, кратковременные (не более 30 минут) учебные занятия и свободные игры - все мероприятия, проводимые в закрытом помещении,  и  физические  упражнения,  а также прогулки на свежем воздухе.

   Во-вторых, надо учитывать  не только то, что может заучить  ребенок,  но  и

то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное  и  насколько  это  полезно для общего развития малыша.

   В-третьих,  преждевременное,  сверхраннее  обучение  дошкольника   грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. Дело в  том,  что  на  каждой  ступени  возрастного   развития   формируются   в определенной   последовательности   ценнейшие   человеческие   качества   и способности.

   Так, при правильном  воспитании в дошкольном возрасте  наиболее интенсивно развиваются  целостное  восприятие  окружающего   мира,   наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное  отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все эти качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка,  но  и  для зрелого, взрослого человека. Причем обнаруживается, что если  в  дошкольном возрасте такого рода качества не будут надлежащим образом сформированы,  то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом  весьма  трудным,  а подчас и невозможным.

  

                            РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

 

    В период от 3-х до  6—7  лет  у  ребенка  продолжается  быстрое  развитие

мышления, формируются представления  об  окружающем  мире,  понимание  самого себя  и  своего  места  в  жизни,  складывается  самооценка.  Основная   его деятельность — игра. Постепенно формируются новые  мотивы  игры:  исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли  служит  взрослый.  Если вчера это чаще всего были мать, отец, воспитатели, то сегодня  под  влиянием разрушающего  детскую  психику  телевидения  кумирами   нередко   становятся гангстеры, грабители, боевики, насильники, террористы. Прямо  в  жизнь  дети переносят все, что видят на  экране.  Подтверждается  положение  о  решающей роли  условий  жизни  и  воспитания  в  психическом  и  социальном  развитии ребенка.

   Природные свойства, задатки выступают  лишь  условиями,  а  не  движущими силами развития ребенка. Как формируется ребенок, каким он растет-зависит от окружающих его людей,  от  того,  как  они  его  воспитывают.  Дошкольное детство -  это возрастной  период,  когда процессы   развития   во   всех направлениях идут очень интенсивно. Созревание  мозга  еще  не  завершилось, функциональные особенности его еще не сложились, работа его еще  ограничена.

Дошкольник  очень  пластичен,  легко  поддается  обучению.  Возможности  его значительно выше, чем предполагают  родители  и  педагоги.  Эти  особенности нужно в полной мере  использовать  в  воспитании.  Необходимо  позаботиться, чтобы оно имело всесторонний  и  гармонический  характер.  Только  органично связывая нравственное воспитание с  физическим,  трудовое  с эмоциональным,

умственное с эстетическим,  можно достичь равномерного  и согласованного развития всех качеств.

   Способности  дошкольника   проявляются   в   точности,   чувствительности

восприятия,  умении  вычленять  наиболее  характерный  свойства   предметов, разбираться в сложных ситуациях,  уверенном  использовании  в  речи  логико- грамматических  конструкций,   наблюдательности,   смекалке.   К   6   годам развиваются и специальные способности, например музыкальные.

   Мышление ребенка связано с его знаниями - чем больше знает ребенок,  тем больше у него  запас  представлений  для  возникновения  новых  мыслей.  Но, приобретая все новые  и  новые  знания,  ребенок  не  только  уточняет  свои прежние представления — он попадает в круг неопределенных, не  совсем  ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений,  вопросов.  Это  создает определенные «барьеры» для нарастающего развития  познавательного  процесса.

Он вынужден «тормозить»  перед непонятным. Мышление  сдерживается  возрастом и  остается  «детским».  Конечно,  различными  хитроумными  способами  можно несколько  форсировать  этот  процесс.  Но,  как   показал   опыт   обучения шестилетних детей, вряд ли нужно к этому стремиться.

   Ребенок дошкольного  возраста очень любознателен, задает  много  вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте он  продолжает  быть  неутомимым исследователем. Многие  педагоги  полагают,  что  нужно  идти  за  ребенком, удовлетворяя его  любопытство  и  обучая  тому,  к  чему  он  сам  проявляет интерес, о чем спрашивает.

   В  этом  возрасте  происходит  наиболее   продуктивное   развитие   речи.

Увеличивается словарный  запас (до 4000 слов), происходит развитие  смысловой стороны  речи.  К  5-6  годам большинство   детей   овладевает   правильным звукопроизношением.

   Постепенно  меняется  характер  взаимоотношений   детей   со   взрослыми.

Продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков.  Некоторые  из них, например убирать за собой,  умываться,  чистить зубы  и т.  п.,  дети пронесут через  всю  жизнь.  Если  же  упущен  период,  когда  эти  качества интенсивно формируются, то наверстать упущенное будет нелегко.

   Ребенок этого  возраста легко перевозбуждается. Ежедневный  просмотр  даже коротких  телевизионных  передач  вреден  для  его  здоровья.  Нередко   уже двухлетний малыш сидит с родителями по часу и более у телевизора. Он еще  не в состоянии осмыслить того, что слышит и видит. Для его нервной системы  это сверхсильные  раздражители,  утомляющие  слух,  зрение.   Только   с   трех- четырехлетнего возраста можно разрешать ребенку смотреть детскую передачу  в течение 15-20 минут 1-3 раза в неделю. Если перевозбуждение нервной системы случается часто и длится долго, то уже к  школе  ребенок  страдает  нервными заболеваниями. По некоторым оценкам, лишь четверть детей  приходят  в  школу здоровыми. И виной тому все тот же  злополучный  телевизор,  который  лишает ребенка нормального физического развития, утомляет  без  всякой  пользы  его нервную систему, засоряет  детскую  голову  ненужной  информацией.  Родители

пока очень легкомысленно  относятся к советам педагогов  и  врачей.

   К концу дошкольного  периода у  детей  появляются  зачатки  произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью,  с  волевым усилием. Произвольное и непроизвольное внимание чередуется,  переходит  одно в другое. Слабо развиты у детей такие свойства внимания,  как  распределение и   переключение.   Отсюда   -  большая    неусидчивость,    отвлекаемость, рассеянность.

   Среди индивидуальных  особенностей дошкольников педагоги  большое  внимание уделяют  темпераменту  и  характеру,  И.  П.  Павлов  выделил  три  основных свойства нервной системы  (силу,  подвижность,  уравновешенность)  и  четыре основных сочетания этих свойств;

сильный, неуравновешенный, подвижный -«безудержный» тип;

сильный, уравновешенный, подвижный - «живой» тип;

сильный, уравновешенный, малоподвижный - «спокойный» тип;

«слабый» - тип.

   «Безудержный» тип лежит в основе холерического  темперамента,  «живой» - сангвинического,    «спокойный» -  флегматического,  «слабый»     - меланхолического. Конечно, ни родители, ни педагоги не  выбирают  детей,  но темпераменту, воспитывать нужно всех, но по-разному. В  дошкольном  возрасте темперамент выражен еще неярко. К специфическим особенностям этого  возраста относятся:   слабость   возбудительного   и   тормозного    процессов;    ихнеуравновешенность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. 

 

                 ПЕДАГОГИКА И «ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ»  РЕБЁНКА

 

   Против утверждения,  согласно которому обучение должно  считаться с уровнем

развития  ребенка, возразить  нечего. Но что  значит   «считаться»?  Было  бы

глубоко ошибочно истолковывать  это утверждение так,  будто  обучение  должно

просто  следовать  за  развитием,   а развитие  -  это   нечто   стихийное,

происходящее само  по  себе.  Это  не  так:  ребенок  развивается,  усваивая

общественный  опыт,  овладевая  разнообразными   действиями,   свойственными

человеку. А формируются  и передаются эти  действия  только  через  обучение.

        Обучение  ребенка  необходимо   строить   с    учетом   особенностей

восприятия,  мышления,   внимания,  памяти  малышей?  Давать  только   такие

задания, которые укладываются в личный опыт ребенка, не выходят  за  пределы

известных  ему  предметов  и  явлений?  Ограничиться  описанием   лишь   тех

предметов  и  их  свойств,  пощупать  собственными   руками   (или   увидеть

собственными глазами)? А  эти знания дробить на мельчайшие порции,  чтобы  не

утомлять внимания ребенка, повторять их большое количество раз, пока они  не

Информация о работе Ребенок дошкольного возраста