Ребенок и взрослый: сходства и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:32, контрольная работа

Описание работы

Проблема отцов и детей существовала извечно и была актуальна во все времена. Дети не понимали взрослых, взрослые не всегда могли понять детей. Зачастую ссоры и проблемы в семьях возникают из-за непонимания чувств и желаний другого человека. Чтобы конфликтов между разными поколениями не возникало, нужно разобраться в причинах поступков человека, в его особенностях.
Цель исследования: анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных особенностей детей и взрослых, процесса воспитания, изучения личности, поведения человека в разном возрасте.

Содержание работы

Введение 3
1.Различия ребенка и взрослого 7
2. Сходства детей и взрослых 14
Заключение 16
Список литературы

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

 

Факультет искусств

Кафедра Истории отечественного и зарубежного искусства

 

 

 Ребенок и взрослый: сходства и различия

Контрольная работа

 

По дисциплине «Введение в профессиональную деятельность»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1314-з

Шашкова А.А.

 

 

Руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Сухорукова Г.П.

                                                                                       

 

БАРНАУЛ

2011

 

Содержание

Введение                                                                                                  3

1.Различия ребенка и взрослого                                                            7

2. Сходства детей и взрослых                                                              14

Заключение                                                                                            16

Список литературы                                                                               18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема отцов и детей существовала извечно и была актуальна во все времена. Дети не понимали взрослых, взрослые не всегда могли понять детей. Зачастую ссоры и проблемы в семьях возникают из-за непонимания чувств и желаний другого человека. Чтобы конфликтов между разными поколениями не возникало, нужно разобраться в причинах поступков человека, в его особенностях.[13]

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в трудах Платона, Аристотеля где семья рассматривается как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании социального порядка.

Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с наследованием традиционных культурных норм.

Э. Берн рассматривал возрастные периоды, наиболее благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также становление и развитие эмоциональной связи родителей и детей. Именно семья выступает мощным институтом социального проектирования, закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового поколения. [2, c.3]

Цель исследования: анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных особенностей детей и взрослых, процесса воспитания, изучения личности, поведения человека в разном возрасте.

Задачи исследования:

 На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы общения взрослого с ребенком.

Сравнить особенности ребенка и взрослого и выявить связь между личностными качествами и поведением человека.

Каждый человек, родившись, проходит в своей жизни период детства. В детстве многие из нас мечтали поскорее вырасти и повзрослеть. А став взрослыми, мы вспоминаем беззаботное детство и порой грустим по безвозвратно ушедшему периоду свободы и приключений.

На пути взросления от состояния ребёнка к состоянию взрослого большинство людей теряют целый ряд качеств, которыми обладают в детстве, обретая новые, необходимые для выживания во взрослой жизни.

Если условно разделить мир на взрослых и детей, то можно выделить качества, присущие практически всем детям, и качества взрослого человека.

Все дети рождаются ангельски чистыми, искренними и непосредственными. Они не умеют обманывать, скрывать и имеют очень тонкий контакт с душой. Есть качества, которые можно назвать детскими: искренность, интерес, непосредственность, спонтанность, непредсказуемость, мечтательность, ранимость, безответственность и т.д.

Действительно, дети легко выражают свои чувства, свободно требуют то, в чём нуждаются или то, чего хочется. Свободно без ограничений фантазируют, стараются всё попробовать, везде влезть, обожают играть в игры. Все дети - очень творческие личности. Это напрямую связано с их способностью мечтать. В детстве гораздо меньше внутренних рамок, которые могут ограничить творчество и полёт фантазии.

Взрослым же присуще абсолютно противоположные качества: ответственность, логичность, целеустремленность, практичность, прямолинейность.

Конечно, есть люди, которые, достигая взрослого возраста, имеют в себе преимущественно качества присущие детям и практически не имеют качеств из второго списка. Такие люди остаются вечными детьми. С ними может быть весело и интересно проводить время, но они обычно совершенно несостоятельны во взрослой жизни и постоянно нуждаются в опеке взрослого зрелого человека. Другой путь развития таких людей – это взращивание в себе взрослого. [9]

Всё же большинство людей обладают соответствующими перечисленными качествами, но где-то в борьбе за выживание и становление во взрослом мире нередко утрачивают большую часть качеств ребенка. Безусловно, взрослый человек обладает рядом достоинств. Он умеет всё просчитать, поставить цель и достичь её, взяв за это ответственность. Но вот, достигнув цели, он часто сам не понимает, хотел ли он к ней прийти, или это так надо, чтобы правильно выглядеть в глазах окружающих.

Качества, присущие ребенку даются нам  при рождении. Это качества нашей души. Они всегда с нами. Но когда мы были детьми, у нас был яркий контакт с душой и с этими качествами. Взрослея, мы загрубляемся, начинаем жить по правилам, устанавливаем надуманные рамки, овладеваем искусством подавления чувств. Контакт с душой притупляется. Она ещё продолжает жить некоторое время в нашем теле, но начинает страдать и скучать по тем детским полётам фантазии, свободе самовыражения, творчеству и игривости, которые были когда-то. В жизни это выражается в реальных переживаниях человека, когда всё хочется бросить, всё надоело, порой это приводит к депрессиям и болезням, ускоряет старение. В отличие от качеств ребёнка, являющихся свойствами души, качества взрослого важно развить. Развитие их помогает получать новый опыт и обретать зрелость и мудрость.

Люди, которые успешно развивают качества взрослого, но сохраняют живыми в себе качества ребёнка, то есть души, могут иметь поистине неограниченные возможности во всём, чем бы они не занимались. В этом случае есть шанс раскрыть в себе множество талантов и способностей и использовать их целенаправленно. Мы можем применять это в любом виде деятельности, в бизнесе. Сохраняя творчество, фантазию, игривость, мы имеем гораздо больше степеней свободы. Двигаясь к любым целям, мы это делаем гибче, с большим интересом. Да и сами цели в этом случае намного интереснее. Ведь мы их выбираем из детского контакта с желаниями, честно и непосредственно. Невозможно перечислить все открывающиеся возможности. Здоровье таких людей всегда крепче, ведь им не нужно тратить силы на подавление чувств, желаний, творчества, но при этом они берут ответственность за своё здоровье. Да и на душе светлее и меньше страданий.
        Зачастую между детьми и взрослыми возникают конфликты и разногласия.
И это естественно, ведь дети и родители – разные, прежде всего они представители разных поколений, а также каждый из них – личность со своими потребностями. Проблема «отцов и детей» стара как мир, и современный ритм жизни её только усугубляет. Кажется, что взрослые должны понимать детей, так как каждый был ребёнком. Но есть масса причин, по которым между ребенком и взрослым происходят конфликты. Родители не обращают внимания на проблемы и потребности детей, заботясь лишь об их материальном комфорте. И взрослых можно понять – современный мир требует от них приложить максимум усилий, чтобы обеспечить детям достойный уровень жизни, позаботиться об их здоровье, дать образование. Но часто родители забывают о необходимости поддержания эмоционального и психологического комфорта детей, создания в семье обстановки доверия, любви и взаимопонимания. Нередко родители не видят в своем ребенке личность со своими потребностями, а между тем с самого рождения ребенок – это уникальный набор неповторимых черт характера.[1, - с.325]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Различия ребенка и взрослого

Естественными и самыми очевидным отличием ребенка от взрослого является физиология. Уменьшенный рост, пониженная устойчивость к вредным факторам внешней среды, интенсивный процесс роста у детей, улучшенная адаптация (приспособление) к новой среде, недоразвитая половая – принципиальные отличия детей от взрослых. Помимо физиологических различий между детьми и взрослыми существует ряд других немало важных, касающихся психики, мировоззрения, социализации.

Сравнивая ребенка с самим собой, взрослый видит, что тот более беспомощен перед теми задача ми, которые сам он способен решить. И важные отличия ребенка от взрослого определяются его зависимостью. Зависимостью от взрослых!

Без взрослых ребенок какое-то время не может выжить. Но чем старше становиться ребенок, тем больше он может делать сам для своего выживания. С каждым годом он становится взрослее, пока не возьмет полную ответственность за свою жизнь. С каждым годом ребенок все больше готов к тому, чтобы отделиться от родителей и полагаться на себя. [5, -c.480]

Ребенок мистичен, он не может и не хочет работать. Он тяготеет к тому, чтобы получать и еще не настроен на то, чтобы самому удовлетворять свои потребности. Для него главное о них заявлять и ждать, пока желание исполниться. С каждым годом ребенок берет на себя все больше обязанностей, все больше делает сам, все меньше в делах надеется только на чудо и все меньше избегает работы.

Дети не могут нести полную ответственность за удовлетворение своих потребностей. Они не могут заботиться о себе в той мере, в которой им это необходимо. Эту способность они приобретают по мере взросления и отделения от взрослых.

Ребенок эгоцентричен, то есть смотрит на себя как на центр мироздания. Таким ребенок рождается. Так он впервые осознает мир. Осознание того, что мир не сосредоточен только на нем и другие люди имеют свои взгляды и потребности, приходит к нему по мере взросления.

Ребенок очень нуждается в любви, тепле, нежности. Именно это для ребенка является индикатором заботы о его жизни. Именно через это он чувствует себя нужным. И именно этого ему часто не достает, чтобы чувствовать себя защищенным. Потому что очень часто его представления о том, как это должно было быть, отличаются от представлений и возможностей его родителей.

Взрослея, мы постепенно отказываемся от этих взглядов, меняя зависимость на самостоятельность, потребность в тепле родителей на независимость от них. Но так бывает не всегда.

Иногда человек застревает в своем детстве. В расстановках выявляются разные причины такого «застревания». Это могут быть эмоциональные травмы, неудовлетворенные потребности, страхи, «всемогущая» забота о родителях и пр. А последствия всегда одни – особенности детского возраста продолжают довлеть над взрослым человеком.

И абсолютно неважно, достиг ли человек совершеннолетия, живет ли он отдельно и далеко от родителей, есть ли у него собственные дети, зарабатывает ли он себе на хлеб, он все равно не может стать взрослым и эмоционально отделиться от родителей.

«Застревание в детстве» может пагубно сказаться на дальнейшей жизни.

То, что для ребенка является мечтой, для взрослого становится целью, которую он достигает шаг за шагом за определенный им срок. Цель от мечты отличается сроком. И этот срок устанавливает взрослый человек! Желание получать подарки прекрасно, но на то они и подарки, что могут приходить или не приходить, в зависимости не от вас, а от другого человека. Взрослый прекрасно это понимает и не впадает в истерику, когда не обнаруживает подарок, который он решил получить.

То, что для взрослого человека не является проблемой, для ребенка представляет непреодолимую сложность. Заполнить и сдать документы, договориться, объяснить, идти к цели, переждать и т.д. – для ребенка непосильная ноша, тогда как для взрослого - ряд планомерных действий. И если взросление не состоялось, человек может довести себя до нервного срыва, пытаясь выяснить в налоговой инспекции, какие платежи и на каком основании нужно сделать за этот год. Для взрослого человека работа - это действия, ведущие к цели, а для ребенка – мучение.

Взрослый человек, застрявший в детском возрасте может не понимает, что другие люди живут не для того, чтобы исполнять его ожидания. Ребенок это начинает понимать с возрастом. С рождения он – центр и очень удивляется, когда все, что вращается вокруг него, не понимает его потребностей. Когда взрослый застревает в детстве, он может и в 40 лет требовать от своей мамы или других людей, чтобы они вели себя так, как он хотел бы. Ведь это так просто и очевидно на его взгляд. Выход из детского возраста позволяет внутренне разрешить родителям, друзьям, коллегам не соответствовать ожиданиям. Взрослый может не только позволить себе не соответствовать ожиданиям родителей, но и позволить им не соответствовать своим! [7]

"Взрослый ребенок" не может позволить родителям больше не удовлетворять его потребности в любви, тепле и нежности. Он продолжает иметь и предъявлять к ним претензии, так как не надеется и не опирается на себя.

Ребенок не понимает, почему мама не проявляет тепла, а папа вообще не хочет с ним общаться. Для ребенка это страшный сигнал о своей ненужности родителям. Ему неспокойно! И стараясь получить это спокойствие, «застрявший ребенок» так и стоит с протянутой рукой и требованиями к родителям дать ему уверенность в том, что в нем нуждаются.

У взрослого все по-другому. Опираясь на себя, он не ждет постоянных подтверждений своей нужности. Для того, чтобы ощутить ее, ему не нужен никто, кроме него самого. 

Информация о работе Ребенок и взрослый: сходства и различия