Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:32, контрольная работа
Проблема отцов и детей существовала извечно и была актуальна во все времена. Дети не понимали взрослых, взрослые не всегда могли понять детей. Зачастую ссоры и проблемы в семьях возникают из-за непонимания чувств и желаний другого человека. Чтобы конфликтов между разными поколениями не возникало, нужно разобраться в причинах поступков человека, в его особенностях.
Цель исследования: анализ взаимосвязи детско-родительских отношений и личностных особенностей детей и взрослых, процесса воспитания, изучения личности, поведения человека в разном возрасте.
Введение 3
1.Различия ребенка и взрослого 7
2. Сходства детей и взрослых 14
Заключение 16
Список литературы
Взрослый человек нужен сам себе! Это эмоционально освобождает и его, и его близких! Конечно, даже взрослому хочется чувствовать себя нужным, но в детстве недостаток внимания ощущается более остро.
Ребенок зависит от других, его дальнейшая жизнь в руках родителей, взрослый же полагается только на себя полная ответственность за себя.
Все в детстве мечтают о будущем: кто-то хочет полететь в космос, кто-то стать знаменитым музыкантом, кто-то создать идеальную семью. Но желания ребенка иногда не воспринимаются взрослыми всерьез. Порой родители, не добившись в жизни реализации своих целей и мечтаний, видят в детях средство их реализации. Поэтому они отдают детей в различные секции и кружки, вмешиваются в их личную жизнь, даже когда дети уже давно перестали быть детьми. Родители думают: «У меня не получилось, может быть получится у моего ребёнка», но они забывают, что их ребёнок – это отдельная личность, со своими интересами и своим жизненным путём. Ребенок часто не может отстоять свой выбор, он зависит от родителей.
Ошибочно думать так: «ребёнок ещё маленький, откуда ему знать, что для него лучше, мы то уже жизнь прожили, мы лучше знаем» – в этих словах многие родители узнают себя. А ведь всё-таки нельзя не согласиться, что свои ошибки лучше усваиваются. И к тому же никто из родителей не хотел бы, чтобы в будущем их дети осознали, что ненавидят то дело, которое выбрали за них родители. Все взрослые люди прекрасно знают, как тяжело заниматься нелюбимым делом и просто изо дня в день «тянуть свою лямку».
Родители, у которых не сложилась личная жизнь, часто слишком пекутся, чтобы хоть у их чада всё в личном плане было хорошо. Родители могут только посоветовать, а ребёнок должен решать сам, что для него лучше. Все люди индивидуальны и дети ни в коем случае не являются точной копией родителей. Зачастую родители не могут разглядеть таланта ребенка, а иногда и не пытаются этого сделать, а ведь почти у каждого есть склонность к тем или иным наукам, музыке или искусству. [7]
Согласно установившейся в психологии традиции понятие «одаренность» рассматривается главным образом, или в первую очередь, как понятие количественное. Качественный подход к одаренности обычно ограничивается тем, что выясняется - в самых общих категориях - о какой именно одаренности идет речь: о так называемой «общей одаренности», о музыкальной одаренности, о технической одаренности и т. д. Теоретическим выражением такого чисто количественного подхода к проблеме одаренности является учение Спирмена, согласно которому «умственная одаренность» определяется количеством «умственной энергии». Другую попытку дать количественное объяснение одаренности сделал Лазурсмий, утверждая, что одаренность человека «сводится в конце-концов к общему потенциальному запасу его нервно-психической энергии или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности». [10]
Специалисты рассматривают детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Проявленную, очевидную одаренность, то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют "потенциальной".
Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.-А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго. Этот список можно продолжить. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.
И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими. [8]
Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность оставалась незамеченной, различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определенного времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые были невнимательны к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. Или напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей и даже рассматривали проявления творческости, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее ценными считали совсем другие.
Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, руководители производства, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений.
Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60 % из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям обучения.
Факт существования актуальной и потенциальной одаренности делает особенно важной другую проблему, проблему прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос не может быть простым. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.
При этом мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.
Л.С. Выготский показал ведущую роль обучения и воспитания, которые должны «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой». В этом понимании существенно то, что ведущим объявляется процесс воздействия взрослых на ребенка, процесс его обучения и воспитания старшими. Развитие есть функция, результат обучения. Однако развитие будет эффективным только в том случае, если обучение ориентируется на «зону ближайшего развития» ребенка. Это положение имеет исключительно важное значение. Выдвинув его, Выготский подчеркнул, что, хотя ведущую роль играют воспитание и обучение, они не могут ставить перед ребенком таких задач, предъявлять к детям таких требований, которые им еще не доступны, не соответствуют уровню их развития. Поэтому, зная, что ребенок сегодня может выполнить еще с помощью взрослого, а завтра — самостоятельно, учитель, воспитатель в своих требованиях ориентируется на завтрашний день развития ребенка. [3, - c.22-27]
Ребенок с первых дней своего существования попадает в сложные и изменчивые отношения со средой. И чем старше он делается, чем обширнее, богаче становится его собственный опыт, тем все более сложными, запутанными и порой противоречивыми оказываются его отношения с миром людей. Причина этого заключается в том, что ребенок с самого начала является активным членом ближайшей к нему среды. Он сам воздействует на взрослых, выражая свои желания, свои потребности и интересы. Он очень рано начинает избирательно относиться к разным людям, игрушкам, пище. Его темпераментные особенности выступают в том, к а к он реагирует на требования старших, как радуется и огорчается, как переживает огорчения и наказания, как долго помнит обиду и похвалу, как быстро устанавливает контакт с товарищами и во многом другом.
Кроме определившихся индивидуальных особенностей, на взаимодействия ребенка со средой оказывает большое влияние его общее эмоциональное состояние в конкретный момент общения со взрослым. Расстроенный или радостно возбужденный ребенок «не слышит» требования взрослого, а иногда совершенно неожиданно для воспитателя отвечает на его слова бурными слезами, плачем, даже грубостью. [10]
2.Сходства детей и взрослых
Часто взрослые несерьезно относятся к детям, их эмоциям и желаниям, но нельзя пренебрегать чувствами, только потому, что он младше,неопытней. Ребенок такой же человек, способный мечтать, размышлять, любить, и зачастую он всё это ощущает острее взрослого.
К чувствам ребенка нельзя относиться несерьезно. То, что взрослому кажется незначительным, пустяковым, для ребенка может являться самым главным в жизни. Нельзя оставлять без внимания интересующие ребенка вопросы, быть внимательным ко всему, чем он интересуется.
Внимание родителей к ребёнку – это отношение, это реакция и выражение отношения родителя к действиям, поступкам, словам ребёнка.
Внимание иногда значит слушание. Слушать не только «ушами», но и «всем телом». Оно должно отражаться на лице, выражаться в голосе, в позе , в том как вы сидите. Иногда важно оторваться от всех дел (чтение, готовка, просмотр ТВ) и посмотреть на ребенка. Посмотреть, но не уставиться с недовольным видом. Слушать не всегда значит задавать правильные вопросы. В вопросе звучит много агрессии. Иногда правильно слушать – это означает молчать иногда вставляя реплики «Да», «понимаю», иногда поделиться собственным опытом. Подлинное внимание – это чтение между строк, умение за словами ребёнка видеть личность ребёнка с её чувствами. [10]
У каждого ребенка, как и у взрослого есть свой характер. Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в преддошкольном, а тем более в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться манера поведения, хотя, конечно, ни о каком более или менее сложившемся характере у дошкольника или даже у младшего школьника не может быть и речи.
Большое значение в воспитании характера имеет личный пример педагога. А. С. Макаренко указывал, что поведение воспитателей — будь то родители или педагоги, имеет самое решающее значение и что воспитательное воздействие осуществляется не только тогда, когда с ребенком разговаривают, поучают его или приказывают ему. То, что делает воспитатель, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем-то, что ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы — все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. Если учитель настойчив в борьбе с трудностями, решителен в поступках, если он твердо выполняет свои обязательства, ему легче будет добиться того же самого и у своих воспитанников, которые будут стремиться выработать и у себя эти же черты. Наоборот, раздражительность педагога, его невыдержанность, грубость, пассивность, нескромность окажут отрицательное влияние на школьника. [4]
Одним из важнейших путей формирования характера является самовоспитание, сознательная работа по воспитанию у себя ценных качеств личности. «Человек есть система, единственная по высочайшему саморегулированию, сама себя совершенствующая», — говорил И. П. Павлов. Благодаря регулирующей функции второй сигнальной системы человек может сознательно формировать у себя определенные системы временных связей, воспитывать в себе желательные качества и искоренять нежелательные. В школе учитель должен стараться пробудить у каждого учащегося (особенно среднего и старшего возраста) сознательное стремление изжить у себя те или иные недостатки, выработать положительные черты характера. Формирование характера не ограничивается периодом детства и юности. Характер формируется в течение всей жизни человека и зависит от особенностей его жизненного пути, от всех видов общественного воздействия на него. И в зрелом возрасте, под влиянием тех или иных событий в жизни данного человека, под воздействием общественного развития, происходят значительные изменения как в характере в целом, так и в отдельных чертах человека. [6]
Заключение
В результате изучения темы стало очевидным, что различий детей от взрослых больше, чем сходств. Это касается не только анатомии, но и внутреннего мира. Душа ребенка более ранима, чем у взрослого. Дети, как никто другой нуждаются в любви и внимании. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.
К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Суть индивидуального подхода к ребенку в формировании гармоничной личности можно кратко охарактеризовать так: каждый ребенок сможет постичь любую науку, если подобрать для него такой способ обучения, который сможет задействовать его уникальные способности и будет опираться на сильные стороны его характера.
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».
Автором были определены функции и формы общения ребенка и взрослого, рассмотрены основные факторы, влияющие на поведение человека в обществе.
Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности.