Речь. Значение речи в деятельности юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 01:20, контрольная работа

Описание работы

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Речь как деятельность……………………………………………………….
4
2.Качества речи и способы их достижения………………………………….
8
3. Речь в юридической работе………………………………………………..
10
4. Значение ораторского искусства для деятельности адвоката…………….
12
Заключение …………………………………………………………………….
15
Список используемой литературы……………………………………………
16

Файлы: 1 файл

речь юриста.docx

— 44.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1. Речь как деятельность……………………………………………………….

4

2.Качества речи и способы их  достижения………………………………….

8

3. Речь в юридической работе………………………………………………..

10

4. Значение ораторского искусства  для деятельности адвоката…………….

12

Заключение …………………………………………………………………….

15

Список используемой литературы……………………………………………

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Речь является основным средством человеческого  общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в  частности такую, которая несет  большую смысловую нагрузку или  фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов  чувств (абстрактные понятия, непосредственно  не воспринимаемые явления, законы, правила  и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь  личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей  степени, чем это может позволить  наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого  через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через  речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают  их, способствуют их развитию.

Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных  знаний принципов и правил ораторского  искусства. К числу таких людей  относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них  публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Речь как деятельность

 

 

Речь - это конкретное говорение, имеющее определенные временные рамки и звуковую или письменную форму. Под речью понимают как речевую деятельность (т.е. процесс говорения), так и речевые произведения (т.е. результат говорения). Виды речевой деятельности могут быть различными.

1. В зависимости  от формы выражения они делятся  на:

- устные (говорение - порождение речи, аудирование - восприятие устного сообщения);

- письменные (письмо - создание письменного текста и чтение - восприятие письменного текста).

2. В зависимости  от того, порождает ли человек  речь или воспринимает ее, виды  речевой деятельности делятся  на:

- продуктивные виды (говорение и письмо);

- рецептивные виды (аудирование и чтение).

3. В зависимости  от количества участников виды  деятельности делятся на:

- монологическую речь (речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе);

- диалогическую речь (форма речи, при который происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами).

Устная публичная (или ораторская речь) используется для выступления перед большим  количеством людей. Например, в научной сфере: лекция (научная или научно-популярная), научный обзор, доклад и т.д.; в судебной сфере: выступления прокуроров и адвокатов; в социально-политической жизни: агитации, митинги, выступления парламентариев; в социально-бытовой сфере: юбилейная речь, застольная, надгробная и т.д.; в духовной сфере: проповедь.

Во время  публичного выступления оратор должен соблюдать такое качество речи, как  правильность, то есть он должен соблюдать  нормы современного русского языка. Необходимо безошибочно образовывать грамматические формы, ставить ударение, соблюдать причинно-следственные связи, избегать повторов, точно выбирать слова для избежания недопонимания, причем все слова должны быть одинаковой стилистической окраски, нельзя допускать в речи разговорных слов, форм или просторечия.

Речевой этикет - это правила речевого поведения, специфические для определенной нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом для вежливого общения, с собеседником.

Эти правила  включают определенные слова, используемые для того, чтобы поздороваться, попрощаться  с собеседником или чтобы привлечь его внимание. Например, в русском  языке для приветствия используются такие слова, как добрый день, добрый вечер, здравствуйте и т.д.

Речевой этикет позволяет установить с другим человек контакт в определенной благоприятной тональности.

Речь выполняет  определенные функции:

1.Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

2. Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

3. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

4. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно  множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

В психологии различают две формы речи: внешнюю  и внутреннюю.

Внешняя речь - система используемых человеком  звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды:

* устную (диалогическую  и монологическую) и

* письменную.

Устная речь - это общение между людьми посредством  произнесения слов вслух, с одной  стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически  не развернутых конструкций.

Отличительной чертой диалога является эмоциональный  контакт говорящих, их воздействие  друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений  говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с по­мощью специально подобранных вопросов.

Монолог –  вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное  синтаксическое целое, в структурном  отношении совсем не связанный с  речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в  течение относительно длительного  времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение  одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

- последовательность  и доказательность, которые обеспечивают  связность мысли;

- грамматически  правильное оформление;

- выразительность  голосовых средств.

Монологическая  речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень  речевого развития говорящего.

Выделяются  три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие  свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные  особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная  речь - это графически оформленная  речь, организованная на основе буквенных  изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности  и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически  и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения  устной речью у ребенка-дошкольника  происходят неосознанная обработка  языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые  создают готовность к овладению  письмом в школьном возрасте. При  недоразвитии речи, как правило, возникают  нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя  речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая  с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее  проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции  общения, а лишь обслуживающая процесс  мышления конкретного человека. Она  отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя  речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой  один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью  внутренней речи осуществляется процесс  превращения мысли в речь и  подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

Внутренняя  речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в  ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся  к предикату (сказуемому).

Хотя все  эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего  выступает как способ запоминания  и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс  одностороннего, а диалог - двустороннего  обмена информацией.

Речь имеет  свои свойства:

Содержательность  речи - это количество выраженных в  ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

Понятность  речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также  применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью  логического ударения.

Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она  может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи - это свойство речи, заключающееся  в ее влиянии на мысли, чувства  и волю других людей, на их убеждения  и поведение.

Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с  лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для  понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение  и восприятие более сложных, абстрактных  мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых  взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой  речью.

2 Качества речи и способы их достижения

 

 

Качества  речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность  коммуникации и характеризующие  уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи профессор  Б.Н. Головин относил правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи.

Информация о работе Речь. Значение речи в деятельности юриста