Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 01:20, контрольная работа
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию
Введение………………………………………………………………………..
3
1. Речь как деятельность……………………………………………………….
4
2.Качества речи и способы их достижения………………………………….
8
3. Речь в юридической работе………………………………………………..
10
4. Значение ораторского искусства для деятельности адвоката…………….
12
Заключение …………………………………………………………………….
15
Список используемой литературы……………………………………………
16
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Речь как деятельность……………………… |
4 |
2.Качества речи и способы их достижения…………………………………. |
8 |
3. Речь в юридической работе…………… |
10 |
4. Значение ораторского |
12 |
Заключение ………………………………………………… |
15 |
Список используемой литературы…………………………………………… |
16 |
Введение
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь – главнейшее оружие. Ораторство – сильнейший рычаг культуры.
1 Речь как деятельность
Речь - это конкретное говорение, имеющее определенные временные рамки и звуковую или письменную форму. Под речью понимают как речевую деятельность (т.е. процесс говорения), так и речевые произведения (т.е. результат говорения). Виды речевой деятельности могут быть различными.
1. В зависимости
от формы выражения они
- устные (говорение - порождение речи, аудирование - восприятие устного сообщения);
- письменные (письмо - создание письменного текста и чтение - восприятие письменного текста).
2. В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает ее, виды речевой деятельности делятся на:
- продуктивные виды (говорение и письмо);
- рецептивные виды (аудирование и чтение).
3. В зависимости от количества участников виды деятельности делятся на:
- монологическую речь (речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе);
- диалогическую речь (форма речи, при который происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами).
Устная публичная (или ораторская речь) используется для выступления перед большим количеством людей. Например, в научной сфере: лекция (научная или научно-популярная), научный обзор, доклад и т.д.; в судебной сфере: выступления прокуроров и адвокатов; в социально-политической жизни: агитации, митинги, выступления парламентариев; в социально-бытовой сфере: юбилейная речь, застольная, надгробная и т.д.; в духовной сфере: проповедь.
Во время
публичного выступления оратор должен
соблюдать такое качество речи, как
правильность, то есть он должен соблюдать
нормы современного русского языка.
Необходимо безошибочно образовывать
грамматические формы, ставить ударение,
соблюдать причинно-
Речевой этикет - это правила речевого поведения, специфические для определенной нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом для вежливого общения, с собеседником.
Эти правила
включают определенные слова, используемые
для того, чтобы поздороваться, попрощаться
с собеседником или чтобы привлечь
его внимание. Например, в русском
языке для приветствия
Речевой этикет позволяет установить с другим человек контакт в определенной благоприятной тональности.
Речь выполняет определенные функции:
1.Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
2. Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
3. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
4. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно
множеству своих функций речь
является полиморфной деятельностью,
т.е. в своих различных
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь включает следующие виды:
* устную (диалогическую и монологическую) и
* письменную.
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.
Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается
собеседниками с помощью
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
- последовательность
и доказательность, которые
- грамматически правильное оформление;
- выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная
речь - это графически оформленная
речь, организованная на основе буквенных
изображений. Она обращена к широкому
кругу читателей, лишена ситуативности
и предполагает углубленные навыки
звукобуквенного анализа, умение логически
и грамматически правильно
Полноценное
усвоение письма и письменной речи
тесно связано с уровнем
Внутренняя речь (речь “про себя”) - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.
Внутренняя
речь может характеризоваться
Хотя все эти формы и виды речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет основную роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания и сохранения информации, устная речь – как средство передачи информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.
Речь имеет свои свойства:
Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
Понятность речи - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь человека может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленных языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное
речевое высказывание достаточно для
понимания среди хорошо знакомых
людей и в знакомой обстановке.
Однако оно затрудняет выражение
и восприятие более сложных, абстрактных
мыслей, связанных с тонкими
2 Качества речи и способы их достижения
Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи профессор Б.Н. Головин относил правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи.
Информация о работе Речь. Значение речи в деятельности юриста