Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:35, отчет по практике
Тема возрастных особенностей имеет актуальное звучание во многих областях науки. Не исключением является также педагогическая психология, где важность учета возрастных особенностей школьников играет не последнюю роль в эффективности педагогического процесса. Обучение в соответствии с возрастными является актуальной задачей для современной системы образования. Тему возрастных особенностей рассматривал основатель бихевиоризма Джон.Б.Уотсон-«рассматривает среду, как генерирующий стимул,на которые должна реагировать личность»(Руководство стр 182). Представители когнитивного подхода ;Жан Пиаже,М Монтесорри и Лев Выготский .обратились к умственным процессам личности, их интересовал процесс получения знаний. Основатели гуманистического подхода –Маслоу и Роджерсособое внимание уделили совершенствованию человека.А Бандура изучая взаимодействие и когнитивный процесс, определил, что поведение человека можно изучить через наблюдение .
Рефлексивный отчет по модулю «Преподавание
и обучение в соответствии с возрастными
особенностями учеников
« Ум человеческий похож на моток запутанного шелка, прежде всего надо осторожно найти конец нитки, чтобы распустить его»
Тема возрастных особенностей имеет актуальное звучание во многих областях науки. Не исключением является также педагогическая психология, где важность учета возрастных особенностей школьников играет не последнюю роль в эффективности педагогического процесса. Обучение в соответствии с возрастными является актуальной задачей для современной системы образования. Тему возрастных особенностей рассматривал основатель бихевиоризма Джон.Б.Уотсон-«рассматривает среду, как генерирующий стимул,на которые должна реагировать личность»(Руководство стр 182). Представители когнитивного подхода ;Жан Пиаже,М Монтесорри и Лев Выготский .обратились к умственным процессам личности, их интересовал процесс получения знаний. Основатели гуманистического подхода –Маслоу и Роджерсособое внимание уделили совершенствованию человека.А Бандура изучая взаимодействие и когнитивный процесс, определил, что поведение человека можно изучить через наблюдение . Возрастные особенности школьников проявляются в процессе развития: физического, физиологического, психического, социального и духовного. «Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного изменения физических и духовных сил человека» . Физическое развитие ученика подразумевает под собой изменения роста, веса, силы, пропорций тела. Физиологическое развитие – «изменение функций организма в области сердечнососудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения» , гормонального фона и т.д. Психическое развитие характерно «усложнением процессов отражения человеком (учеником, в том числе) действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций» . Социальное развитие состоит в постепенном вхождении ученика в общество – «в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения» . Духовное развитие человека означает «осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию» . Несомненно, что все области развития играют немалую роль в педагогическом процессе, и что они не могут существовать один без другого., потому как «психическое развитие – это целостное развитие всей личности» (Л.С.Выготский).Исследованиями памяти в разное время занимались Аткинсон и Шифрин определили понятие краткосрочной памяти.Понятие долгосрочной памяти было введено Тулвингом (1985г)Флейвел ввел понятие «Метасознание»,способность людей к саморефлексии,обдумывать, то ,как люди мыслят и что они знают. Какие проблемы существуют в современной школе-не всегда учитываются возрастные особенности в процессе обучения .Как развивать способности ученика,внимание ,его речевые навыки в различных возрастных группах? Например у школьников младшего возраста обычно преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубокому осмыслению знаний и развития логической памяти.
Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся попять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению Рубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых Положений и убедительного доказательства. На этой основе у них Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.
Особое
значение в организации учебной
работы подростков имеет внутреннее
стимулирование их познавательной деятельности,
т.е. развитие у них познавательных
потребностей, интересов и мотивов
учения.Я думаю решение этой проблемы
возможно при оптимизации всего
учебно-воспитательного