Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:21, доклад
Конфликты в обществе, любого уровня и вида это прежде всего комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы.
Тема конфликтов и их урегулирования считается сегодня актуальной, особенно ввиду глобализации, всемирных отношений, всемирной экономики, политики, развития международных отношений. Различные военные конфликты, которые периодически встречаются в современной мировой политической жизни также требуют урегулирования, причем желательно мирным путем переговоров.
1………………………………………………………….Введение.
2…………………………………………………Виды конфликта.
3…………………………………… Регулирование конфликтов.
4………………................Процесс регулирования конфликтов.
5……………………………………………………...Заключение.
-необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений.
-основной целью является приобретение совместного опыта работы.
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.
Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
-обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью.
-компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
-источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы.
-знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу.
-хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение.
Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта.
-предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся.
-считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения.
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
А.А.Ершов выделяет следующие способы разрешения конфликта:
1.Изменение
обстоятельств так, чтобы
2.Если
есть объект, вызвавший конфликт,
то выход из конфликта может
быть связан с изменением
3.Переориентация одной из сторон.
4.Уничтожение одной из сторон, например, через ее подчинение оппоненту.
Любой
критически настроенный практик
встретил бы эти рекомендации вполне
закономерным вопросом: как? Как изменить
обстоятельства так, чтобы изменились
цели оппонентов? Как привлечь их к
взаимодействию, когда они скорее
склонны к конфронтации? Как осуществить
переориентацию одной из сторон? и
т.п. Ключевым моментом в поисках
«относительных» решений
Проблема поведения людей в конфликтной ситуации, стратегии урегулирования противоречий интересовали исследователей управления достаточно давно. Так, М. Фоллет указывала на три способа урегулирования конфликтной ситуации: посредством доминирования одной стороны над другой; за счет компромисса, означающего уступки с обеих сторон; посредством интеграции, когда находится решение, при котором выполняются оба желания.
Не менее существенным, особенно в ситуации вертикального конфликта по поводу неудовлетворенности групповых потребностей, выступает сглаживание различий между конфликтующими структурами, во всяком случае, недопущение фиксации внимания на имеющихся различия, особенно в уровне удовлетворения потребностей.
Одним
из источников эмоциональной напряженности
оказывается неумелая критика партнера.
Однако и критика может быть более
или, наоборот, менее психологически
грамотная. Практика показывает, что
навык критики, не оставляющей чувства
обиды у партнера, вообще не считается
ценным в среде руководителей, которые
склонны считать, что их коллеги
« не кисейные барышни», даже если они
женщины.
4.Процесс
регулирования конфликтов.
Необходимыми
условиями для разрешения конфликта
являются: достаточная зрелость конфликта
- осознание противоборствующими
сторонами противоречий, которые
объективно существуют между ними,
а также разногласий и
Рациональное поведение в конфликте требует знания основных правил его решения:
Правило 1. Признать наличие конфликта. Это поможет очистить атмосферу от пересудов и откроет путь переговорам.
2. Договоритесь о процедуре. Если конфликт признано, договоритесь, где, как и когда вы начнете совместную работу по его преодолению.
3. Опишем конфликт. Важно определить конфликт в терминах проблемы, подлежащая урегулированию. При этом важно сосредоточиться на конкретных действиях, а не на лицах.
4. Исследование возможных вариантов решения Эта процедура нацеливает на сотрудничество и совместное принятие решения.
5. Контролируйте выполнение совместно принятого решения.
6. Критикуйте оппонента доброжелательно.
7. Следует придерживаться этических норм общения в конфликтной ситуации.
8.
Владеет своими эмоциями. Это одно из основных
правил разрешения конфликтных ситуаций.
Разрешение
конфликта предполагает активность обеих
сторон по преобразованию условий, в которых
они взаимодействуют, по устранению причин
конфликта. Для разрешения конфликта необходимо
изменение самих оппонентов (или хотя
бы одного из них), позиций, которые они
отстаивали в конфликте. Часто разрешение
конфликта основывается на изменении
отношения оппонентов к его объекта или
друг друга.
5.Заключение.
Не
менее интересным, чем проблема стиля
и стратегий конфликтного поведения,
оказывается вопрос о психологических
предпосылках, лежащих в основе того
или иного стиля конфликтного
поведения. Вполне естественно предположить,
что возможны такие сочетания
индивидуально-психологических
Таким
образом, невозможно говорить об однозначной
прямой связи между личностными
особенностями и типом
6.Список
литературы:
1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М., 2002
2.Аг А. Конфликт. Политология вчера и сегодня. М., 1991.
3.Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989.
4.Вершинин М.С. Конфликтология. С. - Пб., 2000.
5.Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1992.
6.Вишневская А.В. Конфликтология, М., 2001.
7.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. 1998
8.Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону., 1996.
9.Зинченко Г. Теория социологии. Ростов-на-Дону, 1993.
10.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996.
11. http://www.psyarticles.ru/
12.http://www.grandars.