Режим дня в группах раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 01:43, контрольная работа

Описание работы

Понятие и педагогическое значение режима. Принципы построения РД детей раннего возраста. Особенности режима дня ребёнка на каждом этапе периода раннего возраста. Условия формирования ритма бодрствования и сна.

Файлы: 1 файл

педагогика для миленькой Розочки.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Режим дня в группах раннего возраста

  1. Понятие и педагогическое значение режима.
  2. Принципы построения РД детей раннего возраста.
  3. Особенности режима дня ребёнка на каждом этапе периода раннего возраста.
  4. Условия формирования ритма бодрствования и сна.

Литература:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – Гл. 5. – С. 46 – 54.

http://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy.html

  1. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов

/ Под ред.  М.Д.Ковригиной. – М.: Медицина, 1977. –  Гл. 4. – С. 195 – 200.

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Прсвещение, 1986. – С. 32.

http://lib.rus.ec/b/367208/read

  1. Первый год жизни вашего ребёнка/ Сост. Л.Ф.Островская. – М.: Педагогика, 1977. – С. 16 – 22.

http://receptidocs.ru/docs/index-11609.html?page=13

 

  1. Змановский Ю.Ф., Терехова Н.Т., Богина Т.Л. Режим – важнейший фактор укрепления здоровья ребёнка// Дошк. воспитание. – 1978. - № 7.

Дополнительная литература:

  1. Пралеска. Базісная праграма і метадычныя рэкамендацыі. – Мн.; 2000.
  2. Терехова Н.Т. Приучайте ребёнка спать длительно и спокойно// Дошк. воспитание. – 1964. - № 11.
  3. Терехова Н.Т. Правильный режим – это необходимо// Дошк. воспитание. – 1967. - № 4.
  4. Терехова Н.Т. О вреде недосыпания// Дошк. воспитание. – 1968. - №3.

Методические рекомендации:

  1. Отвечая на поставленный вопрос, необходимо охарактеризовать режим как основу воспитательной работы в группах раннего возраста, научно обосновать необходимость его выполнения.
  2. Назвать основные принципы построения режима дня для детей раннего возраста, дать понятие национального режима, его индивидуализации.
  3. Отвечая на вопрос, необходимо обосновать необходимость существования разных возрастных режимов в период раннего детства, проследить за изменением с возрастом длительности бодрствования и сна, обратить внимание на взаимозависимость этих состояний, назвать показатели перевода детей с одного режима дня на другой.
  4. Требуется филологическая характеристика бодрствования и сна в начальном периоде их формирования, формулировка основных условий формирования сна и бодрствования.

 

 

 

 

Введение: Фундамент здоровья человека закладывается с раннего детства .Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его  жизни, особенно в период дошкольного детства.

Организм ребенка находится  в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с разной интенсивностью, морфофункциональное созревание  отдельных  органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов ,как положительных ,так и отрицательных.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического  и психического развития ребенка, рациональному  режиму принадлежит одна из ведущих  мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это  соответствие обусловливается удовлетворением  потребности организма в сне ,отдыхе ,пище, деятельности, движении .Для каждой возрастной группы «Программа воспитания и обучения в детском саду»предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразие виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки.

 

Режим дня в  группах раннего возраста

  1. Понятие и педагогическое значение режима.

 

Режим дня —  это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность бодрствования, сна и кормления, а также своевременная смена  различных видов деятельности. 
Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания. Если режим дня соответствует возрасту, состоянию здоровья и индивидуальным особенностям ребенка, это способствует нормальному функционированию всего организма, в том числе коры больших полушарий, и предохраняет нервную систему от утомления. Для детей раннего возраста правильный распорядок — режим дня — имеет очень большое значение как одно из условий, поддерживающих спокойное и бодрое поведение, без чего невозможно нормальное развитие их нервно-психической деятельности. 
При постоянном соблюдении правильного режима дня у ребенка формируется организованное поведение, устраняются причины возникновения отрицательных привычек, плача и негативизма. Если кормление, бодрствование и сон ребенка проводятся всегда в одно и то же время и в определенной последовательности, потребность в еде и сне у него возникает именно в установленное время, и он спокойно, без возражений идет есть и ложится спать. Наоборот, несоблюдение режима дня детей раннего возраста является одной из наиболее частых причин нарушения возбудимости коры головного мозга. 
Правильный режим дня надо устанавливать с первых дней жизни ребенка. При составлении режима дня прежде всего необходимо: 1) учесть предел работоспособности нервных клеток — установить длительность отрезков бодрствования; 2) определить суточное количество сна, а также число и длительность отрезков дневного сна и 3) установить количество, время кормления и интервалы между н

 

Известно, какое значение придавал режиму дня  выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим – это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений .

Режим, который отвечает биологическим и социальным потребностям ребенка, всегда четко и правильно  выполняется, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность, включающая разнообразные посильные нагрузки в рациональном сочетании с отдыхом, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Регулярность питания благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, а это способствует полноценному усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, что является одним из важнейших условий спокойного, глубокого сна, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка.

Утомление у разных детей проявляется неодинаково. Чаще всего оно выражается в снижении активности ребенка, ослаблении внимания, повышении возбудимости или вялости . Нередко при утомлении у детей появляются отрицательные поведенческие реакции: капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушаются сон, аппетит. Все это так называемые внешние признаки утомления, и опытному воспитателю легко их определить. Вместе с их появлением снижается и работоспособность ребенка, что особенно заметно в организованных формах деятельности, требующих сосредоточенности и внимания. У ребенка, как правило, пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Он постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чем говорит воспитатель, не доводит до конца начатое задание. Если в детском саду или в семье для ребенка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объем нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья. На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям.

Особенно неблагоприятно те или иные нарушения в организации деятельности и отдыха сказываются на физиологическом состоянии организма и уровне работоспособности детей.

Для правильного  выполнения режима, четкого и последовательного  осуществления всех его процессов  важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Уровень развития у ребенка навыков самообслуживания зависит от разных причин: состояния здоровья, особенностей высшей нервной деятельности, общего развития. Но главное – от целенаправленного воспитания, использования единых педагогических приемов в семье в дошкольном учреждении.

Если в детском  саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия. Дети, которых дома не приучают к посильному труду с младшего возраста, не способны самостоятельно убрать игрушки, умыться и т.д. В детском саду они задерживают выполнение режима, в котором все взаимосвязано: нарушение одного из процессов режима неизбежно приводит к несвоевременному проведению последующих. Вот почему так необходимо, чтобы взрослый руководил деятельностью детей в самых различных ее проявлениях, ведь навыки самостоятельности, как и многие другие полезные привычки, формируются в ее процессе при постоянном выполнении ребенком одних и тех же требований взрослого. Для того чтобы навыки прочно усвоились, помимо обучения детей, использования педагогических воздействий, помощи, оказываемой взрослыми при выполнении различных бытовых процессов, целесообразно организовывать дидактические, сюжетные игры, создавать игровые ситуации, в которых все действия по самообслуживанию дети будут выполнять с интересом и желанием .

Постепенно у  ребенка формируются разнообразные  полезные навыки и привычки к четкому  распорядку дня. В результате создаются  благоприятные условия для тренировки и совершенствования функций центральной нервной системы – активного, внутреннего торможения, подвижности нервных процессов, выносливости нервных клеток коры больших полушарий мозга. Развитие этих функций является важнейшей предпосылкой правильного поведения ребенка, воспитания у него морально-волевых качеств, что позволяет ему легко приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Эффективность реализации режима в дошкольном учреждении предполагает также, чтобы время, отведенное для  организованной и самостоятельной деятельности, использовалось с максимальной результативностью и для общего развития и укрепления здоровья детей.

 

  
2. Принципы построения РД детей раннего возраста.

 

Ранний  возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического  и нервно-психического развития детей  первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если  в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.

Развитие  в раннем возрасте происходит на таком  неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его  сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью  эмоционального состояния. Обеспечение  положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.

При воспитании маленьких детей следует учитывать  преобладание у них возбуждения  над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения  ребенка, начинают образовываться с  первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать  у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Информация о работе Режим дня в группах раннего возраста