Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 01:43, контрольная работа
Понятие и педагогическое значение режима. Принципы построения РД детей раннего возраста. Особенности режима дня ребёнка на каждом этапе периода раннего возраста. Условия формирования ритма бодрствования и сна.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.
Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.
Обладая
высокой пластичностью функций
мозга и психики, ребенок имеет
большие потенциальные
Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.
В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие принципы:
Успешное
осуществление задач
В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.
Они определяются возрастными особенностями малышей.
Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.
Второй год жизни характеризуется тремя основными
приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать
с предметами. Своеобразно протекает формирование
эмоциональной сферы. Речь становится
средством общения. Большое значение имеет
развитие способности к подражанию. Благодаря
этому увеличивается активный словарь
детей, они начинают воспроизводить в
игре действия, которые видят. К концу
года формируется сюжетно-отобразительная
игра. Развиваются элементы наглядно-действенного
мышления. Проявляется отзывчивость на
музыку и художественное слово. Малыши
усваивают некоторые правила поведения,
охотно выполняют поручения взрослого,
обращаются к нему по своей инициативе.
Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании,
что высвобождает больше времени для игр.
Появляются простейшие взаимоотношения
со сверстниками, интерес к их деятельности.
Появляются элементы совместной деятельности.
Заметно снижается темп Физического развития.
Совершенствуется нервная система, что
отражается на повышении работоспособности.
Разная длительность бодрствования в
начале и в конце года обусловливает различия
в режиме дня. Дети в возрасте от I года
до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после
I года 6 мес. - I.
Режимные процессы занимают довольно
много времени, поэтому их следует максимально
использовать для развития малышей (для
формирования навыков самообслуживания,
расширения ориентировки в окружающем,
развития речи). Постепенно совершенствуется
ходьба, возникает бег, развивается лазанье,
метание. Важно создавать условия для
разнообразной двигательной активности
детей. Этому способствует правильное
оборудование групповых комнат. Нельзя
ограничивать двигательную активность
детей (усаживать их на стульчики или на
ковер и занимать рассказыванием, чтением,
показом игрушек).
Для детей этого возраста характерны яркая
эмоциональность, непосредственность.
Вместе с тем настроение детей, их поведение
характеризуются неуравновешенностью,
особой импульсивностью. Бурная радость
легко сменяется плачем; возможно проявление
гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается
у детей, избалованных вниманием взрослых.
Чувство радости у малышей вызывают движения,
игрушки, появление животных. Но особое
удовольствие доставляет общение со взрослым,
особенно "деловое". Сотрудничество
со взрослым служит источником не только
положительных эмоций, но и развития психики
малыша. В условиях общественного воспитания
очень рано возникают контакты между детьми:
от интереса я сверстнику как к объекту,
к его внешности, поведению до появления
подражания ему, совместных действий,
игр с ним. В процессе общения друг с другом
они получают дополнительные впечатления
от окружающего, развивается познавательная
деятельность, способность действовать
по подражанию, проявляются и развиваются
инициативные действия. Общение с другим
ребенком стимулирует проявление индивидуальных
способностей, помогает формированию
адекватных представлений о себе, налаживанию
совместных практических действий. Взрослые
должны помогать ребенку вступать в контакт
со сверстниками. Для этого организуются
ситуации "чистого общения", "контактов
взглядов", "эмоциональные игры".
Взрослые должны предупреждать конфликты
между детьми. Уровень детских взаимоотношений
зависит от уровня общего развития детей
и от уровня того вида деятельности, на
фоне которого они возникают. Нужно стремиться
к тому, чтобы доброжелательные чувства,
возникающие непроизвольно между детьми,
постепенно распространялись и на совместную
предметную деятельность