Режим дня в группах раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 01:43, контрольная работа

Описание работы

Понятие и педагогическое значение режима. Принципы построения РД детей раннего возраста. Особенности режима дня ребёнка на каждом этапе периода раннего возраста. Условия формирования ритма бодрствования и сна.

Файлы: 1 файл

педагогика для миленькой Розочки.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Быстро  формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание - дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты  целенаправленного воспитания проявляются  уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность  в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет  радость.

Обладая высокой пластичностью функций  мозга и психики, ребенок имеет  большие потенциальные возможности  развития, реализация которых зависит  от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно  из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие  принципы:

  • соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;
  • правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  • создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное  осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически  обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни  важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем  в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными  особенностями малышей.

Большое значение в  воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация  их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

 

 

 

 

  1. Особенности режима дня ребёнка на каждом этапе периода раннего возраста.

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами. Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят. К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра. Развиваются элементы наглядно-действенного мышления. Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово. Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Появляются элементы совместной деятельности. 
 
Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. - I. 
 
Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек). 
 
Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность, непосредственность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых. Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно "деловое". Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации "чистого общения", "контактов взглядов", "эмоциональные игры". Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность

 

  1. Условия формирования ритма бодрствования и сна. 
    Для поведения человека характерны два основных физиологических состояния — бодрствование и сон. По определению физиологов, бодрствование представляет собой деятельное состояние коры головного мозга во взаимодействии ее с подкорковыми образованиями. Такое состояние поддерживается действием различных раздражителей, главным образом из внешнего мира, которые воспринимаются органами чувств. Раздражения эти постоянно меняются и воздействуют на различные участки коры головного мозга. 
    Активное бодрствование возникает с первых дней жизни ребенка сначала под влиянием в основном внутренних раздражителей (голод, боль и др.), а затем поддерживается общением взрослого и различными сенсорными раздражениями, которые ребенок получает из окружающей среды. С возрастом увеличивается количество и характер раздражений, воспринимаемых ребенком, бодрствование становится активнее и длительнее. 
    Однако работоспособность клеток коры головного мозга имеет предел, который зависит от возраста, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и характера, внешних и внутренних раздражений. Таким образом, активное бодрствование может длиться только определенное время, после чего необходим отдых — сон. В противном случае наступает утомление. 
    Сон является физиологической потребностью организма. Во время сна резко снижается восприимчивость органов чувств на обычные раздражители внешней среды. Снижается двигательная активность, понижаются процессы обмена. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для глубокого, спокойного сна, особенно для маленького ребенка. Сон наступает быстрее и бывает более глубоким, когда отсутствуют такие сильные раздражители, как шум, яркий свет, и др. 
    Бодрствование и сон — взаимно связанные состояния нервной системы; активное бодрствование вызывает последующий глубокий сон, а хороший глубокий сон обеспечивает активное бодрствование. Для нормальной деятельности организма большое значение имеет ритмичная смена бодрствования и сна. 
    При рождении у детей нет никакого ритма сна и бодрствования. Ребенок засыпает в разное время дня и ночи, различна и длительность каждого отрезка сна. Бодрствование бывает то короче, то длиннее. Такое неупорядоченное поведение может длиться довольно долго. Ритм бодрствования, сна и кормления вырабатывается в процессе жизни ребенка. В зависимости от условий воспитания этот ритм может быть установлен уже на 2-м месяце жизни, если же он не выработан, то на 3-м году пищевое возбуждение и потребность во сне возникают аритмично, т. е. ребенок требует пищу в разное время дня и засыпает также в различные часы. Как указывает Н. М. Щелованов, для того, чтобы уже со 2-го месяца выработать ритм сна и бодрствования, необходимо: 
    1) в часы, предназначенные для бодрствования, создавать условия, стимулирующие активное, бодрое состояние, т. е. обеспечить условия для деятельности ребенка и частое общение с ним взрослого; 
    2) в часы, предназначенные для сна, создавать особо благоприятные условия для быстрого засыпания и сна. 
    При выполнении этих двух условий удается вызывать и поддерживать у детей в одно время состояние активного бодрствования, а в другое — состояние сна, т. е. установить твердый ритм в смене этих состояний. 

Информация о работе Режим дня в группах раннего возраста