Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 08:46, доклад
Аннотация: в данной статье рассматриваются аспекты подготовки студентов-экологов с использованием активных форм и методов обучения, которые способствуют повышению мотиваци учения и активизации их познавательной активности, а также выработке навыков самостоятельной работы и поиска информации. Ключевые слова: форма обучения, активные методы обучения, имитационные и неимитационные активные методы обучения, кейс-стадии.
Решение кейс-стади студенты могут выполнять не только в аудитории, но и в виде самостоятельной работы. Такая организация учебного процесса требует свободного доступа студентов к источникам информации, к интернету. Практические примеры и ситуации, которые студенты самостоятельно изучают, анализируют и пытаются найти им решение, являются мощным и эффективным средством обучения. Они существенно приближают студентов к реалиям жизни и позволяют им самостоятельно принять то или иное решение, от которого будет зависеть успех дела.
Преподаватели, в свою очередь, должны уметь не только излагать информацию, написанную в учебнике, а ставить проблемные вопросы, консультировать отдельных студентов и проектные группы, быть осведомленными о всех новинках в области бизнеса, иметь практический опыт в этой сфере или уметь привлечь специалистов из практического бизнеса. Ситуации и примеры, предлагаемые для решения студентам, могут быть реальными или вымышленными.
Цель обучения с помощью кейса – формирование специалиста, который правильно анализирует ситуацию, выявляет возможные их причины, выбирает оптимальный выход из возможных вариантов решения, приводит его в действие и осуществляет контроль .
Кейс представляет собой информационную конструкцию, построенную для решения конкретных задач.
Решение кейса в некоторых случаях можно разбить на несколько стадий:
– сбор и анализ информации;
– поиск решения проблемы;
– принятие решения и его осуществление.
Таким образом, применение кейс-метода направлено на развитие:
– аналитических навыков: умение классифицировать, отделять существенную информацию от несущественной, уметь ее анализировать, представлять, восстанавливать и моделировать недостающую информацию;
– практических навыков: применение на практике академических теорий, методов и принципов;
– творческих навыков: научиться мыслить и принимать управленческие решения;
– коммуникативных навыков: умение вести дискуссию и налаживать взаимоотношения.
Работу по подготовке занятий с использованием активных методов обучения рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Определение тем дисциплины, по которым можно провести занятия в данной форме.
2. Формулирование текста лекции с элементами проблемности и использования активных методов обучения.
3. Разработка пакета заданий для студентов, как во время занятия, так и внеаудиторно с методическими указаниями по их выполнению.
3. Подбор пакета информационных документов (Указы, договора, инструкции, заключения экспертов и др.).
4. Разработка критерия оценки знаний и умений».
Таким образом, рассмотренные нами аспекты применения активных методов обучения в процессе подготовки студентов-экологов будут способствовать повышению мотивации учения, активизации познавательной деятельности студентов, развитию их самостоятельности и формированию умений и навыков, прикладного характера, которые помогут им в дальнейшем лучше адаптироваться в профессиональной среде. А специфика экологической подготовки и тематика рассматриваемых экологических тем сама по себе уже подразумевает развитие критичности мышления, поиска множества вариантов решения той или иной проблемы.
Литература: