Роль целей обучения в целостном педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть роль целей обучения в целостном
3
педагогическом процессе.
Задачи:
1.проанализировать литературу по данной теме,
2.дать определение,рассмотреть различные виды целей обучения.
3.рассмотреть функции целей обучения, определить их роль в целостном педагогическом процессе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………….….3
1.Цели обучения как элемент целостной
педагогической системы………..…………….……………….……………….…5
2.Цель как показатель цикличности обучения…………………………….……9
3. Функции целей обучения……………………………….…….…………..…..14
Выводы…………………………………………………..……..……………..….16
Заключение…………………………………………………………...……..……17

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 30.67 Кб (Скачать файл)

На пути к окончательной модели подготовки специалиста необходимо

пройти самый  сложный этап содержательного анализа  программ, запланированных к преподаванию дисциплин и предлагаемых методов  обучения. Дело в том, что модель специалиста представляет собой  набор финальных, «выходных» целей вузовского образования, которые всегда имеют комплексный характер. Но есть еще промежуточные, или вспомогательные, цели, которые и выступают на первый план при формулировании предметных целей. Отдельные предметы вносят

12

неодинаковый  вклад в конечные цели, а некоторые  предметы могут вообще не иметь выхода на них. Необходимо построить целостную систему конечных и промежуточных целей — от модели специалиста до частных целей отдельных тем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

3.Функции  целей обучения

Эффективное управление процессом  обучения и воспитания возможно только при выполнении целой системы  требований, определяемых психолого-педагогической наукой и теорией управления. Важнейшее  и первоочередное из этих требований — точное указание цели обучения (цели управления).

С определения цели начинается учебно-познавательная и учебно-профессиональная деятельность. Главная задача при организации  процесса обучения — точное указание цели.

Дидактические функции цели многообразны:

-системообразующая функция — цель в учебно-воспитательном процессе, который является органически целостной системой, выступает как главный компонент, объединяющий все другие компоненты в единое целое;

-управление — цель выступает как основной критерий отбора всех средств и методов организации учебно-воспитательного процесса; она является ориентиром и критерием для определения степени достижения конечных результатов процесса обучения; будучи конкретной, точно сформулированной, она позволяет осуществлять управление учебной деятельностью студентов, своевременно решать вопросы успешности обучения, его эффективности и качества результатов;

-мотивационная и воспитательная  функции цели реализуются в том случае, если сама цель сформулирована таким образом, что студент четко представляет, почему и для чего ему нужно выполнить конкретное действие, какое значение это имеет для его будущей работы. Формулировка цели должна вызвать у обучающегося интерес и осознанное желание достигнуть цели.

Конечные цели подготовки специалистов в учебных заведениях определяются потребностями общества, социальным заказом.

Требования к современному специалисту  и соответствующие им виды

14

деятельности можно разделить  на две группы : специфические, характерные для специалистов данного профиля, и неспецифические — общие, обязательные для каждого профессионального учебного заведения; они определяются современным научно-техническим прогрессом и социальными условиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Выводы

 

1.Проанализирована  литература по теме исследования.

2.Дано определение цели  обучения,рассмотрены различные его виды.

3.Рассмотрены функции  целей обучения, определена и  рассмотрена их роль в целостном  педагогическом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Заключение

В ходе исследования выяснено, что будучи сложным и многогранным,  специально организуемым процессом  отражения  в  сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное,  как специфический  процесс  познания, управляемый педагогом. Направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний,  умений и  навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Познавательная деятельность  -  это  единство   чувственного восприятия,  теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу,  во всех видах  деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном  процессе (экспериментирование,  конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой,  присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении. 
Обучение всегда  происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством  выражения  и познания сущности изучаемого явления,  орудием коммуникации и организации практической  познавательной  деятельности школьников.  Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью,  имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов,  процессов и явлений окружающей действительности. 
Обучение, как и всякий другой процесс,  связано с движением. Оно,  как и  целостный  педагогический  процесс,  имеет  задачную структуру,  а следовательно,  и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой,  продвигая  ученика  по пути познания:  от

17

незнания  к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической "передаче" знаний,  умений и навыков.  Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники  (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно,  так как учитель не может  ограничиться  только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.


Информация о работе Роль целей обучения в целостном педагогическом процессе