Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:35, реферат
Цель исследования: рассмотреть роль целей обучения в целостном
3
педагогическом процессе.
Задачи:
1.проанализировать литературу по данной теме,
2.дать определение,рассмотреть различные виды целей обучения.
3.рассмотреть функции целей обучения, определить их роль в целостном педагогическом процессе.
Введение………………………………………………………….…………….….3
1.Цели обучения как элемент целостной
педагогической системы………..…………….……………….……………….…5
2.Цель как показатель цикличности обучения…………………………….……9
3. Функции целей обучения……………………………….…….…………..…..14
Выводы…………………………………………………..……..……………..….16
Заключение…………………………………………………………...……..……17
На пути к окончательной модели подготовки специалиста необходимо
пройти самый сложный этап содержательного анализа программ, запланированных к преподаванию дисциплин и предлагаемых методов обучения. Дело в том, что модель специалиста представляет собой набор финальных, «выходных» целей вузовского образования, которые всегда имеют комплексный характер. Но есть еще промежуточные, или вспомогательные, цели, которые и выступают на первый план при формулировании предметных целей. Отдельные предметы вносят
12
неодинаковый вклад в конечные цели, а некоторые предметы могут вообще не иметь выхода на них. Необходимо построить целостную систему конечных и промежуточных целей — от модели специалиста до частных целей отдельных тем.
13
3.Функции целей обучения
Эффективное управление процессом обучения и воспитания возможно только при выполнении целой системы требований, определяемых психолого-педагогической наукой и теорией управления. Важнейшее и первоочередное из этих требований — точное указание цели обучения (цели управления).
С определения цели начинается учебно-познавательная и учебно-профессиональная деятельность. Главная задача при организации процесса обучения — точное указание цели.
Дидактические функции цели многообразны:
-системообразующая функция — цель в учебно-воспитательном процессе, который является органически целостной системой, выступает как главный компонент, объединяющий все другие компоненты в единое целое;
-управление — цель выступает как основной критерий отбора всех средств и методов организации учебно-воспитательного процесса; она является ориентиром и критерием для определения степени достижения конечных результатов процесса обучения; будучи конкретной, точно сформулированной, она позволяет осуществлять управление учебной деятельностью студентов, своевременно решать вопросы успешности обучения, его эффективности и качества результатов;
-мотивационная и
Конечные цели подготовки специалистов в учебных заведениях определяются потребностями общества, социальным заказом.
Требования к современному специалисту и соответствующие им виды
14
деятельности можно разделить на две группы : специфические, характерные для специалистов данного профиля, и неспецифические — общие, обязательные для каждого профессионального учебного заведения; они определяются современным научно-техническим прогрессом и социальными условиями.
15
Выводы
1.Проанализирована литература по теме исследования.
2.Дано определение цели обучения,рассмотрены различные его виды.
3.Рассмотрены функции
целей обучения, определена и
рассмотрена их роль в
16
Заключение
В ходе исследования
выяснено, что будучи сложным и многогранным, специально
организуемым процессом отражения в сознании
ребенка реальной действительности, обучение
есть не что иное, как специфический процесс
познания, управляемый педагогом. Направляющая
роль учителя обеспечивает полноценное
усвоение школьниками знаний, умений и
навыков, развитие их умственных сил и
творческих способностей. Познавательная деятельность - это единство
чувственного восприятия, теоретического
мышления и практической деятельности.
Она осуществляется на каждом жизненном
шагу, во всех видах деятельности и социальных
взаимоотношений учащихся (производительный
и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная
и художественно-эстетическая деятельность,
общение), а также путем выполнения различных
предметно-практических действий в учебном
процессе (экспериментирование, конструирование,
решение исследовательских задач и т.п.).
Но только в процессе обучения познание
приобретает четкое оформление в особой,
присущей только человеку учебно-познавательной
деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении
и основывается на вербально-деятельностном
подходе. Слово одновременно является
средством выражения и познания сущности
изучаемого явления, орудием коммуникации
и организации практической познавательной
деятельности школьников. Оно тесно связано
также с ценностно-ориентационной деятельностью,
имеющей своей целью формирование личностных
смыслов и осознание социальной значимости
предметов, процессов и явлений окружающей
действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс,
связано с движением. Оно, как и целостный
педагогический процесс, имеет задачную
структуру, а следовательно, и движение
в процессе обучения идет от решения одной
учебной задачи к другой, продвигая ученика
по пути познания: от
17
незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической "передаче" знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.
Информация о работе Роль целей обучения в целостном педагогическом процессе