Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:37, доклад
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Ульяновский государственный
педагогический университет
Роль и значение интеллектуальной культуры музейного работника в жизни музея
Выполнила студент 4 курса
Группы МД-09
Вахитова Н.Р.
Научный руководитель:
Ключникова Е.А.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной
коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации
творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются
разнообразные методики работы с посетителями, изменяющие их роль и позиции
в музейно-педагогическом процессе. Несмотря на утверждение идей
дифференцированного подхода к различным категориям посетителей, основное
внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и
подростковой аудитории. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится в
этой связи переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителем к
созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею
и его культуре.
Одновременно для исследований 1980-1990-х годов характерны попытки
связать проблемы музейной педагогики с теми глобальными изменениями,
которые происходили в мировой культуре. Это, во-первых, общий процесс
визуализации культуры, который проявился в значительном увеличении объема
зрительной информации, что повлияло на восприятие человека, переставшего
замечать то, что могло произвести впечатление на его родителей. Музейная
педагогика пыталась ответить на вопрос, как должен измениться характер
музейной коммуникации, визуальной в своей основе, в связи с этими
переменами. Поэтому центральным для музейной педагогики этого периода
становится понятие музейной культуры посетителя, трактуемое как степень его
подготовленности к восприятию предметной информации музея (осознание
ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться
в музейной среде). В широком смысле музейная культура - это наличие у
человека музейного отношения к действительности, которое выражается в
уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного
значения. Во-вторых, на развитие музейной педагогики влияние оказала теория
диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой, на смену старому типу
монологической культуры идет новый диалогический. В этой социокультурной
ситуации музей призван был стать местом культурно- исторического диалога,
найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями. В результате
развития музейной педагогики обозначилась
потребность в появлении
типа музейного специалиста, способного, как подчеркивает З. Странский,
освоить музейную реальность в ее педагогическом аспекте. Выступая в
качестве своеобразного эксперта по посетителям, этот специалист - музейный
педагог подключается к созданию экспозиций, разрабатывает и проводит в
жизнь программы работы с посетителями, ищет новые формы и методы работы с
детьми, осуществляет социально-психологические исследования аудитории.
Таким образом, основными направлениями деятельности музейных педагогов
на современном этапе могут рассматриваться:
1) Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование
ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с
музейными ценностями.
2) Развитие способности
язык музейной экспозиции.
3) Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой
активности.
4) Создание в музее условий,
при которых работа с
протекала бы наиболее эффективно.
5) Использование и популяризация новых технологий музейного
образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением
различных партнеров.
3. Практическая культурно-
Термин культурно - образовательная деятельность используется в
отечественном музееведении с начала 1990-х годов. До этого употреблялись
другие понятия (массовая политико-просветительная работа, научно -
просветительная), отражавшие понимание сущности работы с посетителями в
различные исторические периоды и менявшиеся быстрее, чем терминология для
обозначения других направлений музейной деятельности. Осуществляемый в
музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого
является восприятие информации посетителями, определяется как музейная
коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных
предметов, реализуются образовательно-
музея. Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в
формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой
образования. Еще в 1970-е годы отмечалось, что в арсенале музея можно
выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм.
Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии,
клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными
людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует
множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные;
групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные;
разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к
традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся
лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы,
кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования
и науки или обусловленные
могут рассматриваться как
В современных условиях культурно - образовательная деятельность
ориентирована на личность потенциального
и реального музейного
в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления:
информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.
Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и
зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах.
Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической
деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из
указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму
работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия.
Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой
педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы.
Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации,
т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его
коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам,
связанным с профилем музея, различными
направлениями его
осуществляется с помощью
консультация. Однако, современный уровень развития информационных
технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее,
например, в форме специального информационного центра. Информационное
обслуживание включает в себя самые
разнообразные способы
информации посетителям с
указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и
заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или
залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат
качественные изображения
сопроводительную и
2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на
качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а
также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.
Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных
знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других
образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно -
педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов -
подлинников. Отличительные черты обучения в музее - неформальность и
добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность
максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно
стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных
предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных
уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно
используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев,
колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью
углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.
3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения
музейной информации. Развитие творчества предполагает использование
потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной
культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей
личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого
процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему
лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление
может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или
фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть
творческие способности
Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее
под руководством научного сотрудника
экспериментальную научную
в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом
участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства
или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп.
4) Общение - установление взаимных
деловых или дружеских
на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его
коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с
музейной информацией, так и для содержательного, интересного и
неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме
Информация о работе Роль и значение интеллектуальной культуры музейного работника в жизни музея