Роль игры в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить историю, сущность и функции игры;
2. выявить условия эффективности игры как воспитательного средства;
3. проанализировать роль игры в педагогическом процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История, содержание и функции игры………………………………………..5
2. Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного
средства 8
3. Роль игры в педагогическом процессе………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 45.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История, содержание  и функции игры………………………………………..5

2. Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного

средства 8

3. Роль игры в педагогическом  процессе………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное  по сравнению с другими воспитательными  средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок не играет. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два  года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это  время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть. А после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда. И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности[1].

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в  освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре – ориентация на позицию другого человека и творческое воображение – теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно – начала творческого.

Тема игры в педагогическом процессе очень актуальна, т. к. игра – один из самых эффективных способов самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления человека.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить историю, сущность  и функции игры;

2. выявить условия эффективности  игры как воспитательного средства;

3. проанализировать роль  игры в педагогическом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История, содержание и функции игры

 

Возникновение игры как способа  решения затруднений в деятельности, средства для состязания, развлечения  и эстетического совершенствования  человека в книге "Психология игры" Д. Б. Эльконин предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Так на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это – признаки игры.

В этих случаях происходит выделения из целостной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективного образования, передачи информации. При этом они наделялись высшим магическим смыслом для обеспечения защитной функции перед силами природы. Так возникли ритуальные игры[2].

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

- имитация реальной трудовой  деятельности;

- осуществление совместной  деятельности по поиску выхода  из кризисной ситуации;

- разыгрывание ролей;

- наличие магического  смысла.

С развитием общества, со сменной формации ритуалы и обряды перестают играть важную роль в жизни общества. В играх появляются две основные разновидности: игры театрализованные и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры.

Игра становится важнейшей  частью досуга народа. В ней проявляется  ловкость, смекалка, юмор участников. Она – средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была – детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

1. обучающая функция – развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;

2. развлекательная функция  – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3. коммуникативная функция  – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

4. релаксационная функция  - снятие эмоционального (физического)  напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

5. психотехническая функция  – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

6. функция самовыражения  – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал.

7. компенсаторная функция  – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни[3].

Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

А каково содержание игровой  деятельности? Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

Любая деятельность может  происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для ее участников. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается.

Как уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего, желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами[4].

В игре развивается способность  к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что  в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий.

В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры.

Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно[5].

Если ребёнку не хочется  заниматься каким-то трудом, если ему  не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

 

 

2. Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного средства

 

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают  сами дети при некотором руководстве  воспитателя. Основой их является детская  самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески  их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются строительные игры[6].

В практике воспитания используются и игры с правилами, создаваемые  для детей взрослыми. К играм  с правилами относятся дидактические, подвижные, игры-забавы. В основе их лежит четко определённое программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Самодеятельность детей при этом не исключается, но она в большей мере сочетается с руководством воспитателя. При овладении опытом игры, развитие способности к самоорганизации дети проводят и эти игры самостоятельно.

Ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного  возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается  в том, что они воспроизводят  те или иные явления, действия, отношения  активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой  деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия[7].

В творческой сюжетно-ролевой  игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Строительная игра в некоторой  степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными[8].

Информация о работе Роль игры в педагогическом процессе