Роль игры в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить историю, сущность и функции игры;
2. выявить условия эффективности игры как воспитательного средства;
3. проанализировать роль игры в педагогическом процессе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История, содержание и функции игры………………………………………..5
2. Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного
средства 8
3. Роль игры в педагогическом процессе………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 45.55 Кб (Скачать файл)

Игра выявляет отношение  детей к изображаемому и в  то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе[21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети впервые  вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Игра – наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без  исключения сторон жизнедеятельности  коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

В игре ребёнок полностью  раскрывается и материал, который  ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

С помощью игры учителям легче войти в контакт с  учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

С. А. Шмаков в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия – всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, а с другой – источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.

Игра имеет значение и  для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.

2. Шмаков С.А. Игра и  дети. – М.: Знание, 1999. – 256 с.

3. Никитин Б. П. Развивающие  игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367 с.

4. Сиденко А. «Игровой подход в обучении» // Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 134 – 137.

5. Абульханова К. А. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 1998. – 359 с.

6. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 435 с.

7. Голованова Н. Ф. Социализация  и воспитание ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

8. Сергеева В. П. Классный  руководитель в современной школе.  – М.: Новгород, 2000. – 192 с.

9. Маленкова Л. И. Теория  и методика воспитания: Учебник.  – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.

10. Степанова Е. Н. Планирование  воспитательной работы в классе. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 352 с.

11. Бабанский К. С. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.: Педагогика, 1995. – 435 с.

12. Баранов С. П. Сущность  процесса обучения. – М.: Просвещение, 1998.–231с.

13. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения. – М.: Педагогика, 1997. – 387 с.

14. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с.

 

 

[1] Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – С. 276.

 
[2] Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – С. 164.

 
[3] Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – С.167.

 
[4] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.243.

 
[5] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – С. 244 .

 
[6] Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 43.

 
[7] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.251.

 
[8] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.255.

 
[9] Там  же. С. 256.

 
[10] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.260.

 
[11] Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 126.

 
[12]  Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1998. – С. 113.

 
[13] Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 120.

 
[14] Абульханова К. А. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 1998. – С. 302.

 
[15] Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – С.75.

 
[16] Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебник. – М.:Педагогическое общество России, 2004. – С. 386.

 
[17] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – С.261.

 
[18] Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – С. 121.

 
[19] Там же. С.124.

 
[20] Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.:Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – С.74.

 
[21] Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – С. 122.

 


Информация о работе Роль игры в педагогическом процессе