Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть возможность игры в учебном процессе и её влияние на мотивацию школьников к учебному процессу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить историю, сущность и функции игры;
2. выявить условия эффективности игры как воспитательного средства;
3. проанализировать роль игры в педагогическом процессе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История, содержание и функции игры………………………………………..5
2. Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного
средства 8
3. Роль игры в педагогическом процессе………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе[21].
Заключение
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Игра – наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.
С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.
С. А. Шмаков в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия – всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, а с другой – источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.
Список использованной литературы
1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1997. – 304 с.
2. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1999. – 256 с.
3. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 2000. – 367 с.
4. Сиденко А. «Игровой подход в обучении» // Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 134 – 137.
5. Абульханова К. А. Психология и педагогика. – М.:ИНФРА-М, 1998. – 359 с.
6. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 435 с.
7. Голованова Н. Ф. Социализация
и воспитание ребенка. – СПб.:
8. Сергеева В. П. Классный
руководитель в современной
9. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.
10. Степанова Е. Н. Планирование
воспитательной работы в
11. Бабанский К. С. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.: Педагогика, 1995. – 435 с.
12. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. – М.: Просвещение, 1998.–231с.
13. Груденов Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения. – М.: Педагогика, 1997. – 387 с.
14. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2004. – 221 с.
[1] Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Методика воспитательной работы. – М.:ИНФРА-М, 2002. – С. 276.
[2] Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание,
1999. – С. 164.
[3] Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание,
1999. – С.167.
[4] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.:
Педагогика, 1997. – С.243.
[5] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.:
Педагогика, 1997. – С. 244 .
[6] Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.:
Педагогика, 2000. – С. 43.
[7] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.:
Педагогика, 1997. – С.251.
[8] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.:
Педагогика, 1997. – С.255.
[9] Там же. С. 256.
[10] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.:
Педагогика, 1997. – С.260.
[11] Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.:
Педагогика, 2000. – С. 126.
[12] Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание,
1998. – С. 113.
[13] Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.:
Педагогика, 2000. – С. 120.
[14] Абульханова К. А. Психология и педагогика.
– М.:ИНФРА-М, 1998. – С. 302.
[15] Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная
деятельность среди детей и подростков.
– М.:Гуманитарно-издательский центр Владос,
2004. – С.75.
[16] Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания:
Учебник. – М.:Педагогическое общество
России, 2004. – С. 386.
[17] Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.:
Педагогика, 1997. – С.261.
[18] Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.:
Педагогика, 2000. – С. 121.
[19] Там же. С.124.
[20] Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная
деятельность среди детей и подростков.
– М.:Гуманитарно-издательский центр Владос,
2004. – С.74.
[21] Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание,
1999. – С. 122.