Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
«Дети, а куда вешают свои платья взрослые: тетя Нина, я?» — «Я знаю, я покажу!» — кричит Коля и срывается с места. Все бегут за ним. Показывают прибитую в коридоре к стене вешалку. «А что это? Как называется?» Дети не знают. «Такие крючки для платья», — говорит кто-то. «Это вешалка, на ней много крючков. Называется она вешалкой потому, что на нее вешают платье. Ну-ка, скажем все вместе, громко, внятно: «Вешалка». Дети произносят. «А может быть, у вас еще есть где-нибудь вешалка?» — «Есть, есть! — кричит тот же Коля. — В ванной — для полотенец». Вы с трудом поспеваете за убегающими детьми. Вам показывают вешалку в ванной. «Ну, а какая у нас еще в ванной мебель?» Дети показывают, перечисляют: «Стол большой, стол маленький, скамейка низенькая, табуретки. Да, тетя, ведь это табуретка?» (Разница между скамейкой и табуреткой была ими усвоена.)
В результате занятия в
блокноте воспитательницы
Хорошо через несколько дней сказать детям: «Ну-ка, дети, кто помнит, какая у нас в детском саду мебель?» Это полезно для упражнения памяти и попутно — речи.
Выбирая тему для экскурсии, педагог не должен забывать, что все, с чем ребенок знакомится сам, связано с запросами окружающей его жизни и его развивающейся личности. Выдвигая тот или другой предмет или явление для наблюдения с детьми, педагог должен отдавать себе отчет, чем этот выбор обусловлен, как он связан с общей жизнью и интересами детей. Экскурсия к буфету может быть связана с появлением у нас нового буфета и т. д.
Экскурсия к окну может
быть обусловлена той же темой
— осмотр помещения, замазкой
окон осенью или раскрытием
их весной, проявленной детьми
неосведомленностью о
Осмотр окна детьми 5—6 лет
Подходим к окну. Нужно снять
стоящие на подоконнике цветы.
Снимают сами дети. «А на чем
стоят эти цветы?» —
«Отворим окно. Коля, может быть,
ты сумеешь отворить?» Коля
влезает на подоконник, тянет
за ручку, но окно не
«Ну вот, у окна есть подоконник, задвижки, а еще что?» Все поднимают руки. Маня: «Стекла». Считаем стекла, сравниваем по величине. «А во что вставлены стекла?» —«В окно». Понятия об оконной раме у них нет. Считаем, сколько у окна рам. Муся поднимает руку: «А это форточка». — «Да, у окна есть форточка.
У каждого ли окна есть
форточка?» Дети бегут к
Маня: «И у форточки есть это (показывает на задвижку), я забыла, как это называется».— «Да и у форточки есть задвижка».
Многие выражают желание отворить форточку. Поочередно влезают на подоконник, отворяют и затворяют форточку. Кто-то замечает, что у форточки задвижка не такая, как у оконной рамы. Сравниваем задвижки. Нонна заявляет, что окна на зиму замазываются, чтобы не дуло.
В результате в блокноте педагога записано: подоконник, оконная рама, задвижка.
Хорошо при случае предложить детям поискать, нет ли в квартире других задвижек, кроме оконных. Находим задвижки у дверей, у кухонного шкафа. Новые возможности для бесед, для сравнения, для упражнения речи.
Осмотр старшими детьми рояля
Рояль играет большую роль
в жизни старших детей:
«А сколько ножек у рояля?» — спрашиваете вы. «Четыре»,— дружный ответ. Проверяем, убеждаемся, что ножек у рояля три. «А крышек сколько?» — «Одна; нет, Две». О существовании третьей крышки никто не знает. Переходим к клавиатуре. «А это что такое?» Вы указываете на клавиши. «Такие костяшки, дощечки, штучки, чтобы играть», — вот ответы детей. Слово клавиши им неизвестно. Рассматриваем рояль снаружи. Сколько на нем царапин, пятен! «А это что?» Вы указываете на стоящий поверх спущенной крышки пюпитр. «Это — чтобы йоты ставить». Название предмета детям неизвестно. Поднимаем крышку, находим место, предназначенное для пюпитра; о нем дети ничего не знали.
«Вот
мы видели уже две крышки
у рояля: одна закрывает
«А что
играет, отчего рояль звучит?»
— «Люди играют». — «Но отчего,
когда мы ударим по клавишам,
рояль звучит?» Дети с
«У рояля есть еще что-то, на что мы не обратили внимания. Поищите, дети». — «Педаль», — отвечает несколько голосов сразу. «Да, это педаль». Вы берете аккорды, пользуясь педалями; повторяете, сняв ногу с педали. Дети обращают внимание на соответствующие особенности звучания. На этом осмотр рояля заканчивается.
Через
некоторое не слишком
В итоге
проделанной работы дети
Экскурсия
к роялю может быть проведена
и с младшими детьми, но глубина
проработки материала и метод
ее проведения будут
Приводим темы осмотра помещения.
Для детей 3—4 лет. Наш буфет, для чего он служит, что в нем хранится; печка, ее части, устройство, для чего служит; наша ванная, ее оборудование, назначение; кроватка, оборудование кровати, номенклатура принадлежностей, назначение каждой вещи, уход за кроватью и т. п.
Для детей 5—6 л е т.
То же в более глубокой
Для детей 6—7 лет. Рояль.
Телефон. Радио. Плита (
Обращаем еще раз внимание на значение закрепления приобретенных представителей путем припоминания. «Ну-ка, припомни, сколько у нас комнат, как они расположены, куда выходят, какая самая большая, для чего служит каждая из них». Все неточности, разногласия проверяются на месте. Такими приемами развивается память детей, предупреждается столь распространенное верхоглядство и выдвигаются лишние возможности для упражнения речи.
Экскурсии вне учреждения
Экскурсирование с детьми за пределами стен учреждения производится на тех же основаниях. В связи с интересами того или другого возраста надо установить радиус круга, охватываемого такими экскурсиями, и точно наметить, что именно из содержания этого круга будет нами включено в работу.
Темы экскурсий могут быть таковы: наш дом, наши площадки, наш двор, наша улица, площадь, почта, магазин, пожарное депо и т. п. Любая из этих экскурсий может быть предложена всем группам, но по-разному. С младшими детьми мы ограничимся тем, что остановимся у витрины магазина, рассмотрим и назовем, что в ней выставлено, поговорим о том, что в этом магазине продают.
С детьми среднего возраста
зайдем в магазин, приглядимся,
Экскурсии выдвигают не один
предмет, а явления живой
Экскурсии в природу
Живая книга — природа, с которой ребенок приводится в непосредственное соприкосновение, развертывает широчайшие возможности для наблюдения.
Экскурсия в природу — та же прогулка, но с определенной целевой установкой. Интерес детей к природе и ее явлениям общеизвестен. А чем глубже интерес, тем интенсивнее стремление к постиганию, тем глубже само постигание, тем ценнее приобретаемое значение.
Чем основательнее и
Экскурсии в природу с
малышами обыкновенно ставят
перед собой ограниченные
Тем для таких наблюдений много.
1. Сосульки на крыше у южной
стены дома, свисающие в виде
роскошной ледяной бахромы.
Приносим сосульки домой, кладем в таз и наблюдаем, как они тают, превращаются в воду. Сколько интереса, радости, сколько слов, рождаемых этим интересом и радостью!
2. Экскурсия для наблюдения
набухающих весной почек,
Каждая такая экскурсия, являющаяся для детей прогулкой, дает им массу впечатлений, восприятий, не предусмотренных вашим планом, но план должен точно наметить, с чем вы будете знакомить детей и в каком объеме. Чем меньше дети, тем ограниченнее, проще должна быть задача. В течение лета прогулок в лес может быть несколько, и каждая из них может выдвинуть свою цель, свою задачу:
1) понаблюдать, какие цветы в лесу, собрать их, принести домой;
2) набрать мха всех
3) набрать шишек, научиться отличать шишки еловые от сосновых;
4) разобраться в деревьях, растущих в лесу; в ягодах; в грибах;
5) познакомиться с ручьем;
6) понаблюдать труд дровосека и т. п.
Материал приносится из лесу
домой и используется для
Только неправильным
Не объяснять надо детям,
что то или другое слово
означает: словесное объяснение
образа не создаст. Но, опираясь
на чувственное восприятие, надо
вызвать образ и к нему
Информация о работе Роль экскурсий и наблюдений в речевом развитии детей