Роль экскурсий и наблюдений в речевом развитии детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Файлы: 1 файл

контр. т и м разв. речи.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

 Очень рекомендуем как прием  проверки и систематизирования  наблюдений и представлений детей  и развития их языка беседы-рассказы. В таком рассказе участвует обычно весь коллектив детей. Дети должны соблюдать установленный порядок: говорить поочередно, не перебивать друг друга, поднимать руку в случае, если кто-нибудь желает внести поправку, дополнение. Приводим образец такого рассказа детей 5—6 лет о первом периоде весны.

 

 «Весной солнышко. Тает снег. Лед плывет по Неве. (Протест:  выясняется, что лед еще не  плывет и Нева не вскрылась). В саду лед тает. Голубое небо. С крыши сбрасывают снег. Распускаются вербочки. Стали ездить на колесах. Лужи на улицах. Оттепель. Набухли почки на деревьях. Ручейки. Больше снег не идет. В саду растаял в маленькой канавке лед. Стало теплее. От автомобилей брызги летят. По небу плывут облачка. Зацветают цветы. (Протест: цветы еще не зацветают.) Из-под снега появились камни, зеленая травка появится скоро на солнышке. На улицах продают вербочки. Платье люди носят более легкое, галоши, а не валенки, шубы снимают».

 

 Как видите, главнейшие явления  природы ранней весны охвачены сознанием и памятью детей почти полностью. К экскурсиям относят обыкновенно также посещение с детьми музеев, выставок. В том виде, как эти посещения организуются в большинстве случаев, они приносят детям один вред. Музеи, выставки, приспособленные к интересам, психике детей, требуют специального устройства, а пока этого нет, детей младшего возраста лучше туда совсем не водить. Крайняя подвижность детского внимания требует больших усилий со стороны педагога, чтобы прикрепить его к одному объекту; задача эта становится непосильной в каком-нибудь музее, в котором тысяча объектов, без удержу лезущих в глаза, заставляет неустойчивое внимание ребенка перебрасываться от одного предмета к другому, ничем не проникаясь, ничего не усваивая, не создавая ни образов, ни представлений, не находя материала для воплощения в слово. Если уже водить детей в музеи или на выставки, безусловно, необходимо по возможности локализовать наблюдаемый или изучаемый предмет.

 

 

 

 

 

Вопрос 2

Методика проведения экскурсий.

 

 

 Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона.

 Приведя детей к месту  экскурсии, воспитатель в краткой  беседе напоминает цель занятия,  дает им осмотреться, затем  дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

 Основная часть экскурсии  — коллективное наблюдение. Здесь  решаются основные программные  задачи занятия. Воспитатель помогает  детям подметить и осознать  характерные признаки предметов  и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

 Сельскохозяйственная экскурсия.  Сельскохозяйственные экскурсии  разнообразны: в поле (вспашка, сев,  сбор урожая), на луг (выпас  скота, уборка сена), в сад, на  огород, в ягодник, на ферму,  в оранжерею, ботанический сад, парники, птичники и т. д. Они дают возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

 Своеобразие этих экскурсий  состоит в том, что дети могут наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует. Важно также показать, что и для какой цели делают люди, как и какие машины, используют, как относятся к труду, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда. Экскурсия на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В задачу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение самого процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами выполняют в помощь взрослым какое-либо дело (кормят животных, собирают колоски и т. д.). Дети участвуют в беседе со взрослыми, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственным экскурсиям воспитатель прежде сам знакомится с объектом наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.

 Работа после экскурсии. Знания, полученные на экскурсии, расширяются  и закрепляются на занятиях, в  играх, в наблюдениях в уголке  природы за принесенными объектами.  Сразу же после возвращения  с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

 Через 2—3 дня после экскурсии  воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

 Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

 

 

Вопрос 3 

Инструкция по технике безопастности  при проведении прогулок и экскурсий</strong>

 

<strong>1. Общие требования охраны  труда

</strong>

 

1.1.  К прогулкам и экскурсиям  допускаются дети дошкольного  возраста не имеющие противопоказаний  по состоянию здоровья.

 

1.2.  При проведении прогулок  и экскурсий соблюдать правила  поведения, установленные режимы  передвижения и отдыха.

 

1.3.  При проведении прогулок  и экскурсий возможно воздействие  на детей следующих опасных  факторов:

 

-  изменение установленного  маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;

 

-  потертости ног при неправильном  подборе обуви;

 

- травмирование ног при передвижении  без обуви, а также без носок;

 

- укусы насекомыми;

 

-  отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

 

-  заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении некипяченой и небутылированной воды.

 

1.4.  При проведении прогулок  и экскурсий группу детей должны  сопровождать двое взрослых.

 

1.5.  Для оказания первой медицинской  помощи при травмах обязательно иметь медаптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

 

1.6.  При несчастном случае  сопровождающий обязан оказать  первую медицинскую помощь. При  необходимости отправить пострадавшего  в лечебное учреждение.

 

1.7.  Дети должны соблюдать установленный порядок проведения прогулки,  экскурсии и правила личной гигиены.

 

1.8. Сопровождающие допустившие  невыполнение или нарушение инструкции  технике безопастности , привлекаются  к ответственности.

 

<strong>2.Требования по технике  безопасности перед проведением прогулки и экскурсии.

</strong>

 

2.1.  Пройти соответствующую подготовку, инструктаж.

 

2.2.  Надеть удобную одежду  и обувь, не стесняющую движений  и соответствующую сезону и  погоде.

 

3. <strong>Требования по технике  безопасности

</strong>

<strong>во время проведения  прогулки, экскурсии. 

</strong>

 

1.1.  Соблюдать дисциплину, выполнять  все указания руководителя экскурсии,  воспитателя, самостоятельно не  изменять установленный маршрут

 

движения и не покидать место  расположения группы.

 

3.2.  Общая продолжительность прогулки и экскурсии составляет 1-4 часа.

 

3.3.  Не пробовать на вкус  какие-либо растения, плоды и грибы.

 

3.5.  Не трогать руками ядовитых  насекомых , растений и грибов, опасных животных, а также колючих  растений и кустарников.

 

3.6.  Во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, использовать для этого питьевую или кипяченую воду, которую необходимо брать с собой.

 

3.7.  Соблюдать правила личной  гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки,  экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах.

 

3.9.  Уважительно и бережно  относиться к природе, памятникам  истории и культуры, к личному  и групповому имуществу.

 

<strong>4. Требования по технике  безопасности

</strong>

<strong> в опасных ситуациях  .

</strong>

 

4.1. При укусе животными, насекомыми  немедленно оказать первую медицинскую  помощь, при необходимости отправить  пострадавшего в ближайшее лечебное  учреждение и сообщить об этом  администрации учреждения.

 

4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

 

<strong>5. Требования по технике  безопасности

</strong>

<strong>по окончании прогулки, экскурсии.

</strong>

 

5.1.  Проверить по списку наличие  воспитанников в группе.

 

5.2. Вымыть лицо и руки с  мылом.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4

Конспект  экскурсии

 

в средней группе

 

Тема: «Правила дорожного движения» 

 

 

1. Программное  содержание:

 

    а) Образовательная задача:

 

дополнить представления детей  об улице новыми  сведениями : дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, почта и т.д. Машины двигаются  по проезжей части улицы, движение может  быть односторонним двухсторонним, проезжая часть улицы при двухстороннем движении может разделяться линией.

 

   б) Воспитательная задача:

 

    вспомнить, как нужно  вести себя на улице.

 

    2. Словарная работа:

 

    активизация словаря  – пешеход, двустороннее движение, пешеходная

 

    дорожка.

 

    3. Предварительная работа:

 

    Поговорить с детьми  о том, что завтра они пойдут  на экскурсию;

 

    Показать иллюстрацию  улиц, домов, магазинов и т.д.

 

    4. Индивидуальная работа  с детьми:

 

    поговорить с… о правилах  поведения.

 

 

 

Ход занятия

 

 

1. Вводная часть:

 

          - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел  в гости?

 

          - Незнайка.

 

          -Давайте  с ним поздороваемся   ( дети  здороваются) 

 

          - Незнайка  хотел попросить вас, чтобы  вы рассказали ему о правилах дорожного движения. А мы сегодня с вами как раз пойдем на экскурсию. И я предложила Незнайке пойти с нами. Мы с вами поможем Незнайке побольше узнать о нашей  улице и о том, что такое тротуар, проезжая часть, светофор и многое другое.

 

2. Основная часть:

 

            - Вот, ребята, мы и пришли. Посмотрите  как много 

 

много домов на нашей улице. Все  они разные: высокие, низкие. В одних  живут люди, в других они работают. На нашей улице есть почта. Здесь  отправляют письма в другие города. А в этом доме, что находиться?

 

            - Магазин. Здесь продается хлеб.

 

            - Правильно, это булочная.

 

            - А сейчас, Незнайка и вы ребята, посмотрите сюда. Эта часть дороги, по которой едут машины, называется  проезжей частью. Если машины  едут в одну сторону, такое движение называется односторонним. А если в другую сторону. Как вы думаете?

 

            - Двухсторонним.

 

            - Чтобы не было столкновений  транспорта, проезжая часть бывает  разделена белой линией.

 

            - Ребята, как вы думаете, как называются люди, идущие пешком по улице?

 

            - Правильно, пешеходы. Мы пойдем  по улице,

 

 Значит, мы тоже будем пешеходами.

 

             - Чтобы на улице был порядок,  все пешеходы должны соблюдать  правила: идти спокойным шагом,  придерживаясь правую сторону тротуара, немного пройдем вперед, затем повернем обратно и также пройдем по правой стороне. (У детей закрепляется знание о том, что пешеходы должны всегда идти по правой стороне тротуара).

 

            - Будьте внимательны, смотрите и запоминайте.

 

Мы сейчас будем переходить дорогу, но не где попало, а по пешеходной дорожке. Посмотрите, на дороге нарисованы белые широкие полосы – это  и есть пешеходная дорожка.

Информация о работе Роль экскурсий и наблюдений в речевом развитии детей