Роль мелкой моторики пальцев рук в разитии речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению роли мелкой моторики пальцев рук в развитии речи ребенка.
Развитие руки и речи у людей идет параллельно. Благодаря движениям, ребенок уже с самого раннего возраста, начинает познавать окружающий мир. Поэтому движения играют большую роль в развитии ребенка.

Файлы: 1 файл

контрольная по дислалии.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. [2]

Влияние руки на развитие мозга человека было известно еще  во втором веке до нашей эры в  Китае. Китайские специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, развивают психику и речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с грецкими орехами. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные нам «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д. [8]

Развитие руки и речи у людей идет параллельно. Благодаря движениям, ребенок уже с самого раннего возраста, начинает познавать окружающий мир. Поэтому движения играют большую роль в развитии ребенка. В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета. Захватывание осуществляется не всей ладонью, как до 5 месяцев, а пальцами. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На седьмом месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т.д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д.. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев рук идет развитие речевой функции. И так, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов или слов. Все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. [3] 

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка  начинается тогда, когда движения пальцев  рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. [5] Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук задерживает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть достаточно развита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль мелкой моторики пальцев рук в развитии речи ребенка

 

Многие ученые считают, что активность речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Еще Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами. [1]

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при  участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. [7]

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были связаны с речью и  способствовали ее развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной речи детей. [16]

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали  очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что  я иногда не думаю прямо словами, а  всегда мышечными ощущениями.» Павлов также говорил, что речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Для изучения этого вопроса  большую работу провела Л.В. Фомина. Она работала с детьми от 10 месяцев  до 1 г. 3 месяцев. Дети разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия  проводились по особому плану. В  результате, звукопроизношение у  детей при тренировке тонких движений пальцев не только удалось получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в первой группе) но оказалось и более совершенным.

Далее Л.В. Фомина исследовала более 500 детей в различных детских  учреждениях и обнаружила, что  уровень развития тонких движений пальцев рук с уровнем развития общей моторики совпадал не всегда.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук  с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.  Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока. [11]

На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты – указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями.  Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве.  А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности. [12]

Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. [17]

Восточные медики утверждали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек. Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка [12].

Как показывают наблюдения, в овладении  движениями рук большую роль играет подражание. Э. Франус различает три  вида подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 3) повторение новых движений. Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой и т. д. Примеров такого самоподражания можно видеть очень много. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их [9]. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками [11].

Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться  очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга [9].

Дошкольник может заблаговременно  овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволяют  ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соизмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыков плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. [13]

Положительную роль этих умений трудно переоценить - ведь некоторые  первоклассники, не владеющие ими  и не соизмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Кроме того, работа по развитию движений рук должна иметь систематический  и регулярный характер, только тогда, будет достигнут успех. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к  возникновению негативного отношения  к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Движения при письме представляют собой особый класс движений, который Н.А. Бернштейн (1997) отнес к высшему уровню построения движений, обозначенному им как уровень «символических координаций».

Один из ведущих скандинавских исследователей письма Нильс Сёвик выделяет шесть групп факторов - умений и навыков, влияющих на успешность актов письма и навыков мелкой моторики (по Maeland, 1992):

  1. ловкость пальцев;
  2. выполнение прицельных движений;
  3. психомоторная устойчивость;
  4. зрительно-моторная координация;
  5. зрительное восприятие формы и изображений;
  6. интеллект.

Письмо - сложный координационный  навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте. Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации.

В вопросах развития речи у ребенка не существует мелочей. То, что представляется неважным или  несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой. Часто родители не уделяют должного внимания развитию моторики, не понимая, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи.

Простые движения рук  убирают напряжение с рук, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют  его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Информация о работе Роль мелкой моторики пальцев рук в разитии речи