Роль мелкой моторики пальцев рук в разитии речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена изучению роли мелкой моторики пальцев рук в развитии речи ребенка.
Развитие руки и речи у людей идет параллельно. Благодаря движениям, ребенок уже с самого раннего возраста, начинает познавать окружающий мир. Поэтому движения играют большую роль в развитии ребенка.

Файлы: 1 файл

контрольная по дислалии.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо  они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления [10].

В народной педагогике созданы  игры на основе развития движений рук  «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза  рогатая», «Угадай на ощупь», «Из  чего предмет?», «Чудесный мешочек» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие взрослые видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.

Для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях могут  использоваться: шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки, пуговицы разного  цвета и размера; мелкие камни, ракушки для сортировки. [18]

Анализ различных пособий  по развитию мелкой моторики позволил систематизировать игры направленные на развитие мелкой моторики, которые  могут быть включены в пальчиковую  гимнастику для детей.

1) игры манипуляции («Ладушки-ладушки»). Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ; сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья;

2) пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г;

3) пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности;

4) пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) («Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук);

5) театр в руке, позволяет  повысить общий тонус, развивает  внимание и память, снимает психоэмоциональное  напряжение («Бабочка», выпрямленными  пальцами делать быстрые движения) [12].

Гимнастика для пальцев  рук делится на пассивную (массаж кистей рук выполняется взрослым в медленном темпе, фиксируя руку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит массаж: поглаживание, постукивание) и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка [10].

Этапы проведения пальчиковой гимнастики:

1) Разминка начинается  с упражнений для крупных мышц  верхнего плечевого пояса (плечо,  предплечье), поскольку на занятии,  как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям  предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений - сжать пальцы в кулак, разжать.

2) Затем детям предлагаются  сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением  («Пальчики здороваются»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки.

3) Упражнения, которые  требуют высокой умственной активности  детей, используются последними  это пальчиковые кинезиологические  упражнения - из серии «гимнастики мозга».

Пальчиковая гимнастика может быть включена в режим дня. Например, ее можно провести утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально во время утренней гимнастики. А также перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагалось «поиграть с предметом», например передавать мяч из рук в руки. Если детям предлагается комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок». Очень эффективна пальчиковая гимнастика на физкультминутках (три-четыре упражнения). На учебно-тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей - в заключительной части.

На занятиях с использованием тренажеров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели... (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

На прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. В зачине подвижной игры или в ходе игры, например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина могут выполнять движения руками. На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Перемени предмет», «Передай мяч», «Посадка картошки) [15].

Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с самого раннего  возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним  из вариантов радостного, теплого, телесного  эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель или мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама или воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения - все ему подвластно.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок  достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает  благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа была посвящена изучению роли мелкой моторики пальцев рук в развитии речи ребенка.

Изучив научную и психолого-педагогическую литературу, я пришла к выводу, что роль мелкой моторики в развитии речи ребенка очень велика. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Тонкая моторика - основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов.

Рекомендуется стимулировать  речевое развитие детей путем  тренировки движений пальцев рук, а  это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму.

При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность/ Н.А. Бернштейн. – М: Наука, 1990.
  2. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность/В.М. Бехтерев. – М: Госиздат, 1928.
  3. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе/Л.А. Венгер. – М:Знание, 1994.
  4. Гаврина С.С. Готовим руку к письму / С.С. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
  5. Гаврина С.С. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.С. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Жукова Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2000.
  7. Исенина, Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде / Е.И. Исенина //Докт. дисс. - М.,1986.
  8. Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками / С.Н. Карпова. - М., 1967.
  9. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. - Ростов-на-Дону, 1987.
  10. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.- С.-76-78.
  11. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М: Советская Россия, 1973.
  12. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / А.Н. Леонтьев. – М: Просвещение, 1974.
  13. Любина, Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 4. - С. 33-35.
  14. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже.- М., 1932.
  15. Пименова Е.П. Пальчиковые игры /Е.П. Пименова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  16. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / О.С. Ушакова. – М: Сфера, 2003.
  17. Цвынтарный, Л. Играем пальчиками и развиваем речь / Л. Цвынтарный, М.С. Воронцова.- М.: Спб, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Роль мелкой моторики пальцев рук в разитии речи