Роль наглядных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Активное введение в учебный процесс разнообразных приемов коррекционной работы, специфически направленной на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач коррекционно-развивающего обучения на уроках математики.
В любой современной системе общего образования математика за-нимает одно из центральных мест, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний. Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна?

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Методика изучения уравнений в курсе математике. 4
1.1 Цель изучения уравнений в курсе математики в коррекционно-развивающих классах. 4
1.2 Методика обучения решению уравнений на основании свойств равенств. 7
Глава 2. Роль наглядных средств. 15
2.1 Виды уравнений, решаемых в начальном классе. Их связь с изученным материалом. 15
2.2 Образцы записи решения уравнения и проверки решения. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.16 Кб (Скачать файл)

II. Каллиграфическая минутка. ( 2 минуты )

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и название работы. Обратите внимание на то, что в слове «классная» 2 буквы «СС», подчеркните их с помощью карандаша и линейки

- На доске написаны числа 28 и 30, запишите их в своих тетрадях. Работайте старательно, прописывайте каждый элемент цифр аккуратно. Не торопитесь.  

III. Устный счет.  (3 минуты )

А) - Посмотрите на доску и посчитайте,  сколько прямоугольников изображено на чертеже. ( На чертеже изображено 9 прямоугольников.)

Б) – На доске записаны в столбик примеры.  Устно решите их и найдите лишний пример.

36-5=

27+4=

33+3=

30+1=

26+5=

48-17=

- Какой пример лишний? (Лишний пример – 33+3, потому что его значение равно 36, а значения других примеров равны 31.)

IV. Актуализация знаний. ( 3 минуты )

На доске задание.

Запиши и проверь, что:

а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;

б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.

- Прочитайте это задание.

а) - Запишите сначала сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись          9+6  9-6.)

- Можно сразу сравнить? ( Нет, надо вычислить.)

После вычислений делается вывод:

- 15 больше 3, значит, сумма 9 и 6 больше разности 9 и 6. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 > 9-6.)

б) Выполняется самостоятельно. Лишь делается вывод учащимися, что разность 30 и 1 равна сумме 20 и 9. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 30-1= 20 +9.)

V. Знакомство с новым материалом. ( 7 минут )

На доске карточка  +4= 12.

- Вам знакома такая запись? (Да, это пример с «окошком».)

На доске карточка а+4.

- А такая запись вам знакома? (Да, это буквенное выражение.)

- Что мы с вами делали в первом случае? (Подбирали число, чтобы запись была верной.)

- Какое это число? (Это число 8.)

- Что делали во втором случае? ( Вместо буквы подставляли числа и вычисляли.)

На доске карточка х+4=12.

- А сейчас посмотрите на такую запись.

- На что она похожа? ( И на пример с «окошком» и на буквенное выражение.)

- Что нам говорит знак «=»? (Это равенство.)

- Все ли числа известны в этом равенстве? (Нет.)

- Что неизвестно? (Первое число.)

- Как оно обозначено? ( Оно обозначено с помощью латинской буквы.)

- Если оно неизвестно, перед нами встает какая задача? ( Найти, узнать, какое это число.)

- Найдите это число, чтобы равенство стало верным. (Это число 8, потому что 8+4=12.)

- А знаете, что вы сейчас сделали? ( Вы решили уравнение х+4=12.)

-Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного.

Уравнение – это равенство. (Обратить внимание на знак «=» в уравнении.)

Которое содержит неизвестное число. (Обратить внимание на число «х» в уравнении.)

- Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти.)

- Как обозначается неизвестное число? (Неизвестное число обозначается латинской буквой.)

- Кто может сказать, что такое уравнение? Вы можете воспользоваться учебником, на странице 68 дается определение «уравнения».  (Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.)

- Что значит, решить уравнение? ( Найти такое число, чтобы равенство было верным.)

- Молодцы, а сейчас проверьте себя, прочитав параграф на странице 68.

-  Что же такое уравнение? Расскажите своему соседу. (Взаимопроверка учащихся.)

- Что значит решить уравнение?  Расскажите своему соседу. (Взаимопроверка учащихся.) 

VI. Физкультминутка. ( 1 минута )

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу.

Мы отлично потрудились

И немного утомились

Приготовьтесь, все ребятки!

Танцевальная зарядка!

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише!

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше!

Наши ручки закружились

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.

VII.  Закрепление нового материала.   ( 8 минут )

- Что значит решить уравнение? ( Найти неизвестное число, чтобы равенство было верным.)

- Образец записи решения уравнения еще раз внимательно рассмотрите в параграфе на странице 68.

№ 1, страница 68.

1,2 столбики выполняются с объяснением и записью на доске.

3, 4  столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.

- Прочитайте задание про себя.

- Запишите 1 уравнение. (На доске и в тетрадях учащихся появляется запись уравнения 9+х=14.) Из чисел 7, 5, 1, 3 давайте подберем такое значение х, при котором получится верное равенство.

- Мысленно подставьте вместо х предложенные числа.  Чему будет равно значение х, чтобы равенство 9+х=14 было верным? ( Чтобы равенство 9+х=14 было верным, значение х должно быть равно 5.)

На доске и в тетрадях учащихся появляется запись

9+х=14

х= 5

Проверка

9+5=14

14=14

Проводится аналогичная работа с последующими уравнениями. 

VIII. Работа над пройденным материалом. ( 8 минут )

А)Задача № 6, страница 69.

- Прочитайте условие. О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о Тане, маме и папе.)

- Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько вместе Тане и маме.)

- Запишите условие кратко или выполните схематический чертеж, кому как удобнее. (Самостоятельная работа учащихся.)

Тане – 5л.                                     ? Папе

Маме - ?, но на 19 л.>

- Самостоятельно запишите решение и запишите по нему выражение.

Iспособ.

1) 5+ 19= 24 (г.) – маме.

2) 5+24=  29 (л.) – папе.

II способ.

1) (5+19)+ 5= 29 (л.) – папе.

Ответ: 29 лет папе.

- Первые 5 ребят, которые выполнят верно это задание получат оценки.

Б) № 5, страница 69.

- Внимательно прочитайте это задание и выполните его самостоятельно.

После выполнения этого задания идет фронтальная проверка этого номера.

IX.  Подведение итогов урока. ( 2 минуты )

А) Фронтальный опрос класса по пройденной теме.

- Что нового узнали на уроке? ( Мы узнали о том, что такое уравнение; что значит решить уравнение.)

- Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.)

- Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти такое значение х, при котором равенство будет верным.)

- Что еще делали на уроке? (Решали уравнения, примеры и задачи.)

Б) Выставление оценок.

X.  Домашнее задание. ( 1 минута )

На странице 68 выучить определения «уравнение», «решить уравнение».

Страница 68 № 2, страница 69 задача 7.

 

Приложение 2.

Конспект урока математики в 4-м классе по теме

"Решение уравнений" (учебник И.И. Аргинской)

Цели урока: знакомство с решением уравнений, требующих выполнения нескольких преобразований.

Задачи:

  • научиться узнавать и отличать уравнения нового вида от ранее изученных.

  • расширять и уточнять определение понятия – решить уравнение.

  • продолжать формирование умения обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать по аналогии.

Ход урока.

1. Разминка.

- расположите карточки  так, чтобы произведение возрастало.

7 * 8

7 * 4

9 * 6

6 * 6

9 * 8

ч

у

а

д

А


7 * 6

8 * 3

8 * 6

8 * 7

9 * 6

с

у

п

х

Е


 

У вас получились слова удача и успех, так пусть весь урок вам сопутствует удача и успех.

2. Подготовительное  задание для определения темы  урока и введения новой темы.

На доске:

А+В

56 < 74

7 * 3 + 8

7 + 26

а >0

а + в > с

х + 4 = 12

18 – х = 2

9а + 495 = 1116


 

На какие группы можно разбить эти записи ?

Прочитайте только уравнения.

Самые внимательные уже догадались, что будет сегодня на уроке объектом нашего изучения.

3.Опрос.

1. Что такое уравнение? – равенство, содержащее неизвестное  число, которое надо найти.

2. Что значит решить  уравнение? – найти его корень.

Найти корень уравнения х * v * v = 100. Кто догадался о зависимости?

Х = 1

1 * 10 * 10 = 100

3. Что такое корень  уравнения? - найти значение неизвестного  числа.

1). В каких уравнениях  можно найти неизвестное число, не выполняя действий?

( х + 31 ) – 31 = 19  
( е * 3 ) : 3 = 7  
у + у + у + = 115 * 3 
( а + 8 ) – 47 = 12  
12 * 7 = х * 7

2). Не решая, определите  уравнения с одинаковым корнем:

5а + 3а = 32  
32 – 5а = 3а  
5а – 3а = 32

3). Найдите уравнения, где  надо найти неизвестное уменьшаемое:

3х - 20 = 55  
9х – 2х – 10 = 11  
40 – 3х =34

4). Какими способами мы  умеем находить корень? - способом  подбора;

  • на основе взаимосвязи между компонентами действий;

  • при помощи использования основных свойств равенств

4.Составим уравнение:

Я задумала число, вычла из него сумму чисел 587 и 396 и получила разность 980 и 64.

Х – ( 587 + 396 ) = 960 – 64

5. Физминутка:

Если неизвестное число находится сложением - приседайте;

.- вычитанием - руки вверх;

- умножением - хлопаем;

- делением - руки вперед.

а-7=18  
35 : а = 7  
а+6=10 
30-а=13  
а:12=5  
а*4=24

6. Работа по  учебнику:

№89 Найди среди уравнений самое сложное:

55а-46а+495=1116

Запишите свой вариант его упрощения.

1) 55а-46а+495=1116  
(55-46)*а+495=1116 
9а+495=111

2) 55а-46а+495=1116 
55а-46а=1116-495 
6 9а=621

Учащиеся решают самостоятельно, а 2 ученика у доски.

Проверка.

7. Закрепление:

Решите уравнения тем способом, который тебе больше нравится.

77к-69к-271=5417  
465+53х-46х=313

Проверка.

8. Решение задачи:

Как называется раздел математики, который изучает уравнения?-алгебра

Дома вы в справочниках нашли определения:

Алгебра- наука, которая изучает вопросы уравнений и неравенств.

Арифметика- наука о числах и операциях над ними.

Какой способ решения задач называется алгебраическим?

Какой способ решения задач называется арифметическим?

Прочитайте задачу:.

В трех коробках 3900 карандашей. Сколько их в каждой коробке, если в первой на 100 карандашей больше, чем в третьей, а во второй на 100 карандашей больше, чем в первой?

Как ее можно решить?- уравнением.

9. Теперь я предлагаю  вам оценить свою работу сегодня  на уроке. В тетрадях у вас  есть оценочный лист:

вопрос

+

-

Затрудняюсь

1.

Знаю ли я, что такое уравнение?

     

2.

Умею ли я решать задачи алгебраическим способом?

     

3.

Умею ли я решать простые уравнения?

     

4.

Умею ли я решать сложные уравнения?

     

5.

Смогу ли я решить самостоятельно такого типа уравнения?

     

 

10. Тест.

  1. В какой строчке записано уравнение? 
    а) 46-20=26 
    б) в: 7=2 
    в) 16+а > 30 
    г) к ? m = n

  1. В каком уравнении неизвестное число равно 4 ? 
    а) в+9=17 
    б) 27:с=3 
    в) 36:х=9 
    г) z ? 2 =4

Информация о работе Роль наглядных средств