Роль отца и матери в воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Я решила заняться этой научно-исследовательской работой, так как сочла ее актуальной на сегодняшний день. Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка, рассмотренная в данной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения роли отца и матери в воспитании ребенка
1.1. О природе материнского поведения………………………………………………4
1.2. Готовность к отцовству……………………………………………………………..8
1.3. Влияние отца на психическое развитие ребенка……………………………….. 12
1.4. Как родители влияют на образ «Я» ребенка…………………………………….16
1.5. В чем разница между материнским и отцовским воспитанием………………...21
1.6. Поведение родителей и привязанности…………………………………………..22
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи отношений детей дошкольного возраста и родителей.
2.1.Организация и методы исследования ……………………………………………….31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………………… 35
Заключение……………………………………………………………………………… 42
Список литературы……………………………………………………………………...44

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.rtf

— 2.90 Мб (Скачать файл)

Условия, возникающие как результат взаимодействия значимых для воспитания факторов, в каждом конкретном случае создаются воспитателем. Это своего рода обстоятельства или ситуация, оказавшись в которых человек ведет себя так, а не иначе. Родитель, применяя знания закономерностей психики на ситуацию, формирует её, используя уже существующие воспитательные факторы, в том числе собственные.

Признаки разных уровней воспитанности качеств, - считает М.И. Шилова, - являются дифференциальными описаниями, «ключом» для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности. В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и нравственной позиции, от соотношения внешней регуляции и внутренней саморегуляции, по мнению М.И. Шиловой, можно выделить три уровня нравственной воспитанности: высокий, средний и низкий:

- Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого положительного опыта нравственного поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, проявлением общественной позиции.

-Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей еще не проявляется.

- Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями; саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Характерной ошибкой многих родителей является то, что, включившись в воспитание ребёнка того или иного возраста, не делается дифференцированного изучения параметров его развития, различных видах воспитания (нравственного, Физического, трудового и др.) и их оценка. Вместе с тем, как показывают данные исследований, начало активного этапа воспитания приходится на возраст ребёнка, составляющем в среднем 5 - 7 лет.

 

Этот возраст ребёнка благоприятен для зарисовки общего контура готовности самого родителя осуществлять различные виды воспитания.

Разумеется, изучению и оценке необходимо подвергать всю систему «ребёнок - родитель». Основными показателями в оценке воспитательного процесса в семье могут быть:

В дошкольном возрасте ребёнка (3 - 7 лет):

а) для ребёнка: характер проявления первых признаков нравственных качеств; общее физическое развитие и возможные дефекты; способность к игре; уровень внушаемости; тенденции развития половой идентичности; характер проявления доминирующих способностей; способность к подражанию; предрасположенности к игре; реакции на принятые нормы поведения; характер проявления детской ответственности и т.п.;

б) для родителя: мотивация воспитания; уровень знания особенностей этого возрастного периода; умение формировать целевые и смысловые установки; понимание особенностей различных видов воспитания; характер и силу собственных психогенных отклонений для этого периода ит.п.

      Таким образом, доступность родителей к оценке своих воспитательных возможностей предоставляет им широкие условия их реализации и коррекции, а значит, устранение возникающих проблем в жизнедеятельности семьи.

   Кроме того, на нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.

   В современной науке нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

   В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени.

В рамках нашего исследования мы обратились к родителям с вопросом: «Какие традиции есть в вашей семье?» многие из них либо затруднялись ответить, либо говорили, что таковых нет.

   Вместе с тем, психологи говорят о том, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят причину проблемного подросткового возраста. Между тем, семья - это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Исследование проводилось на базе ДОУ «Светлячок» г.Гомеля

Нами было обследовано 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста (это семьи: Васильковых, Барановых, Гидранковых, Россол, Нетиовских, Чкезовых, Пальцевых, Тимофеевых, Галицких, Коваленко, Ластовка, Разумейко, Тарасенко, Савенко, Шишовых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

 

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали методику Л.М.Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: с помощью опросных методов (письменно или устно) установить нравственные представления детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.).

 

Ход выполнения: Детям предлагается (в письменном виде или устно) привести хорошо известные им примеры соответствующих поступков.

  Обработка полученных данных: полные ответы каждого ребёнка занести в матрицу. Качественный анализ ответов детей позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах. Степень эта может быть оценена как: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и четкое; 3) полное и четкое представление о нравственном качестве.

 

Анализ ответов показал, что:

    из 15 детей полное и четкое представление о нравственном качестве имеют 4 ребёнка (27%). Эти дети приводили следующие примеры: поделиться угощением с другим ребёнком, приютить бездомного котенка, сказать маме правду, зная, что эта правда может огорчить маму и т.д.

  3 ребёнка (20%) имеют правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственном качестве. Их примеры: помочь взрослым, жалеть родителей, не огорчать папу и маму и т.д.

   8 детей (53%) имеют неправильное представление о нравственных качествах. Эти дети испытывают затруднения в приведении примеров, они путаются в ответах или вообще отказываются отвечать на вопросы педагога.

Результаты методики представлены в рисунке 1

 

 

Рис. 2.1 Результаты сформированности представлений о нравственном качестве.

 

 

Методика «Разложи картинки». Л.М.Фридман.

 

Цель: выяснить осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений в предметной деятельности.

Ход выполнения: Каждому ребёнку даётся набор картинок, на которых изображены различные поступки детей. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых изображены хорошие поступки, с другой - плохие. Затем ребёнок объясняет, почему он так разложил картинки. Сюжеты картинок подбираются педагогом в соответствии с изучаемым нравственным качеством.

Обработка полученных данных. Все вопросы, замечания, высказывания, ответы и пояснения, а также особенности поведения ребёнка во время работы и последующей беседы записываются дословно. Их анализ даёт представление о восприятии и понимании детьми соответствующих нравственных категорий.

Анализ результатов данной методики дал следующие результаты:

- 5 детей из 15 (33%) безошибочно разложили картинки по стопкам, с легкостью объясняли свои действия;

- 7 детей из 15 (47%) с помощью наводящих вопросов педагога разложили картинки по стопкам и испытывали некоторые затруднения во время пояснения своих действий;

- 3 ребёнка из 15 (20%) при раскладывании картинок по стопкам нуждались в помощи педагога, не могли объяснить свои действия.

 

Результаты методики представлены в рисунке 2

 

 

 

Рис. 2.2 Результаты осознанности детьми нравственной стороны взаимоотношений в предметной деятельности.

 

По результатам данных методик можно сделать следующий вывод о том, что не все дети имеют нравственные представления о честности, доброте, дисциплинированности, родители этих детей приложили минимум усилий для того, чтобы сформировать у них понятия о некоторых нравственных качествах.

На первом этапе обследования родителей мы провели с ними беседу на тему: «Традиции в нашей семье» (приложение А).

Цель: выявить какие традиции есть в современных семьях.

Методика проведения: Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить наличие традиций в их семьях. Обработка результатов показала, что из 15 семей только в двух (13%) семьях есть праздники которые они отмечают в тесном семейном кругу, мамы или папы в этих семьях читают сказки своим детям перед сном, традиционно делают сувениры и подарки своими руками всем членам семьи к праздникам, устраивают совместные обеды в кругу семьи по праздникам и выходным. Например, в семье Мошкиных стали традиционными кукольные спектакли, которые показывают мама, папа и дочь своим бабушкам и дедушкам, что говорит о связи между поколениями в этой семье.

    В семи семьях (47%) традиционным является встреча таких праздников как: Новый год, восьмое марта, 23 февраля, дни рождения членов семьи. Родители в этих семьях дарят подарки детям к праздникам, вместе отдыхают во время отпуска. Многие родители утверждают, что ритм жизни меняется и у них просто нет времени на тихие семейные чтения по вечерам или общие семейные ужины.

    Родители из шести семей (40%) затрудняются назвать свои семейные традиции и ограничиваются лишь застольем к тому или иному празднику, на остальное у них нет ни средств, ни времени.

    Таким образом, мы делаем вывод о том, что не всем семьям удается сохранить домашние традиции, пронести их через время, испытания и невзгоды. Однако, люди воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой возможности. Конечно, ничто не вечно, даже традиции, они появляются, живут, иногда умирают, но то, что будут вспоминать дети и даже то, какие семейные традиции будут у них, - зависит от родителей.

 

Результаты беседы представлены в рисунке 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3 Виды семейных традиций в современных семьях

 

 

Для выявления нравственных ценностей в семье мы разработали анкету из 10 вопросов (Приложение Б).

Цель: выявить какие традиции существуют в семье и как они влияют на нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить каким семейным традициям отдают предпочтение родители. Обработка результатов анкетирования показала, что:

из 15 семей только три (20%) предпочитают в свободное от работы время посещать культурно-досуговые места, активный отдых на природе, устраивают семейные праздники;

восемь семей (53%) ведут активный образ жизни лишь во время отпуска;

четыре семьи (27%) предпочитают проводить свободное время дома, чаще всего это просмотр кинофильмов по телевизору, компьютерные игры и т.п.

Результаты анкетирования представлены в рисунке 4

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.4 Виды семейных традиций, влияющих на нравственное воспитание детей.

 

 

 

Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест - опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. (приложение 3)

Цель: выявить родительское отношение к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

 

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Информация о работе Роль отца и матери в воспитании детей дошкольного возраста